Общество Инспектор ГИМС - о туристах из Китая, дурном примере и тренировках с детьми

Инспектор ГИМС - о туристах из Китая, дурном примере и тренировках с детьми

Пока региональные и местные власти вместе с сотрудниками экстренных служб готовятся встретить ранние паводки и первые лесные пожары, мы решили подвести небольшие итоги прошедшей зимы.

главный государственный инспектор Иркутской области по маломерным судам Дмитрий Миронов
Источник:

Пока региональные и местные власти вместе с сотрудниками экстренных служб готовятся встретить ранние паводки и первые лесные пожары, мы решили подвести небольшие итоги прошедшей зимы. Портал «ИрСити» поговорил с главным государственным инспектором Иркутской области по маломерным судам Дмитрием Мироновым о том, почему нельзя выезжать на лёд, если на нём уже стоит одна машина, почему китайские туристы стали массово переходить на остров Ольхон вне официальной ледовой переправы и что делает МЧС, чтобы областные законы работали, и как инспекторы по маломерным судам готовят детей к спасению провалившихся под лёд.

- Инспекторы ежегодно проводят профилактические мероприятия среди населения, но люди всё равно выезжают на лёд даже весной. В чём проблема?

- Проблема в низком уровне культуры безопасного поведения. Конечно, можно сослаться на особенности климатических условий нашего региона, при которых лед на водных объектах держится вплоть до апреля, но это не значит, что на него можно выезжать. Есть такие любители подледного лова рыбы, которые на автомобилях стараются добраться до отдаленных мысов, их и в мае не смущает ни вода, вышедшая на поверхность, ни игольчатая рыхлая структура льда, потому что в это время вода насыщается кислородом, рыба поднимается с глубины – ради улова рыбаки сознательно идут на неоправданный риск. Стоят ли несколько килограммов рыбы жизни? Вряд ли!

Если речь идет о Байкале, то происшествия в основном происходят с приезжими. Местные жители знают опасные места, знают, что лучше подождать какое-то время, чтобы лёд сошёл, и рыбачить в открытой воде. К сожалению, и они иногда становятся жертвами собственной самоуверенности. И главное — в чём опасность заключается? В дурном примере: кто-то один на лёд вышел или выехал на автомобиле, остальные смотрят на него и тоже едут.

Но эффект от работы есть. Он заключается в снижении количества происшествий и числа погибших людей. Мы стали активнее применять административные наказания: если в 2016 году к ответственности было привлечено 83 водителя, то в этом – уже 186.

- С чем связан такой рост?

- Я считаю, что это результат нашей активной работы, в том числе и с законодательством. Потому что ещё 2 года назад областной закон №153 «Об административной ответственности за нарушение правил охраны жизни людей на водных объектах в Иркутской области» вообще не работал. Закон был, но в нём было сказано, что перечень должностных лиц, которые имеют право привлекать к административной ответственности, должен быть определён главами муниципальных образований.

Нам удалось добиться того, что в 2016 году был принят ещё один областной закон - №24, который как раз делегировал такое право главам муниципальных образований. На его основании муниципалитеты определили должностных лиц, но те не были готовы выходить в рейды и составлять протоколы. Поэтому мы поручили руководителям инспекторских подразделений разработать образец протокола, оказать необходимую практическую, методическую помощь по его составлению. Эти должностные лица были включены в состав межведомственных патрульных групп.

Мы стали больше взаимодействовать с полицией, они применяют меры не только предупреждения, но и принуждения. Привлекаются различные службы: и ГИБДД, и участковые уполномоченные, и инспекторы по делам несовершеннолетних. С последними мы обходим неблагополучные и многодетные семьи, живущие вблизи береговой полосы, рассказываем об опасности нахождения детей у воды без присмотра. Хочу сказать - нас слышат.

- Как показатель эффективности можно привести пример девочки, которая спасла подругу в Иркутске.

- Совершенно верно. Мы с августа составляем перспективный план работы в школах с сентября по май. Тренировки с инспекторами по маломерным судам проводятся регулярно.

Совместно с сотрудниками пожарно-спасательной службы Иркутской области на ледоколе «Ангара» проводим практические занятия по спасению и самоспасению в случае провала под лёд. Моделируем различные ситуации. В подготовленной майне спасатель в гидрокостюме показывает ребятам алгоритм действий: как руки правильно раскинуть, как из воды себя вытянуть, как от края откатываться, из-за каких ошибок кромка льда может под человеком обламываться, не позволяя выбраться из губительной полыньи. Объясняем, как вообще добираться до пострадавшего по льду и самому не оказаться в воде. Постоянно напоминаем о том, что в критической ситуации нельзя поддаваться панике – она отнимает силы и не даёт сосредоточиться. Школьница, спасшая подругу, как раз и рассказала, что применила знания, полученные на этих уроках.

- Как оцениваете проведение спортивных и развлекательных мероприятий этой зимой? Что имело большой резонанс?

- Мы придерживаемся жёсткой позиции по отношению к организаторам – их задача полностью исключить риск для участников, следовательно, они обязаны исполнять «Правила охраны жизни людей на водных объектах в Иркутской области», ряд других законодательных актов и все рекомендации спасателей. Также они должны учитывать погодные условия.

