Минувшие теплые выходные омрачила страшная трагедия: в селе Рассвет Осинского района прямо на глазах у беременной жены и детей убили 33-летнего Василия Кустова. А всё из-за того, что он отказался платить за выезд с пляжа на «Золотых песках». Следователи возбудили уголовное дело и задержали 37-летнего подозреваемого. Мы поговорили с родственниками погибшего иркутянина, которые помогли восстановить хронологию произошедшего.
«Что ты сделал с моим мужем?!»
Маленький поселочек с красивым названием Рассвет расположен на берегу Братского водохранилища. Неподалеку от него — пляж «Золотые пески», куда на отдых любят приезжать жители из разных городов Приангарья. Рассвет для Василия, его брата Александра и сестры Ирины — родное село, здесь они родились и выросли. Сами они уже давно перебрались в Иркутск, обзавелись супругами, детьми и приезжают родительский дом нечасто, в основном, чтобы помочь по хозяйству. Но в конце прошлой недели большая и дружная семья собралась по особому случаю — на 60-летний юбилей отца.
Праздник устроили вечером в пятницу, 21 июня, и остались с ночевкой. В субботу, 22 июня, все отдыхали, Василий отсыпался. Днем брат Александр свозил ребятишек на водохранилище, чтобы искупаться. А ближе к вечеру и сам Василий решил ненадолго выехать на пляж, тем более что погода стояла хорошая, жаркая. Вместе с ним поехала его беременная жена, 6-летняя дочь, а также невестка Ирина Кустова с 4-летним сыном.
Выехали в пятом часу вечера, по лесной дороге добрались до пляжа, где пробыли час-полтора, а затем повернули домой. Чтобы не трястись по кочкам, решили выехать через шлагбаум расположенной на берегу турбазы «Золотые пески». Но женщина, которая находилась в вагончике контрольно-пропускного пункта, отказалась выпустить «Субару» Василия, так как автомобиля «не было в списке».
— Василий спокойно объяснил, что мы местные, заехали на пляж по лесной тропе, а не через шлагбаум, что мы накупались и сейчас едем с ребятишками. На это женщина ответила: «С чего я тебе должна открывать проезд, если ты, когда заезжал, денег не платил?» Тогда Василий возмутился: «Почему я должен платить, если я местный житель, я тут родился и тут живу?» Мы с Кристиной уже говорим ему: «Да ладно, поехали [по лесной дороге]». Но женщина продолжила отвечать матом. Тогда Василий заявил, что снесет шлагбаум, а эта женщина стала ему угрожать: «Ну попробуй снеси, потом тебе что-нибудь снесут». После этого он психанул и проехал через шлагбаум. Но шлагбаум даже не сломался, он просто приподнялся, — рассказывает, с чего начался конфликт, Ирина Кустова, невестка погибшего.
Когда Василий с семьей уже въехал в деревню, их нагнал белый пикап без номеров, который начал прижимать «Субару» к обочине. Мужчина, который был в пикапе, стал на ходу угрожать Василию. Это заметила соседка, которая работала на своем участке. Более того, момент погони запечатлела уличная камера, установленная на одном из домов.
Василий не стал разговаривать с агрессивным мужчиной и поехал дальше. Пикап преследовал семью до самого дома. Когда Василий подъехал к ограде, Кустова сразу побежала за свекром и мужем, чтобы позвать их на помощь, а из пикапа выскочили трое: двое мужчин и женщина.
— Женщина стояла возле машины и что-то кричала, а мужчины сразу же подбежали к Василию — как только он вышел из автомобиля, они уже стояли рядом: один спереди, другой сзади. Тот, что был спереди, попытался ударить, но то ли промахнулся, то ли что, тогда ударил тот, что был сзади. И Василий упал без сознания. Сразу же. Дети закричали очень сильно, все перепугались. Кристина тоже выскочила [из машины], хотя она на 8-м месяце. Она закричала ему: «Что ты сделал с моим мужем?!» Тот, что ударил, попытался Василия привести в чувство, похлопал по щекам, но он в себя не приходил, — вспоминает те страшные минуты невестка погибшего.
К тому моменту из дома уже выбежали отец и брат Василия, стали собираться соседи. Родные тут же начали оказывать мужчине первую помощь и звонить в скорую.
— Когда Вася уже начал синеть, те, что были на белом пикапе, увидели, что народу много сбежалось, и все пытаются как-то помочь, взяли и уехали с места. Один даже тапок возле нашей калитки потерял, — говорит Ирина Кустова.
Девушка снова позвонила в скорую, чтобы узнать, где находится бригада. Диспетчер объяснила Ирине, что машина едет из Осы, это займет много времени, и посоветовала везти Василия навстречу медикам.
— Мой муж, свекор и сосед погрузили Василия в машину и поехали навстречу скорой, по дороге продолжая делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Когда они встретились со скорой, медики сказали, что признаков жизни нет. Как говорится в заключении, у него было кровоизлияние в мозг от удара тупым предметом, — поясняет Ирина.
