
Читатели «ИрСити» — об Иркутске, его недостатках и достоинствах
Мастер по свечеварению Элла Кручинина родилась и выросла в Томске, шесть лет прожила в Красноярске, а два года назад переехала в Иркутск. В своих соцсетях она поделилась тем, что за это время любви с городом у неё так и не случилось, и назвала 11 причин, почему так произошло. Её мнение вызвало бурное обсуждение, как в соцсетях девушки, так и среди наших читателей. Приводим самые интересные из комментариев, опубликованных на сайте и в Telegram-канале «ИрСити».
— В городе нет хозяина, который любит свой город. Сплошные назначенцы, которые тянут все ресурсы из области и часть себе в карманы, — считает пользователь с ником balagur.
— Я родилась в Иркутске, прожила 60 лет. Вижу изменения. НО! Город не для людей, а для работы и работников. Места отдыха больше в «центре» города и кое-где по окраинам. Уборка и организация мест общего пользования под комфортное существование на двоечку по пятибалльной системе: и как бы есть, но присмотришься — отсутствует. Многое (по планировке и архитектуре) — от условий сибирского города XVIII века, и всё негативное не изжито, а всё позитивное — запущено и тоже канет в лету. А подход к условиям жизни — так «каторга» осталась и живет. Присмотритесь… понаблюдайте… Конечно, если бы вкладывать средства в город с любовью и заботой… А так только хищническое строительство спальных микрорайонов и ЖК без необходимой для жизни инфраструктуры… Даааа, мы не Москва, средства собирать негде, отдаем… Какое место занимали в царской России, такое место занимаем и сейчас… — делится ещё один гость сайта.
— Экология в Иркутске сильно ухудшилось, какая-то копоть или сажа круглый год, деревья повырубали, каменные джунгли какие-то, — отмечает другой.
— Очень хотелось побывать в Томске, люблю деревянное зодчество, а Томск им славится. Не берусь судить, может, в сравнении с Томском наш город и проигрывает, но деревянной архитектуры, пусть и требующей реставрации, здесь больше, чем где-либо. Не понимаю, как можно разглядеть одну только красивую улицу во всем городе. Здесь относительно немного сталинской застройки, как, например, в Москве, но это, скорее, плюс. Мало высоток, и это тоже несомненный плюс. Зато с XIX века, когда Иркутск был золотопромышленной столицей и купечество вкладывалось в развитие и строительство города, здесь осталось множество интересных с архитектурной точки зрения зданий. Да, собственно, все осталось с тех времен — художественный музей, драмтеатр, здания университетских корпусов. Проблема в том, что нынешнее «купечество» заинтересовано, похоже, только в гостиничном бизнесе — из проектов только «Курбатовские бани» и переделка «Востсибугля» в 5-звездный отель. Ни музеев, ни театров, ни парков, ни помощи в восстановлении архитектурного наследия (про 130-й квартал прошу не вспоминать, это не имеет отношения к наследию) город не дождется. Однако, возможно, именно они всячески поддерживают появление подобной критики в адрес города. Чтобы потом написать свое обычное «хозяина нет». В остальном, все верно, городской транспорт никуда не годится, экология плохая, снег не убирают, — добавляет ещё один пользователь.
— Томск — захолустье. Деревянная архитектура такая же, что и Иркутске. Набережная ещё хуже. Погулять негде. Город — спутник атомный Северск, где еще построили брест 300 — переработку ядерных отходов со всей Европы. И комары, мошки летом. Потому что Васюганское болото вокруг. Ну и чем там лучше…а еще тарифы на всю коммуналку в 5 раз больше. Говорю, как томичка, переехавшая в Иркутск. Из провинций тут лучше. А Красноярск — миллионник, не всем нравится, с желтыми дождями. Везде хорошо, где нас нет, — парирует ещё один пользователь.
— Почему в Красноярске «жёлтые» дожди? И потом. Верно ведь в Москве говорят, что в Красноярске цивилизация кончается. Красноярск — огромный, современный, очень красивый город, в котором не меньше памятников истории и культуры (сам город старше Иркутска); причём все эти памятники давно отреставрированы и находятся в великолепном состоянии. Сравнивать Иркутск с Красноярском — ну это только себя на смех поднимать. Удивительной красоты природа в Красноярске — в черте города, никуда ехать не надо. Расхваливать подобным образом Иркутск могут только жители, ничего, кроме своих деревянных улиц, не видевшие. Неужели и вправду многие считают, что всего этого нет в Красноярске или в других городах России? Или что нужно гордиться деревянными развалюхами в центре города? Что большую часть города составляет частный сектор с печным отоплением и выгребными сортирами во дворе? Откуда в городе «чистый воздух», если всё это, как и ТЭЦ, отапливается углём? Почему вдруг хорошо, что в городе мало сталинской застройки? В городе нет театра оперы и балета, нет государственного зоопарка, нет музея современного искусства, закрыли кучу вузов, на приличные концерты горожане ездят в Красноярск, вместо приличного транспорта — куча «маршруток», многие летают из Емельяново, но отчего-то жители с маниакальной упёртостью считают Иркутск главным сибирским мегаполисом. Откуда это? — отвечают предыдущему комментатору.
