Создать систему экстренного предупреждения МЧС и населения о сходе селевых потоков предлагают иркутские ученые. Уже сейчас можно установить одну-две станции комплексного мониторинга, а в идеале — в 23 точках по всему горному хребту Хамар-Дабан в Слюдянском районе и на Кругобайкальской железной дороге. Об этом 22 июня на пресс-конференции рассказала ученый секретарь Института земной коры СО РАН Анна Добрынина.
Южное Прибайкалье — самый селеопасный район Иркутской области. Последний селевой поток здесь сошел в 2019 году в Слюдянском районе, он изменил русло реки Большая Осиновка, которая находится ближе всего к картам-накопителям Солзанского полигона БЦБК. Эти опасные явления потенциально могут привести к экологической катастрофе, учитывая, что шлам-накопители закрытого БЦБК переполнены — об этом ученые предупреждали неоднократно.
— Если смотреть по отчетам, то во время селя в 1971 году, который сошел после затяжных осадков, одна из пустых на тот момент карт БЦБК оказалась заполненной этой массой. Причем поток тогда сошел не по руслу реки, а со склона, – рассказал заведующий лабораторией инженерной геологии и геоэкологии Института земной коры СО РАН Артем Рыбченко. — Если селевой поток сейчас снова попадет в карты-накопители, то совершенно точно вытеснит воду (на поверхности карт-накопителей находятся надшламовые воды. — Прим. ред.), а лигнин, который находится на дне, возможно, придавит камнями.
Чтобы получить разрушительный селевой поток, достаточно большого числа интенсивных осадков. В этом году, по информации УГМС по Иркутской области, таких пока не отмечалось, уровни воды на реках Южного Прибайкалья были ниже критических отметок, хотя в июне осадков в Слюдянском районе, в том числе в горах выпало больше нормы. По предварительному прогнозу на июль, дождей также будет больше обычного. Метеорологи отмечают, что при угрозе селевых потоков в Слюдянском районе могут быть повреждены шоссейная и железная дороги федерального значения, промышленные предприятия, населенные пункты, туристические базы.
В отличие от землетрясений о надвигающемся селе население предупредить заранее можно, говорят ученые. Всё дело в том, что скорость сейсмических волн составляет 3,5 километра в секунду, а селевого потока — несколько метров или десятков метров в секунду. То есть некий временной люфт для обработки данных и передачи их в профильные ведомства, МЧС, в частности. Так, в 2014 году в бурятском поселке Аршан о селевом потоке, который оказался весьма разрушительным, ученым стало известно за 30 минут до того, как он достиг населенного пункта.
— На территории поселка на расстоянии всего 250 метров от русла реки Кыргынга расположена сейсмостанция. Нам тогда удалось до момента, когда обрушились линии электропередач, зафиксировать прохождение масс нескольких селевых потоков, смену колебаний мы обнаружили за 30 минут до того, как сель оказался в Аршане, — рассказала Анна Добрынина.
После этого и возникла идея создать систему оповещения о селях. Для этого нужны метеостанции, фотоловушки в верховьях рек, чтобы фиксировать начало селя, внизу реки — сейсмостанция. Все данные могут передаваться с помощью телеметрической станции на вычислительную, а затем в МЧС. Сейчас силами ученых можно собрать один-два таких комплексных центра мониторинга. Но в целом на это необходимо выделять, как и на обеспечение сейсмобезопасности, государственные средства. Задача ученых — лишь показывать, где есть потенциальная опасность.
— Кроме того, все эти места туристические, встаёт вопрос охраны. Наверное, это можно было бы предусмотреть в рамках комплексного мониторинга опасных явлений. Но пока власти говорят, что денег на эти цели не предусмотрено в бюджете, — сказала ученый.
Кстати, система предупреждения о селях — это не иркутская наработка. Подобные приборные базы есть в Китае, Казахстане, и даже на Камчатке, где их используют для мониторинга лавин. Между тем, отмечают в УГМС, в Иркутской области повторяемость селевых потоков ориентировочно составляет, в среднем, для малых селей один раз в 5–7 лет, для мощных — один раз в 20-30 лет. Наиболее часто сход селевых потоков отмечается в июне-августе, в основном в конце июня-июля.