Общество Погружение на дно горы

Погружение на дно горы

Дневник экспедиции фридайверов и альпинистов, впервые погрузившихся на дно горного озера Эхой на Мунку-Сардык.

В июле иркутские фридайверы и альпинисты впервые погрузились на дно горного озера Эхой в Восточных Саянах. До этого не было зарегистрировано таких попыток, а значит у экспедиции не было достоверных данных о параметрах озера. Портал «ИрСити» публикует краткий дневник экспедиции.

Фридайвинг – погружение с задержкой дыхания, без аквалангов.
Озеро Эхой — горное озеро ледникового происхождения в Восточных Саянах, находится на высоте примерно 2,6 тысячи метров над уровнем моря. Это крупнейшее озеро у основания Саянского хребта Мунку-Сардык.

Подготовка

Изначально наши ожидания не были так уж радужны. Вопросы до последнего не покидали головы участников проекта.

Примерно за пару недель до старта одному из организаторов проекта Сергею Петрову прислали фотографии озера: вся середина ещё во льду, вокруг снег. Фотографии были не первой свежести, но они были сделаны летом, на несколько недель раньше намеченных дат экспедиции. Позже Сергей признался, что специально не стал никому рассказывать об этих фотографиях – лишние сомнения никому не нужны. Сам же он до последнего холма, за которым скрывалось озеро, переживал, что из-за льда попытка погружения может закончиться так и не начавшись.

«Чем ближе мы подходили к озеру, тем сильнее билось сердце», - рассказывал он, сидя на берегу и разглядывая чистую бирюзовую водную гладь. К счастью, нескольких летних недель всё же хватило, чтобы растопить суровое горное сердце Мунку-Сардык.

В последнюю неделю все участники экспедиции каждый день просматривали множество проверенных и не очень сайтов, мониторя метеоситуацию в районе Мунку-Сардык. И опять радостных новостей на горизонте не предвиделось. Прогнозы были разные и менялись каждый день, но в основном картина оставалась неизменной – дождь, пасмурно, гроза, возможность шторма. Перенести экспедицию значило отменить её. Поэтому никаких решений вплоть до дня отъезда не озвучивали. В назначенный же день предупреждения о шторме пропали, а пасмурную погоду и дождь можно пережить, и даже весьма комфортно, если находиться в это время в палатках и в хорошей компании, а уж с этим-то проблем у нас не было.

Перед экспедицией мы также провели несколько тренировочных погружений на Байкале.

Дорога

23 июля четыре автомобиля выдвинулись из Иркутска в сторону Тункинской долины. По плану все участники должны были встретиться у моста через Белый Иркут, где было решено переночевать перед выходом. Лечь спать, впрочем, удалось только часа в 2 ночи, и то не всем. Одна из машин ехала всю ночь, и в полном составе под мостом экспедиция оказалась только в 4 утра.

Приехавшие ночью альпинисты были весьма бодры и громко призывали всех спящих срочно выдвинуться прямо сейчас, в 4 утра, но никто из присутствующих на поляне их не поддержал. Поэтому первый день экспедиции начался в 7 утра, после короткого отдыха.

В первую очередь - подготовка рюкзаков: всё снаряжение, еду и общее оборудование распределили между участниками экспедиции. В то утро мы в первый раз смогли реально ощутить тот вес, который предстоит поднять наверх. И сказать, что рюкзаки получились тяжёлые – ничего не сказать.

Мужчины, казалось, не задумываясь, закидывали всё самое тяжёлое. «Ещё 3 килограмма крупы» - «Давайте мне!», «Тут пару грузов завалялось, 1 и 2 килограмма» - «Отлично! Мой рюкзак ещё возможно оторвать от земли, пожалуй, ему их не хватает!» Никто и виду не подавал, что рюкзаки уже давным-давно перевесили стандартную норму для таких восхождений.