«Пишите заявление, что переживаете за свою жизнь»
Полиция приехала к Кустовым только глубокой ночью. Оперативники допросили отца и брата Василия, затем взяли показания жены и невестки, а после забрали «Субару» на штрафстоянку. Оказалось, что эта женщина на КПП после отъезда Василия с семьей позвонила в ГАИ и заявила о ДТП. Более того, со стороны турбазы последовали требования о возмещении материального ущерба за сломанный шлагбаум.
Подозреваемого, по словам Ирины Кустовой, задерживали, но затем сразу же выпустили. К тому же родственников очень удивило, что осинские полицейские не предложили семье погибшего написать заявление по факту произошедшего.
В понедельник, 24 июня, семья узнала, что по делу сменился следователь — расследованием этой трагедии теперь занимаются иркутские специалисты. Уголовное дело возбуждено по части 4 статьи 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего». Санкции предусматривают до 15 лет лишения свободы. 37-летнего подозреваемого задержали в Иркутске. Невестка Василия предполагает, что он пытался скрыться. А вот второму участнику это удалось, его сейчас никак не привлекают к следствию.
— Новый следователь взял показания с меня, со свекра, жены Василия Кристины. То, что мы рассказывали осинским полицейским, он в глаза не видел, даже не знал, что мы уже давали показания. Следователь сказал: «Пишите заявление о том, что вы переживаете за свою жизнь и за жизнь своих близких», чтобы он мог возбудить уголовное дело, — вспоминает девушка.
На сегодня родные собрали деньги и наняли адвоката, чтобы он представлял их сторону во время следствия.
«Из-за какого-то шлагбаума убили человека»
Родственники погибшего уточняют, что проблемы с доступом к побережью Братского водохранилища возникали и раньше. В Рассвете нет скважин и водопровода, а заказывать воду откуда-то выходит очень дорого, поэтому воду набирают с берега. Правда, все доступные и безопасные подходы к воде со временем заняли турбазы, землю в аренду сдала осинская администрация.
— Не пускают на берег, чтобы просто воду набрать: либо платите деньги, либо остаетесь без воды. Я разговаривала с местными жителями, они рассказывают, что даже с ребятишек, которые идут на пляж, берут плату. Люди уже устали с этим бороться и не знают, куда обращаться. А сейчас видите, как получилось: из-за какого-то шлагбаума убили человека, — говорит невестка Василия.
Местных на машинах не пускают даже просто искупаться. Это постоянно здесь, уже сколько лет.
Его сестра Ирина добавляет, что в деревне даже собирали подписи под обращением в прокуратуру. Сейчас известно, что ведомство уже проводит проверку по жалобе жителей Рассвета об ограничении доступа к Братскому водохранилищу. Интересно, что администраторы базы отдыха «Золотые пески» подчеркивают, что въезд стоит 500 рублей в сутки, но заверяют, что можно оставить машину за воротами и пройти на территорию пешком бесплатно.
Ирина Беляевская также вспоминает, что около 2 лет назад на выезде из деревни установили шлагбаум и за проезд к берегу брали деньги со всех, в том числе и с местных жителей.
— Шлагбаум простоял половину лета. Постоянно возникали конфликты, люди не понимали, с какой стати нельзя проехать бесплатно, это же просто дорога. Но потом в итоге шлагбаум убрали. Не знаю, как это получилось, возможно, кто-то пожаловался, — рассказывает девушка.
Родные предполагают, что, возможно, этот злосчастный шлагбаум уберут. На время — пока идет расследование гибели Василия. Слов поддержки или соболезнования со стороны представителей турбазы «Золотые пески» или местной администрации семья не получала.
«Василий мечтал о сыне»
Похороны Василия состоялись вчера, 25 июня, проститься с ним, рассказывают родные, пришли многие знакомые и друзья.
Он работал со спецтехникой, жил в частном доме, строил баню. В августе мужчине должно было исполниться 34 года. К этому моменту он готовился вновь стать отцом. В семье уже было три дочери, младшенькой — всего 6 лет. В начале августа на свет должен появиться сын.
— Он так этого ждал, срок как раз в конце июля. Но не дождался, — говорит сестра Василия Ирина Беляевская.
Его запомнили как доброго и жизнерадостного человека.
— Когда он в школе учился, я никогда не слышала, чтобы он с кем-нибудь подрался. Он всегда старался разговаривать, если возникал какой-то конфликт, — подчеркивает девушка.
Родные с трудом сдерживают эмоции. Ирина признаётся, что сильно переживала за отца, который винит себя в произошедшем. И за детей Василия: на глазах 6-летней малышки произошла трагедия, а у 12-летней дочери поднялось давление, из-за чего пришлось вызывать скорую.
— Это очень больно, это всё произошло на глазах родителей, на глазах детей, на глазах жены, на глазах соседей. У Кристины (жены Василия. — Прим. ред.) за минуту, можно сказать, разрушилось всё, — говорит невестка Ирина.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.