Цветущие поля, по которым гуляет прохладный ветер и разносит на километры стрекотание кузнечиков, и шум байкальских волн. Это остров Ольхон - место, где отдыхает тело, душа и сознание. Именно здесь собрались десятки шаманов, чтобы попросить помощи у духов природы в борьбе с огнём, который губит сибирские леса.
Неподалёку от главного посёлка Ольхона - Хужира - есть большое поле с многолетними соснами. Шаманы часто приезжают сюда и общаются с могущественными духами байкальских земель. Такие обряды называются тайлганами. В этом году собралось около 50 шаманов из Иркутской области, Республики Бурятии и Карелии, Забайкальского края, Монголии, Украины и Германии.
Перед тем как начать обряд, они подготавливали свои ритуальные одеяния и настраивались на молитву. В это время на поле собрались люди и выбирали удобные места: кто-то просто чтобы посмотреть, а кто-то чтобы войти в транс под звуки молитв.
Ещё можно было попросить шаманов, чтобы они помолились духам за здоровье и благополучие для себя и своих близких. Для этого на поле было оборудовано место, где любой мог написать на листочке имя и возраст. После обряда все списки зачитывались.
За несколько минут до обряда всюду слышались разговоры на бурятском языке и звон колокольчиков. Шаманы выстроились в ряд. Верховный шаман Заарина-боо Баир Цырендоржиев еле слышно говорил то на русском, то на бурятском.
- Сегодня мы молимся, глядя на скалу Шаманку. Для нас это место имеет важное значение, мы его называем дворец. Именно около этого дворца собирались высшие 13 божеств - хранителей Сибирского и Дальневосточного регионов, - которые спускались на землю и проводили собрание, - медленно сказал Баир и попросил остальных шаманов представится и поприветствовать всех гостей, а затем приступить к тайлгану.
После этого шаманы подошли к своим нарядам, которые были развешаны вдоль поля, где проходил обряд, что-то прошептали над ними и только потом одели. Под ярким солнцем, которое пробивалось сквозь дым от лесных пожаров, участники тайлгана расселись на свои места.
У каждого шамана был свой стол, где лежали необходимые продукты для ритуала: кумыс, водка, сладости и разные атрибуты. Вооружившись бубнами и специальным головным убором, они начали призывать 13 божеств и своих родовых духов.
На поле, где до этого было относительно тихо, зазвучали барабаны и песни. Стало немного жутко. Каждый шаман читал молитву, стучал в бубен и двигался в такт песне. Сквозь чёрные верёвочки на шапке они смотрели на поле впереди них, где стояли молодые берёзки, украшенные красными и голубыми ленточками.
В это место на их зов должны были спуститься духи. Журналисты то и дело пытались сфотографировать обряд с «лицевой стороны». Но заступать на землю, куда приглашали духов нельзя. Шаманы между делом кричали на всех, кто пытался ступить на поле: «Уйди отсэдова! Ты беду на себя хочешь?».
Спустя полчаса пришло время для ритуала с подготовленными берёзками, которые нарядили в ритуальные украшения. Вокруг них пропели молитвы.
От этих же деревьев молодые парни отрубили несколько веток для ритуального костра, рядом с которым лежали бараньи потроха. Во время этой части ритуала поднялся ветер, в небе над полем собрались облака и закрыли без того невидное солнце.
В это время шаманы хаотично расселись по полю на маленькие стульчики. Теперь их песнопения стали громче и были больше похожи на нечеловеческие крики.
- Для чего на шапке нужны глаза? - спросила я у одного из помощников шамана.
- Мы зовём духов на землю и пригашаем вселиться в наше тело. С помощью этих глаз дух смотрит и общается с нами, - пояснил он.
Девушка, которая собирала списки с именами для молитв, сказала мне, что песнопения могут идти быстро, а могут и 6 часов. Все шаманы разные по силе, поэтому настраиваются по-разному. Дожидаться конца ритуала я не стала, да и смотреть на сожжение хоть и мёртвого, но всё-таки животного тоже не было желания, поэтому я ушла, оставив своё имя на листочке.
***
По последним данным, только в Иркутской области горит больше 600 тысячи гектаров леса. Гибнет не только богатый сибирский лес, но и его обитатели: птицы, животные. Будет ли толк от усилий шаманов – не знаю, но, как говорится: на войне все средства хороши.