Когда разложенные посередине поляны туристические коврики стали пусты, солнце уже вовсю припекло, и всё же выдвигаться на голодный желудок – сомнительная затея. Шли мы туда не издеваться над собой. Поэтому решение позавтракать в кафе, расположенном перед мостом, поддержали все.

Путь до озера Эхой

В 9 часов утра экспедиция в полном составе начала свой путь к озеру. Сложно сказать, насколько он был тяжёлым. Маршрут получился разнообразным, и каждый участок дороги требовал определённых навыков и усилий. Кому-то было проще карабкаться по камням, кто-то предпочитал более ровные тропы, а кто-то был рад холодным бродам.

Вес рюкзака тоже на всех влиял по-разному. Иногда требовалось собраться психологически, иногда требовались физические усилия - приходилось перепрыгивать с камня на камень прямо над горным потоком, а расстояние между камнями не для всех было комфортным. Поскольку рюкзаки могут внести свои коррективы в предполагаемую траекторию прыжка, их мы переправляли отдельно. Хотя были среди нас и «балерины», для которых подобные прыжки явно были пустяковым делом. Их-то мы и отправляли первыми на другой берег.

1 из 2

По пути до стрелки мы преодолели 17 бродов. На первый взгляд, русло реки не выглядит опасным. У нас была возможность подобрать наименее глубокие места для перехода, и всё же с первых шагов в воду приходит осознание того, что перед тобой горная река: одно неосторожное движение - и течение может с лёгкостью сбить тебя с ног.

Конечно, мы не забывали про технику безопасности: во время перехода через реку обязательно расстёгивали рюкзаки на поясе и груди, снимали ремешки треккинговых палок с запястьев, что бы при необходимости успеть скинуть с себя всё лишнее. Это простое правило действительно может спасти жизнь, если вдруг не удалось в нужный момент удержать равновесие. К счастью, нам не пришлось проверять его на практике. Каждый из нас был предельно внимателен и осторожен, а при необходимости всегда можно было опереться на руку своего спутника или ухватиться за треккинговую палку, прокинутую с берега.

1 из 2

Ещё одним напоминанием о том, что река горная и не всех желает видеть в своих владениях, была температура воды. Нам предстояло ещё несколько дней провести в горах, поэтому никому не хотелось мочить свои ботинки раньше времени. Перед бродом мы меняли обувь на сандалии и тапки, свесив массивные ботинки на шеи и плечи. После первого брода все отметили для себя, что вода действительно ледяная. После второго брода хотелось уже поскорее достать тёплые носочки. После третьего начинаешь задумываться о том, где бы раздобыть угли, чтобы засунуть туда ноги. А дальше просто проверяешь, двигаются ли пальцы. Если да, то можно спокойно пройти ещё бродов пять! На обратном пути, впрочем, уже никого не смущал поток воды, встреченный по пути, и переодевать ботинки было необязательно. А переходить броды в обуви всё же удобнее - и устойчивее, и теплее.

После бродов долго скучать не пришлось. По дороге на стрелку есть относительно небольшой участок, на котором время от времени вниз сходят камни. В мае их задерживает лёд и снег, в июле же ситуация немного хуже – на нас камни летели без остановки. На первый взгляд это выглядит все весьма безобидно: камни не сходят сплошной стеной, одновременно летят лишь несколько, иногда один или два. Но предугадать траекторию их падения оказалось сложной задачей. Всё это немного пощекотало нам нервы. Поэтому при первой же возможности было принято решение преодолеть ещё один брод и выйти на противоположный берег Иркута, подальше от каменистых склонов.

Мы устроили привал после того, как прошли стрелку. На тот момент никто и не вспомнил про плохой прогноз погоды, солнце пекло, как и полагается, в самый разгар лета!

