Россия и Казахстан ведут переговоры по поставкам самолётов SSJ-100 и МС-21, сообщило ТАСС 21 февраля со ссылкой на министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова.
«Мы с Казахстаном сейчас ведём переговоры на эту тему [поставок авиатехники], это касается МС-21 и SSJ-100. Мы буквально недавно встречались с вице-премьером [Казахстана], с Романом Васильевичем Скляром, с ним говорили потенциально о заинтересованности и о постепенном переходе к предметным переговорам с потенциальным покупателем - одной из казахстанских авиакомпаний», - цитируется в сообщении Мантуров.
По его словам, на данный момент Россия не планирует «агрессивно выходить на внешние рынки» с экспортом самолётов, но тем не менее такая работа ведется, и в первую очередь РФ будет рассматривать рынки ЕврАзЭС.
Погранслужба Казахстана использует один самолёт SSJ-100 в VIP-комплектации с 2016 года.
МС-21 — российский лайнер, вместимостью от 150 до 211 пассажиров, который создаётся на замену Ту-154 и Ту-134. Первый полёт МС-21-300 состоялся 28 мая 2017 года.
Начало серийного производства самолёта уже неоднократно переносилось, по последним официальным данным — на конец 2021 года. Одной из причин были санкции США в отношении компании «Аэрокомпозит», повлёкшие прекращение поставок композиционных материалов для создания самолёта. Российским поставщиком компонентов выбран завод «Росатома» в ОЭЗ «Алабуга». Из-за пандемии коронавируса сроки международной сертификации перенесли на год. Судно уже имеет российский сертификат. Поставки первым заказчикам начнутся в конце 2021 года.
15 декабря самолёт МС-21 с российским двигателем ПД-14 совершил первый полёт с заводского аэродрома. Его продолжительность составила 1 час 25 минут. Лётчики-испытатели Василий Севастьянов и Андрей Воропаев, а также инженер-испытатель Александр Соловьёв проверили режимы работы двигателя, устойчивость и управляемость самолёта, а также функционирование всех его систем. Полёт прошёл успешно.