Увеличение провозной способности российских железных дорог в восточном направлении сегодня стало самой масштабной, а с учетом нынешней геополитической ситуации и самой ответственной частью национального проекта «Модернизация транспортной инфраструктуры». Железнодорожный Восточный полигон включает в себя энергетическую составляющую — проект очень энергоемкий. Иркутская электросетевая компания включилась в работу над ним в 2022 году.
БАМ плюс Транссиб
«Восточным полигоном» называют сеть в границах четырех железных дорог: Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной. 17 тысяч километров полотна и 800 станций в 17 регионах России. Главные нитки, связывающие этот участок, — БАМ и Транссиб. Сейчас идет второй этап модернизации полигона, и если в 2013 году (на старте проекта) его провозная способность составляла 98 млн тонн грузов в год, то в 2022-м — уже 158 млн тонн. К концу 2024-го планируется 180.
Работы идут с опережением графика. Сооружаются новые тоннели и мостовые переходы, реконструируются станции: бригады удлиняют пути, укладывают стрелочные переводы, монтируют контактную сеть. Увеличатся не только объемы перевозимых грузов, но и скорость доставки — например, контейнеры из портов Дальнего Востока будут достигать западных границ нашей страны всего за неделю.
— Увеличение объемов грузоперевозок как на территории России, так и с дружественными странами будет иметь большой экономический эффект, — заявил руководитель комиссии по модернизации Восточного полигона заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин. — Задачи масштабные, они включают и строительство дорог, и энергетику, и жилье, и благоустройство населенных пунктов.
Поставили под напряжение
Работы по первому этапу электроснабжения на Восточном полигоне железных дорог завершили в феврале нынешнего года. Среди крупных объектов — линия 500кВ Усть-Кут — Нижнеангарская, её построило ПАО «Федеральная сетевая компания». Обеспечена дополнительная мощность для БАМа и Транссиба. Подключены к сетям объекты инфраструктуры нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», месторождений «Сухой Лог» (золоторудное) и Ковыктинское (газоконденсатное) и многие другие. АО «Иркутская электросетевая компания» в рамках первого этапа модернизации электроснабжения Восточного полигона увеличила мощность трансформаторной подстанции «Тайшет» до 750 МВА. На ней в дополнение к двум действующим был установлен третий автотрансформатор мощностью 250 МВА. Запуск нового дал возможность технологического присоединения железнодорожных и промышленных объектов. Работы на подстанции проводились с 2022 года, когда ИЭСК вошла в проект.
— Этот проект, безусловно, важен для всей страны. Он очень энергоемкий: электротяга поезда — это в первую очередь электроэнергия. Здесь важна надежность. Электросетевая компания работает по 33 объектам на общую сумму порядка 7,5 млрд рублей. Большая часть из них будет сдана в эксплуатацию до конца текущего года, — сообщил генеральный директор АО «ИЭСК» Дмитрий Конопелько.
К слову, дополнительные трансформаторные мощности на подстанции «Тайшет», а в скором времени и дополнительные мощности, вводимые на ПС «Коршуниха» и ПС «Тулун» Иркутской области, не только обеспечивают новые инфраструктурные возможности для увеличения грузоперевозок по Транссибу и БАМу и повышают надежность работы электрической сети. Они также помогают ликвидировать узкие места в энергосистеме Иркутской области. Практически во всех задействованных в проекте районах области к электросетям будут подключены новые потребители.
Проект важен не только для транспортной отрасли, в частности, для развития железных дорог, но и для жителей Бурятии, Хакасии, Забайкальского, Красноярского, Приморского, Хабаровского краев, Кемеровской области. В этих регионах улучшится качество электроснабжения.
Для Иркутской области проект — это возможность выйти на новый уровень индустриального развития, стимул для ускорения социально-экономического развития.