Впереди нас ждал крутой подъём: камни становились всё больше, а склоны - всё круче. Ещё через пару часов мы дошли до лагеря альпинистов, после которого лесная зона переходила в альпийские луга. Место альпинистами было выбрано не случайно: дальше уже не будет возможности развести костёр из-за отсутствия дров. У нас с собой было достаточное количество газа, и всё же вряд ли кому-то нужно объяснять преимущество костра перед газовой горелкой.

До озера оставалось ещё два крутых подъёма, которые можно обойти, существенно увеличив путь. Перед таким марш-броском и погружением, для которого нужна полная боевая готовность, требуется время для восстановления сил, и никто не знал, хватит ли нам ночи, чтобы прийти в норму.

Поэтому мы разбили лагерь и решили, что рациональнее будет идти на озеро на следующий день налегке, захватив всего лишь гидрокостюмы и свинцовые грузы.

В первую же ночь нас настиг обещанный дождь. Некоторые даже полюбовались молнией перед сном, а может, и перед рассветом – сверкало за ночь несколько раз. И всё же на утро нас ждала хорошая погода!

Погружение в темноту

Лёгкий завтрак, быстрые сборы - и мы уже в пути! Солнце время от времени сменялось тучами, ветер гонял их по вершинам с бешеной скоростью, и мы не успевали заметить, как менялась погода. Крутые подъёмы всё же было решено обойти длинным путём, слишком свежи ещё были воспоминания о карабканьях накануне. В результате тропа получилась пологой, а красоты альпийских лугов радовали глаз! Пройтись по валунам пришлось только перед самым озером, и как раз в этот момент пошёл дождь. Сначала он слегка накрапывал, потом усилился - и вот уже огромные капли разбиваются о камни. Большая часть экспедиции была уже на озере, кто-то ещё на подходе, но, независимо от местонахождения, нашего настроя дождь изменить уже не мог.

Момент, когда из-за очередного подъёма наконец-то открылся вид на озеро, перечеркнул всё, что было до. Так как мы обходили озеро вокруг, тропа вывела нас на возвышенность, с которой открылся отличный обзор. Обычный маршрут выводит прямо к берегу, поэтому там нет возможности увидеть всю панораму.

В нашем случае каждому Эхой открылся с наилучшего ракурса. Огромная ровная чаша, наполненная ярко-бирюзовой водой. Хотя бирюза не совсем точное описание для этого цвета. В нём чуть больше зелёного. Вокруг озера - серые холодные глыбы. Эхой со стороны Мунку-Сардык питают два горных ручья. В своих водах они несут множество примесей, из-за чего их цвет далёк от прозрачного. Можно даже сравнить эти ручьи с немного разбавленным молоком.

С одной стороны можно было заметить совсем белую гладь, подходившую к самой воде, и даже не сразу было понятно издалека, что это снег. За этот день мы успели вытоптать в нём дорожку. Даже были предложения использовать этот склон как горку, но склон был слишком крут, а глубина у берега - очень мала.

Пока моросил дождь, мы фотографировались, снимали видео, сообразили небольшой перекус и накипятили чаю – хотелось чего-нибудь тёплого. Когда выглянуло солнце, несмотря на то, что за ним шла новая партия тёмных туч, мы начали готовиться к погружению – надеяться на хорошую погоду на завтра было рискованно.

Переодеваться на ветру было не очень комфортно, но предвкушение предстоящего события было сильнее любых неприятностей.

Из-за ограниченного количества снаряжения – груза и масок - погружаться одновременно могли только трое человек. При этом без него можно спокойно плавать в озере и наслаждаться жизнью, чем и воспользовались некоторые из нас.

Температура воды, по разным данным, была от 5 до 8 градусов, но мы не зря несли гидрокостюмы наверх. Опытным путём доказано, что в костюме толщиной 7-9 миллиметров можно плавать в горном озере более часа, хоть вдоль, хоть поперёк, хоть на глубину, а, может, даже и более двух часов, в тот момент времени летело незаметно.