— Ещё нет в Иркутске высшего музыкального, театрального и художественного образования, наши дети едут его получать в ближайший город — в Красноярск. И хореографического училища тоже нет, тоже в Красноярск едут детки. Федеральный университет тоже в Красноярске. Кто был в красноярских Татышев-парке, национальном парке «Красноярские столбы», в «Роевом ручье», «Бобровом логу», ходил по его европейским проспектам, чистым и светлым — тот прекрасно понимает, на каком уровне Красноярск и на каком — Иркутск, — добавляет другой гость.
— Я люблю свой город. 43 года живу. Нет единого облика города. Бесконечные ЖК кто во что горазд. Парков нет. Прогулочных зон нет. А то, что они называют парками, — это с большой натяжкой сквером можно назвать. Бесконечная стройка гостиниц. Берег Ангары весь застроен. Дорог нет. Вместо того чтобы расширять дороги, строят дома впритык. Зимой в микрорайонах тротуары — сплошной каток. Дороги не чистят. Развязки Покровский, Марата, Лермонтова, Солнечный, аэропорт — воз и ныне там. Уважение только Ножиков, Якубовский. Нет хороших руководителей, видимо, и не будет, — комментирует ещё один пользователь.
— Многие иркутяне нигде не были, потому что никуда особо и не съездишь без машины и знакомых с машинами, нет организованных маршрутов. Есть убогие маршрутки из 90-х, но с ребенком в них тяжко. Городской транспорт тоже представлен этими же маршрутками малой вместимости с водителями из Средней Азии, которые работают сверх нормы, рассчитывают, объявляют остановки и ругаются с пассажирами, иногда срываются в агрессивную езду. Муниципальный общественный транспорт не во все районы, его не хватает, и максимально бестолково составлены маршруты. Неухоженный гнилой частный сектор и пустыри с гнилушками сносить к чертям, так как это места обитания бомжей, всякого сброда и очень сильно портят вид, — есть и такой негодующий отзыв на сайте «ИрСити».
А вот какие комментарии остали подписчики Telegram-канала «ИрСити».
— 130 квартал уже весь выцвел и начинает облезать краска с деревянных домов, но, я так понимаю, никто не хочет поддерживать первозданное состояние домов, не говоря о исторических зданиях Иркутска, на которые без слез не взглянешь, — пишет Андрей.
— Томск тоже далеко не идеальный город и со своими «особенностями», как и все сибирские города. Про любой можно также писать, как с положительной стороны, так и с отрицательной. Я был почти во всех городах СФО, и впечатления очень разнятся, — резонно реагирует Артём Арестов.
— В Иркутске, действительно много недостатков: дороги и транспорт — основной, пожалуй! Но Иркутск — красивый и самобытный город, есть уютные улочки и красивые дома, и места, где погулять можно, надо только присмотреться! Я люблю Иркутск, — считает Ирина.
— В Иркутске центральная часть города отличная для прогулок, я считаю. Даже по сравнению с тем же Новосибирском здесь реально много мест для прогулок. Можно гулять в районе Ершей. Можно в Солнечном. Рядом с городом не так уж и далеко есть просто офигенные места. Маршруты одного дня, чтобы отвлечься от города. Взять скальники хотя бы на Олхинском плато. Или с Листвянки ББТ. Порт Байкала. Можно до Тёмной Пади доехать на машине или электричке и погулять по КБЖД. Можно в Шаманку съездить, Марьин утёс. Мест куча. Эти ближе всего, — отмечает Alena.
— Магазины для творчества в ТЦ «Лермонтов» и около памятника Ленину не подошли? По поводу коротких пешеходных светофоров согласна, и что многие иркутяне на Байкале не были тоже. Хотя последнее не является недостатком города, это просто печальный факт. Раньше я жила на Камчатке. Там из жителей столицы края тоже почти никто не был в Долине гейзеров, — добавляет Khan Polina.
— По факту новостройки только растут. Мест для гуляния не так уж и много, в центре только большая часть, докуда ещё доехать надо. В пробках и холодных и тесных маршрутках не все гости города поедут (да и иркутяне), — делится Михаил.
— У нас 3 набережных для прогулок. Рощ целая куча. А прогуляться вечером по Карла Маркса от дома офицеров и до Ангары, это красота. Всё дома подсвечны, архитектура как в маленьком Санкт-Петербурге. Племянница мужа приезжала из Уфы была в восторге от того, какой зелёный город. Как говорится: Красота в глазах смотрящего, — говорит Елена.
— В точку. Именно так и есть. Ни прибавить, ни убавить! Потому что, есть с чем сравнивать. Но это не камень в огород иркутян, наоборот, кажется здесь живут самые терпеливые и спокойные люди. Потому что в других городах давно бы уже росли недовольства, — считает Наталья.
— С транспортом действительно проблемы, да и скверы у нас — это издевательство, действительно три дерева и скамейка. Со светофорами у нас всё в порядке. Водители как в любом другом городе, также и пешеходные переходы. Чего-чего, а магазинов у нас хватает на любой вкус. Город явно не в девяностых, закрыли множество производств, а вот то, что кроме как «самобытностью» и Байкалом действительно ничем не гордится город, — пишет Василий.
— И так, по пунктам:
Не соглашусь. В центре много красивых улиц с прекрасной архитектурой. Одна Крестовоздвиженская церковь чего стоит. Да, во многих случаях, красивую архитектуру надо разглядеть за слоем грязи и обшарпанной штукатуркой, но это не значит, что ее нет.
И в чем заключается проблема отсутствия желтого цвета на светофоре? Зеленый же горит, а, значит, переходить дорогу ничего не мешает.
Да, Иркутск — город для автомобилистов, но никогда не сталкивалась с тем, чтобы автомобилисты как-то «хамили» пешеходам. Если улицу в положенном месте переходишь, конечно же.
Тоже не соглашусь. Везде всегда можно перейти (если не тупить в телефоне посередине дороги).
А в каком городе есть где гулять? Или где-то у каждого жилого дома разбит парк на несколько гектаров с фонтанами? Считаю, что Иркутск в этом плате не лучше и не хуже других городов.
Если нет необходимых магазинов для творчества, то кто мешает его открыть? Неплохая диверсификация бизнеса.
Ну откуда она знает, что город не изменится? Да, его стремительно пытаются превратить в транзитную точку на пути к Байкалу, но у тех, кто знает, чем знаменит Иркутск, и так осмотрит все достопримечательности. А кому интересен только Байкал, тот и поедет на Байкал мимо Иркутска.
Да, некоторые улочки узкие, но так сложилось. Во всех старых городах так же. Никто ни под кого город перестраивать не будет.
Ну не скажу, что в городе ужасная транспортная доступность. Общественный транспорт везде ходит. Другой вопрос, что в городе пробки. Опять же из-за тех, кто ездит на личном авто.
Вот тут соглашусь. Жилье в Иркутске дорогое. Но так уж исторически сложилось, что Иркутск — дорогой город.
Не были, и что? Сама девушка была во всех заповедных и знаковых местах Томской области и Красноярского края? Уверена, что нет. И это для туристов «Вау, Ольхон!» Для местных это уже привычное и рядом, как и Байкал в целом.
Поэтому, мнение девушки-лишь субъективные ощущения. Да, в городе, к сожалению, много недостатков, но они не повод его не любить, — разбирает подробно все причины Кручининой Natella Levandovskaya.
— Осенью летала во Владивосток (мини-отпуск), по приезду не стала брать такси, поехала на автобусе (Ленинский район), и как мне стало обидно за наш город, очень обидно. Автобусы грязные, в ужасном состоянии. Дома (центр) обшарпанные, окна грязные. В центре очень мало зелени, одни ТЦ полупустые. Гостей города сразу пытаются вывезти за пределы города: на Ольхон, в Листвянку, Аршан, а по центру одного дня хватит пройти. Всегда за рулём, сильно по сторонам не посмотришь, а если пройтись пешком (не торопясь), то шок будет, — считает Elena.
— Повествователь явно не видела Иркутск в 90-е, вот на контрасте явно видны все изменения в лучшую сторону. Тот, кто тут родился и вырос, знает, о чём я. А денег на развитие города, как и всех городов России за исключением городов федерального значения, явно нехватка, но это не ново. Что касается дорожного движения, не могу не согласиться, но опять-таки: тот, кто научился ездить по дорогам Иркутска, тот готов к любым дорогам нашей необъятной. Короче позитивнее надо быть, друзья! — духоподъёмно завершает Екатерина Сюмкина.
Как вы относитесь к Иркутску?