Депутат Госдумы от Иркутской области, зампредседателя комитета по транспорту Сергей Тен накануне выборов очередного созыва смягчил свою позицию по вопросу распространения системы взимания платы с большегрузов за проезд по федеральным дорогам «Платон» на региональные дороги. 27 июля он на своём сайте заявил, что преждевременно говорить об этом.
В октябре 2014 года на V международной специализированной выставке «Дорога» Сергей Тен заявил, что поддерживает инициативу коллег-депутатов по поводу того, чтобы система взимания платы с 12-тонников работала и на региональной сети, так как это могло бы стать дополнительным источником поступления средств в региональные дорожные фонды. При этом он дал прогноз, по которому к вопросу о 12-тонниках на региональной сети будет возможно подойти только в лучшем случае к концу 2016 года.
Комментируя предложение, поступившее в Госдуму от Законодательного собрания Краснодарского края, о введении аналога «Платона» в регионах для взимания платы с большегрузов, Тен назвал его преждевременным: «Нужно, чтобы система несколько лет поработала, чтобы можно было оценить конкретный эффект на местах: куда пошли собранные деньги, какие объекты были реализованы. У регионов есть и другие способы пополнения дорожных фондов — например, перераспределение налогов и сборов».
Кроме того, Тен добавил, что деньги, собранные от «Платона», и так в том или ином виде направляются регионам: «Протяжённость федеральной сети дорог — 52 тысячи километров, а региональной сети — сотни тысяч километров. Если будет введена региональная система, то её влияние на стоимость потребительской корзины будет значительно больше по сравнению c «Платоном». Здесь нужно будет всё тщательно просчитать с экономической точки зрения».
Система «Платон» создана для взимания платы в счёт возмещения вреда, причиняемого федеральным автомобильным дорогам грузовиками массой свыше 12 тонн. «Платон» был запущен 15 ноября 2015 года. На данный момент тариф составляет 1,53 рубля с большегруза за 1 километр пути. В проекте властей страны повысить тариф до 3,7 рубля.
Российские дальнобойщики не согласны с нововведением, считая, что они уже платят за дороги транспортным налогом и акцизами в дизтопливе. В ноябре и декабре акции протеста прошли в Иркутске и Братске. Как рассказал в интервью ИА «БайкалПост» директор по автотранспорту фирмы «Никалид» Сергей Забава, введение сбора в 1,53 рубля увеличит цены на грузоперевозки на 5%, а в 3,06 рубля – на 10%. По данным Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов, соразмерно ценам на перевозки вырастут и цены на продукты.