Ещё не начав погружения, глядя вниз, на дно, понимаешь, что видимость почти нулевая. То самое «молоко», которое льётся с горными ручьями в Эхой, полностью заполняет чашу озера, и стоит опустить маску в воду, всё, что ты видишь - это бесконечная белизна. Не получится рассмотреть свои ласты, кисти рук нельзя увидеть, даже когда вытягиваешь вперёд руку. Значит погружение будет ещё интереснее - когда ты становишься практически «слеп», неизвестность манит и будоражит больше.

Ещё на первой тренировке один из организаторов Дмитрий Соколов рассказывал нам, что задача фридайвера - не рассматривать красоты растительного или животного мира, а заглянуть внутрь себя, почувствовать каждую свою клеточку, каждый сантиметр своего тела. И именно там, в озере Эхой, стало понятно, что он имел ввиду.

1 из 2

С каждым метром погружения менялись ощущения внутри и цвета снаружи. Белый плавно переходил в насыщенный зелёный. На смену ему на глубине примерно 10 метров приходила тьма. Не чёрный цвет, а кромешная, непробиваемая тьма. Если погрузиться в Эхоё с закрытыми глазами и открыть их уже на глубине, то абсолютно ничего не изменится. С прозрачным Байкалом, горные воды Эхоя не сравнятся. Два разных мира, разные ощущения, разные эмоции. Каждый, кто прикоснулся к этой темноте, позже рассказывал о ней с полным восторгом. И каждый в этот день почувствовал полное удовлетворение от увиденного!

Буй для погружения передвигали множество раз. Поверхность дна была исследована полностью: выяснилось, что глубина озера достигает 17 метров, и в нём нет ни одного живого организма! Только лишь примеси горных пород, принесённые талыми водами с горных вершин.

Вечером погода немного улучшилась, и почти весь вечер мы наблюдали на горизонте солнце. В лагерь мы выдвинулись только тогда, когда стало понятно, что светового дня нам хватит лишь на дорогу обратно. На спуске решили идти по прямой - не обходить морену более пологим путём, ведь времени оставалось уже в обрез.

В лагерь мы успели вернуться до темноты, хотя солнце уже скрылось за горами. В тот вечер мы сидели за ужином дольше, чем днём ранее, эмоции переполняли. Мы вновь и вновь возвращались к событиям прожитого дня.

Возвращение

Ранним утром мы проснулись под звуки хорошего, уверенного дождя. Выйдя из палаток, мы увидели надвигающийся грозовой циклон со стороны Мунку-Сардык. Стало понятно, что после завтрака лучше всего сразу же выдвигаться обратно к мосту. Спуск по-своему сложен, сил уже не так много, как в первый день, а попасть в надвигающийся циклон совсем не хотелось!

Девизом нашей экспедиции стала идея «Не идём два раза одним путём». Конечно, каждому принятому решению было логическое объяснение: к лагерю альпинистов мы поднимались по камням, спускаться так же с тяжёлыми рюкзаками было опасно. К тому же гидрокостюмы не успели высохнуть и стали ещё тяжелее, чем по пути наверх. Поэтому ближайшие к лагерю валуны по пути назад было решено обойти не менее крутым, но менее каменистым путём.

Мы шли в спокойном темпе навстречу полюбившимся нам прохладным бродам, обходя камнеопасные участки и рассказывая друг другу интересные истории. Дождь догнал нас уже на подходе к мосту, но догнал не всех: часть группы уже успела добраться до кафе. Переодев мокрые штаны и ботинки, загрузив рюкзаки в машины, мы отправились в обратный путь в Иркутск. Уже на следующий день нас ждали неотложные дела и срочные вопросы, требующие решений.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему путешествие в Южную Корею лучше курортов Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Мурашки бегут по коже». Иркутянка побывала в Камбодже и рассказала, почему ее стоит посетить хотя бы раз в жизни
Алина Ринчино
журналист ИрСити
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления