Город «Нам осталась пара лет». Художники рассказали о том, как в центре Иркутска умер «маленький Монмартр»

«Нам осталась пара лет». Художники рассказали о том, как в центре Иркутска умер «маленький Монмартр»

Знаковое место у бывшего книжного магазина «Антей», кажется, доживает свои последние дни

Остатки «маленького Монмартра» в центре Иркутска
Источник:

В 1990-е и 2000-е годы в самом центре Иркутска у бывшего книжного магазина «Антей» (сейчас он специализируется на канцелярии) всегда было людно. Более 30 иркутских художников почти каждый день выходили на улицы продавать свои картины. Сегодня на тротуаре у книжного магазина стоят лишь двое — Лидия Драчугова и Александр Пархоменко. Они рассказали корреспонденту «ИрСити», как и почему ушла в историю живая иркутская достопримечательность — так называемый «маленький Монмартр».

Монмартр — район Парижа, который в конце XIX века стал точкой притяжения французских художников.

В первой половине 1990-х годов художники выходили продавать свои картины на бульвар Гагарина, но затем им запретили там собираться, и Юрий Ножиков предложил новое место — у книжного магазина «Антей». Так и началась история этого места, рассказывает Александр Пархоменко.

Котики — вечная тема для творчества
Источник:

— Раньше картины покупали заграничные туристы. Популярностью пользовались виды Байкала и прочие пейзажи сибирской природы. Я вышла сюда в начале нулевых. Китайские туристы набирали картины десятками, в 2018 году им запретили ввоз картин из России, потому что картины считаются предметом роскоши. До этого китайцы были самыми главными покупателями. Еще раньше было хорошим тоном дарить картины, многие покупали в подарок. Сейчас тоже иногда покупают, но гораздо реже. Много картин с Байкалом покупали в офисы, — вспоминает Лидия Драчугова.

Территория возле «Антея» в 2015 году
Источник:
Угол возле магазина «Антей» в 2019 году
Источник:

Сейчас в неделю Лидии удается продать не более одной-двух маленьких картин за тысячу рублей. Женщина с детства мечтала стать художником — окончила художественную школу, затем училище и устроилась на Хайтинский фарфоровый завод, где проработала почти 20 лет. Жила в Мишелевке. В 1993 году переехала в Иркутск, устроилась дворником и 10 лет проработала на муниципалитет, чтобы получить квартиру в городе. Заслужив жилье, она посвятила себя живописи и начала продавать свои картины у «Антея».

Байкальский пейзаж Лидии Драчуговой
Источник:

— Когда только зашла речь о строительстве 130-го квартала нам обещали, что там выделят место для уличных художников. Но, как оказалось, места эти платные — в день 500 рублей. Сейчас в 130-м стоят только те, кто печатает картины. И цена у них 200–300 рублей. Конечно, там привлекательнее для туристов. А у нас таких денег на аренду нет. Если кто из нас раз в месяц большую картину за 5 тысяч рублей продаст, так дружно радуемся, как за себя. Хорошо было бы нас туда пустить, но пока нет, — говорит художница.

Слова коллеги по цеху подтверждает и Александр Пархоменко. Он говорит, что особенно сложно стало из-за пандемии.

Александр Пархоменко пишет в основном пейзажи. Но у «Антея» продает картины и знакомых художников
Источник:

— В самоизоляцию нас отсюда гоняли, не разрешали торговать, штрафами пугали. Тогда всё на спад и пошло. Туристов стало мало, местным наши картины неинтересны. Да и время сейчас такое, сами понимаете, не до картин. Процентов 70–90 из наших теперь только через интернет продает. Сейчас иногда звонят старые заказчики — Байкал нарисовать, другу в Москву увезти, но редко, — рассказывает Александр Пархоменко.

В 2021 году мэрия Иркутска установила у «Антея» стенды для картин, но ситуацию это не улучшило. «В сравнении с тем, как было раньше, народ здесь практически не ходит. Раньше поток людей шел в драмтеатр, а теперь в торговый центр», — говорит Лидия Драчугова.

— Да и неинтересны сейчас никому классические картины. В современные интерьеры если и покупают что-то, то авангард. А мы так не пишем, — добавляет Александр Пархоменко.

Лидия и Александр не теряют надежды, что когда-нибудь им выделят бесплатное место в 130-м квартале и продажи улучшаться.

— Мы теперь к этому стенду, который мэр поставил, практически привязаны. Раньше всю площадь занимали, нас было больше 30 человек, художников. Теперь у витрин нельзя, у «Антея» нельзя. Место выделили — тут и стой, на этом пятачке. 25 лет тут стояли, и только сейчас нам стенд поставили. Спасибо, конечно, но раньше как-то посвободнее было. Просто доживаем тут свой век, я думаю еще пару сезонов проработаю и не буду ходить на улицах торговать больше. Ушло наше время, — вздыхает Александр Пархоменко.

Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE6
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY4
Печаль
SAD12
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
10
ТОП 5
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Россияне съездили в страну гор и вина — Армению — и почувствовали себя дома: плюсы и минусы отдыха
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления