«Исчезающий Иркутск» - проект, который не оставляет никого равнодушным. После знакомства с ним невозможно просто пройти возле старых домов в городе, не остановившись на секунду и не представив, что пришлось пережить дому и его жильцам.
Пошёл уже 5-й год, как журналисты портала «ИрСити» и историк Алексей Петров . За 2018 год таких историй было 20. Выделить лучшие - просто невозможно, каждый дом по-своему значим и важен. Я лишь хочу вам напомнить о тех домах, истории которых запали нам в душу больше всего.
Многострадальный дом Рассушина
Дом врача Аркадия Рассушина находится на бульваре Гагарина, 32. Первый раз мы писали о нём в декабре 2014 года.
«С одной стороны, у него центральный вход, дверь не открывается. С другой стороны – зелёный забор, ворота которого закрыты на небольшой замочек. Фасад демонстрирует неплохое состояние дома, качественную постройку. Но на Ангару дом не «смотрит», - описывает внешний вид дома моя коллега Ксения Власова.
История нашла новое развитие весной 2018 года, когда приезжий эксперт рекомендовал вывести дом из перечня выявленных памятников, а служба по охране объектов культурного наследия подготовила соответствующий документ. Пока служба согласовывала приказ в прокуратуре, иркутские архитекторы и историки провели свою экспертизу, заключение было положительное, и они рекомендовали не вычёркивать дом из списка памятников. Но к сожалению, через несколько дней его всё-таки вывели из госохраны. В августе мы ещё раз сходили в гости к дому Рассушина. В нём, как и в 2014 году, живёт тот самый Валерий, который за ним присматривает.
Иркутские общественники просто так дело не оставили, было решено идти в суд и защищать дом врача. В октябре суд начал рассматривать дело и временно запретил реставрировать и сносить дом. И пока будут идти судебные разбирательства, дом будет стоять всем назло.
Встреча с Цехановскими
Ещё одна история, которая получила продолжение, - о жилом доме Ершовой, о котором писала Зоя Кузнецова в феврале 2018 года. Это заброшенное здание постройки конца XIX века, пережившее в 2018 году два пожара, находится на улице Марата, 33. Дом Ершовой указан в приказе службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от 4 мая 2017 года «Об утверждении предмета охраны исторического поселения город Иркутск». С точки зрения чиновников, дом имеет историко-культурную ценность в составе градостроительного ансамбля – застройки улицы.
Сначала дом принадлежал гласному Иркутской думы Петру Кузнецову, затем его купила дочь рабочего Николаевского завода Татьяна Ершова, чьё имя он сейчас и носит. А вот в 1908-1909 годах в списке владельцев здания указана некая Цехановская, про которую ничего выяснить не удалось.
В июне к нам в редакцию позвонила девушка Милана, семья которой – потомки Целестина Цехановского, польского врача, жившего в доме. Она принесла нам много фотографий из семейного архива. Оказалось, что Татьяна Ершова жена врача Цехановского. Также Милана рассказала удивительную историю своей семьи, которая прожила в этом доме до Великой Отечественной войны.
Неизвестный дом на Преображенской
Самым читаемым текстом «Исчезающего Иркутска» оказалась история неизвестного дома с мезонином на Преображенской. Возможно, потому, что этот загадочный дом привлекает внимание каждого, кто хоть раз проходил или проезжал мимо него. Вдобавок он стоит на оживлённой улице Тимирязева, напротив Института травматологии и ортопедии.
Жёлтый дом с милыми окошками и мезонином напоминает сказочного старичка. Посмотрите на фото дома анфас, разве это не портрет? Во втором этаже можно разглядеть лицо с глазами и носом, а первый этаж похож на сильные плечи. Дом окружён с трёх сторон и к нему не так-то просто подступиться.
В нём живут несколько семей, благодаря которым дом до сих пор стоит. Один из них 70-летний мужчина, который живёт в нём уже 30 лет, рассказал нашим журналистам, что жильцы загнаны в угол из-за того, что здание входит в перечень памятников. Из-за этого нельзя делать капитальный ремонт или расширять границы. Так в нём и живут, ругаясь на власть.
Дом актёра
Одноэтажный деревянный дом, который прячется за могучим Иркутским драмтеатром, стал героем нашего проекта в конце ноября. Сейчас это здание именуется Домом актёра, а когда-то здесь жил известный купец, золотопромышленник и винодел Михаил Бутин. В начале 2019 в доме планируется масштабная реставрация, а пока он выживает усилиями местных театральных деятелей.
Дом был построен в конце XIX века в стиле деревянного модерна. О постройке хорошо отзывались в местной прессе. После смерти Бутина дом перешёл в городскую собственность. После 1922 года помещение передали губернскому совету физкультуры, а с 1935-го дом купца Бутина превратился в коммуналку. Известно, что до 1978 года здесь жило около 15 семей с общей кухней и удобствами на улице. С 24 марта 1980 года особняк стал называться Домом актёра, здесь же находится местный Союз театральных деятелей.
Двухэтажный дом, где жил врач Шастин
История ещё одного известного всем дома, в котором жил знаменитый хирург Павел Шастин, привлекала наше внимание под конец года. Дом стоит на бульваре Гагарина, 4А. Его видел каждый, кто хоть раз прогуливался по набережной реки Ангары.
С виду может показаться, что дом в хорошем состоянии. Но если приглядываться, то можно увидеть, что из трёх балкончиков, остался только один, кромка крыши частично разрушается, а пристрой с тыльной стороны и вовсе стоит наперекосяк. Подъезд, в который охотно пустила нас одна из старожилов, тоже находится в плачевном состоянии: пошарпанные стены, старая лестница, деревянные доски в полу скрипят и проваливаются. Но удивительно то, что здание за свою столетнюю историю капитально ни разу не ремонтировалось. В доме, с его постройки, сохранились двери, лепнина начала XIX века и большая широкая лестница.
Дом был построен для врачей Кузнецовской больницы, и пережил за свой век много медицинских семей. По словам одной из его жительниц, капитальный ремонт дома запланирован на 2026 год. И жильцы намерены добиваться того, чтобы сохранить его таким, какой он был, когда здесь жил Шастин.