В марте 2016 года во время «Байкальского ледового марафона» организаторы допустили выезд и передвижение автотранспорта по льду озера Байкал вне ледовой переправы в водоохраной зоне, за что были привлечены к административной ответственности. «Зимниада-2017» также началась с неприятного инцидента - несанкционированной выпилки льда в месте массового выхода людей на лёд в городе Байкальске для строительства «Ледяной библиотеки чудес». К организаторам также были применены меры административного воздействия.

Есть требование закона, что необходимо обязательно уведомлять отдел безопасности людей на водных объектах Главного управления МЧС России по Иркутской области о проведении мероприятия за 10 дней. Почему? Чтобы мы скорректировали расчёт сил и средств, произвели необходимые замеры толщины льда, дали оценку ледовой обстановке, проинструктировали по правилам проведения участников, рассказали о рисках. Либо не рекомендовали проводить массовое мероприятие в выбранном месте из-за неудовлетворительного состояния льда. Кроме того, мы призываем регистрировать туристические маршруты в аварийно-спасательных формированиях региона: пожарно-спасательной службе Иркутской области или в Байкальском поисково-спасательном отряде МЧС России.

- Предусмотрена ли какая-то ответственность за нарушение этих правил?

- Ответственности за неисполнение правил никакой нет, просто люди, которые планируют участвовать в таких мероприятиях, должны узнать у организатора, что именно он сделал для обеспечения их безопасности. И если внятного ответа нет, есть смысл отказаться от участия. Скованная льдом вода – эта всё та же стихия, не прощающая ошибок и халатности.

Кроме того, людям надо быть готовыми морально и физически, чтобы не было таких происшествий, как гибель спортсмена при прохождении маршрута Танхой – Листвянка. Наша работа – это профилактика провалов людей и транспорта под лёд, а за состоянием здоровья участников массовых мероприятий должны следить организаторы.

Ответственность организаторов наступает, когда есть какие-то происшествия. Если услуга оказывается за деньги, это статья 238 Уголовного кодекса РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям потребителей, которая повлекла за собой последствия». Если организаторы нас не предупредили, не создали безопасных условий, и это повлекло за собой гибель человека, - статья 109 «Смерть по неосторожности».

- Бывает, что МЧС узнаёт о проведении таких мероприятий уже постфактум?

- Конечно, бывает. Если мы узнаём информацию, например, из СМИ или социальных сетей, что кто-то собирается, приглашает желающих, по своей инициативе выходим на организаторов, уточняем, куда, когда, зачем, где зарегистрированы, сколько человек, кто обеспечивает безопасность. Если маршрут опасный, мы рекомендуем отказаться от похода.

Бывает, что всё равно выходят. В основном это малочисленные группы из двух-трёх человек. Их мы не можем отследить.

Если узнаём о мероприятии уже после того, как оно состоялось, направляем в адрес организаторов уведомление о том, что надо соблюдать правила нахождения людей на водных объектах, необходимо до нас эту информацию доводить, ставим в известность, что в случае несоблюдения правил и возникновения последствий может быть уголовная ответственность.

- В январе в соцсетях появилась информация о китайских туристах, которые пешком переходили по льду. Какова была реакция МЧС?

- Паром с материка на остров Ольхон ходил в этом году до 30 декабря — в проливе Ольхонские ворота была ещё открытая вода. Как только встал лёд, администрация муниципального образования заключила договор с частной компанией на перевозки «Хивусом». Для местных жителей это бесплатно. Путь туда и обратно занимает до одного часа.

В условиях, когда ещё не была открыта официальная ледовая переправа, этого ресурса оказалось недостаточно для перевозки всех желающих. Поэтому люди массово вышли на лёд. Мы написали письмо в агентство по туризму, в представительство МИД России в Иркутске. Пришёл ответ, в котором нас заверили, что организованных групп туристов нет - те приезжают как раз к открытию ледовой переправы. По нашей рекомендации местные власти выставили знаки «Выход на лёд опасен» на китайском и английском языках.

Запретить этот выход мы не можем, но должны предупредить об опасности, и уже каждый человек должен сам принять решение, готов он к этой опасности или нет. На тот момент лёд был довольно прочный, но сейчас подобные пешие переходы – это огромный риск.

- Это популярное место, и, судя по возрастающему потоку китайских туристов, в следующем году ситуация может повториться. Планируется ли принять какие-то меры?

- Последние 5 лет с начала марта мы ежегодно усиливаем Маломорский инспекторский участок сотрудниками других подразделений. Как правило, три-четыре человека патрульной группы мы отправляем как раз для работы на переправе.

В следующем году, конечно, ожидается не меньший поток туристов. Будем рекомендовать главе Ольхонского муниципального образования заключить договор не с одним, а с двумя судами на воздушной подушке, а также привлекать индивидуальных предпринимателей для перевозки туристов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Россияне съездили в страну гор и вина — Армению — и почувствовали себя дома: плюсы и минусы отдыха
Анонимное мнение
Мнение
«Девушку скорее возьмут, чем нет». Иркутянка пробилась на шоу «Своя игра» — она рассказала о съемках
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
Черное или Красное? Туристка сравнила отдых в Анапе и Египте
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления