На прошлой неделе мэрия Иркутска представила схему реконструкции Лермонтовской развязки, из которой мало что было понятно, в том числе почему этот проект в администрации считают оптимальным. Солнечным утром среды мы встретились с проектировщиками и чиновниками комитета городского обустройства мэрии, чтобы разобраться, что там будет происходить.
Как выбирали вариант реконструкции
Аукцион на разработку проекта реконструкции Лермонтовской развязки был проведён со второй попытки в сентябре 2020 года. На конкурс вышло две компании - ООО «Мост», которое стало победителем, и ООО «Проект». Обе предложили максимальную цену контракта - 15,7 миллиона рублей.
Главная цель реконструкции Лермонтовской развязки - решить проблему затора при съезде с Академического моста в сторону микрорайонов Университетский и Первомайский.
Схему реконструкции Лермонтовской развязки выбирали из трёх вариантов. Проектировщики подбирали проект, который бы вписывался в существующую дорожную сеть и рельеф. Ещё одним критерием была стоимость.
Исходя из этого не стали рассматривать вариант эстакадной развязки вместо «клевера». Главный технолог компании «Мост» Николай Кякин называет такую схему фантастической, в частности, из-за цены. По данным компании-проектировщика, использование варианта с эстакадами привело бы к удорожанию проекта минимум в 2,5 раза, максимум в 5 раз. Кроме того, длина эстакады с Академического моста на Лермонтова составила бы около полукилометра.
В существующей схеме оставили все три заправки: две у моста на Лермонтова и одну на объездной микрорайонов Первомайский и Университетский. Как отметил руководитель комитета городского обустройства мэрии Роман Орноев, в противном случае пришлось бы выкупать землю у собственников АЗС, что могло привести не только к удорожанию проекта, но и к затягиванию сроков реконструкции в случае, если собственники были бы не согласны, например, с ценой и оспаривали её в суде.
Для автомобилей
Сейчас проект реконструкции Лермонтовской развязки затрагивает участок от Академического моста до микрорайона Первомайский (поворота на улицу Вампилова), в том числе изменится движение на въездах в Университетский и Первомайский.
Потоки транспорта на Академический мост и с него разделят по двум дорогам - в обе стороны будет устроено по три полосы, при этом две из них оставят под автомобили, одну сделают выделенной для общественного транспорта.
Трёхполосную дорогу с моста в направлении Первомайского устроят на улице Академической, на месте существующей сейчас. Для строительства трёхполосной трассы в обратном направлении нужно будет сделать ещё один путепровод - в недавнем пресс-релизе мэрии его назвали тоннелем. Как отметили представители проектировщика, проезжая часть как в сторону моста, так и в сторону Первомайского будет поднята примерно на 3 метра.
Из микрорайона Союз будет предусмотрено два выезда - со стороны улицы Юрия Тена в сторону Академгородка и на новую дорогу в сторону Академического моста, в этом же направлении автомобилисты смогут развернуться и попасть на Лермонтова в сторону остановки «Институт МВД».
Для того, чтобы автомобилисты не стояли на круговом съезде с Лермонтова, предусмотрена дополнительная полоса в 200 метров под новым путепроводом, на которой водители смогут набрать скорость и встроиться в поток.
Дорога от Первомайского до «Сильвермола» и дальше на Синюшину гору в проект не входит и останется двухполосной. При этом проектировщики не ждут серьёзных заторов в этом направлении, так как, по их расчётам, основной поток транспорта распределится между микрорайонами Первомайский и Университетский.
На мосту от остановки «Институт МВД» к «Госуниверситету» пока создание выделенных полос не предусматривается. Сам путепровод планируют расширить, на нём будет по три полосы в обе стороны и велопешеходные дорожки. В комитете городского обустройства отмечают, что «выделенки» можно будет устроить позже - когда решится вопрос с узлом на Улан-Баторской - Лермонтова, также отдав под автомобили две полосы, а одну оставив для общественного транспорта.
По расчётам «Моста», поток автомобилей на Лермонтовской развязке после реконструкции возрастёт в два раза - примерно до 13 тысяч автомобилей в час. В комитете городского обустройства отметили, что проект разрабатывается с учётом изменения дорожной ситуации в городе на 20 лет.
Для пешеходов и велосипедистов
На развязке планируется создать велопешеходные дорожки для связи Академгородка со Студгородком, маршрутов с Академического моста через путепровод на улице Лермонтова к остановкам «Институт МВД» и «Госуниверситет», а также в Университетский и Первомайский.
Ширина дорожек составит 3 метра, на них будет нанесена разметка под велосипедную полосу. Проект предполагает создание двух наземных регулируемых пешеходных переходов на выезде от Союза и у Ледового дворца. Светофоры будут работать «по кнопке».
Остальные пешеходные переходы будут представлять собой тоннели под проезжей частью. Проектировщики называют их подземными, но спуска по ступенькам, как например, в переходе под железнодорожными путями, не будет. Их сместят так, что от Ледового дворца иркутяне будут выходить прямо к подземному переходу на Академической. Переход этой части развязки, считают в проектной организации, будет заниматься примерно 7 минут.
Действующий надземный пешеходный переход демонтируют во время реконструкции дороги.
Парковки
Реконструкция Лермонтовской развязки затрагивает часть парковки у Ледового дворца. Предполагается, что территория уйдёт под выезд с Лермонтова на дорогу к Академическому мосту.
В комитете городского обустройства сообщили, что вопрос компенсации этих парковочных мест будут рассматривать во время проектирования в этом году вместе с властями Иркутской области.
При этом, по мнению представителей компании-проектировщика, при одновременном проведении мероприятий в обоих ледовых дворцах или концерте хотя бы в одном на несколько тысяч человек, заторов при выезде избежать не удастся, ведь все зрители будут уезжать одновременно.
Деньги и сроки
Сейчас стоимость проекта оценивается в 3 миллиарда рублей, но в этой сумме не учтена перекладка сетей, то есть она может возрасти. Предполагается, что проект будет реализован при софинансировании из регионального и федерального бюджетов к 2025 году. В 2021-м должно быть завершено проектирование, в том числе определены этапы реконструкции, пути объездов на время ремонта, пройдены экспертизы.
При этом реконструкция Лермонтовской развязки не решит проблемы пробок на Лермонтова и в Академгородке. В комитете городского обустройства также говорят ещё о двух проблемных узлах - на пересечении Лермонтова и Улан-Баторской и при выезде из Академгородка на Академический мост.
Для первого перекрёстка в комитете городского обустройства обсуждают вариант создания приоритетов для общественного транспорта. Во втором случае схему движения будут смотреть после решения вопроса о строительстве новой школы на улице Мелентьева, напротив 19-й школы. Согласно документам о градпланировании, реконструкция этой развязки также предполагается в срок до 2025 года.