Маленькая женщина в черном медленно встает со стула к укрытому российским флагом гробу и касается его невесомыми ладонями. Она так нежно разглаживает на полотне невидимые складки, что кажется, будто убаюкивает своего погибшего мужа, не замечая четверку почетного караула, потрескивание огня в свечах, шорох чужих шагов и дрожь цветов, выложенных на столах.
Сегодня Иркутск простился с двумя летчиками-испытателями Иркутского авиазавода Виктором Крюковым и Максимом Конюшиным. 23 октября самолет Су-30, в котором они находились, рухнул на жилой дом. Оба пилота погибли.
На площади перед Домом культуры имени Гагарина в аккуратный ряд выстроились несколько микроавтобусов, отдельной группой собрались коллеги погибших пилотов, в стороне от них — невольные очевидцы трагедии, бывшие работники авиазавода, обычные люди. Постепенно их становится всё больше и больше. Многие несут красные гвоздики или розы. В четном количестве.
Неожиданно двери распахиваются и всех приглашают внутрь, на «официальную часть». Прощание будет позже. Под открытым небом.
В фойе Дома культуры — приглушенный свет, тихая музыка Моцарта и ряды венков у стен. В центре — почетный караул, два гроба и два портрета, с которых смотрят умные и живые глаза погибших летчиков. По обеим сторонам от них в несколько рядов выставлены черные стулья, на них сидят черные от горя родные.
Когда Моцарт затихает, к гробам подходит священник для отпевания погибших. Все встают, склоняют головы, в руках у родных — свечки, слова молитвы заполняют всё помещение.
— Здесь, на земле, мы не увидимся с ними, поэтому мы сегодня прощаемся с ними, но молитва, через которую можно общаться с ними и выражать любовь своим родным, близким, она есть, и мы должны молиться, помнить, потому что как мы будем помнить о своих родных, так и о нас будут помнить наши потомки, — тихим голосом говорит священник.
После этого меняется почетный караул, а пришедшие оставляют цветы на специально подготовленных для этого столах. За несколько минут шорох курток затихает, и в помещении воцаряется тишина. Женщина в черном снова подходит к гробу своего мужа и нежно гладит по крышке.
В летчики не берут случайных людей. Летчиками становятся люди, влюбленные в небо. Максиму Конюшину было 50 лет, когда он погиб. Он родился в 1972 году на Дальнем Востоке. Его отец был военным летчиком-истребителем. Служба часто забрасывала семью в самые разные уголки страны, поэтому Максим Вячеславович поменял восемь школ в разных гарнизонах. Вопрос выбора профессии никогда не возникал — только идти по стопам отца.
Перед окончанием школы в Грузии он вживую увидел МиГ-29, который так восхитил молодого человека, что у него появилась мечта сесть в кабину этого истребителя. В 1989 году он поступил в Черниговское высшее военное авиационное училище. Когда встал вопрос о продолжении обучения на Украине, Максим Вячеславович однозначно сказал: «Присяга принимается один раз!» Поэтому перешел в Качинское училище и окончил его с красным дипломом.
Чтобы сохранить золотой фонд Военно-воздушных сил, командование предложило медалистам и выпускникам с красными дипломами поступить в Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского. Среди них был и Максим Вячеславович. В 1997 году он стал летчиком-испытателем. После этого работал в учебно-боевых частях, обучая иностранных слушателей на том самом МиГ-29, о котором мечтал с юности. А в 2001-м пилот поступил в Ахтубинский летно-испытательный центр Минобороны. Через два года стал участвовать в испытаниях самых современных образцов авиатехники.
В 2011 году Иркутский авиазавод выполнял большой заказ для Алжира, самолетов было много, а военных летчиков от Минобороны — только один. Тогда Максим Вячеславович был командирован в Иркутск для участия в приемо-сдаточных испытаниях. А в 2014-м он снова приехал сюда в командировку и ему предложили работать на уже знакомом предприятии. Семья поддержала Максима Вячеславовича. В его летной книжке содержатся записи о полетах более чем на 33 типах и модификациях летательных аппаратов.
— Свое отношение к работе Максим Вячеславович объяснял так: к любимому делу в полете нужно подходить с душой, если внутри настроен на добро, то и небу хорошо, и тебе в нем тоже, — рассказала распорядитель церемонии.
Вместе с Максимом Конюшиным 23 октября погиб Виктор Викторович Крюков. Ему было 43 года. Он родился в 1979 году на Украине в семье военного летчика и всегда знал, что тоже будет летать.
До 14 лет его семья трижды переезжала. Во время этих переездов родились две его младшие сестры Татьяна и Ксения, а еще умерла мама. Это стало потрясением для всех и заставило пересмотреть отношение к жизни. Тогда Виктор Викторович взял на себя ответственность за обеих девочек.
После окончания девяти классов он поступил в летную школу, а затем стал курсантом Барнаульского высшего военного авиационного училища. Потом учился в Красноярском училище, которое окончил с отличием в 2002 году. Восемь лет прослужил в летном полку в Карелии, где летал на Су-27. Стал летчиком второго класса.
После этого в 2010 году он поступил на службу в Ахтубинский летно-исследовательский центр летчиков-испытателей. В то же время Виктор Викторович встретил свою будущую супругу Ольгу, которая стала ему верной спутницей в жизни.
В 2016 году Виктор Викторович начал работать летчиком-испытателем в 420-м военном представительстве Минобороны на Иркутском авиазаводе. Он выполнял испытательные полеты на самолетах Су-30 и Як-130.
— Виктор Викторович жил авиацией, небо для него было вторым домом. До трагического полета, который будет длиться вечно, — рассказала распорядитель церемонии.
К микрофону тяжело подошел губернатор Игорь Кобзев. Каждое слово давалось ему с трудом.
— Мужчины с большой буквы, те, на кого мы равнялись, покидают нас, покидают именно в тот момент, когда они нам нужны, — едва слышно произнес глава региона, заметив, что погибшие были профессионалами своего дела, которые знали, что их работа связана с риском.
Он принес соболезнования родным летчиков, заверив, что они всегда могут рассчитывать на помощь правительства Иркутской области.
— Вам — терпения, мужества. Я всегда буду рядом, — тихо сказал он.
Гендиректор авиазавода Александр Вепрев объяснил присутствующим, что погибшие летчики завершали «финальный этап работы многочисленного коллектива завода», делая это успешно и с достоинством. Но 23 октября стало черным днем в истории предприятия.
— Казалось бы, ничего не предвещало скорбных событий, всё шло штатно — приемо-сдаточные испытания серийной машины, и случилась такая трагедия. Конечно, комиссия завершит расследование, будут сделаны выводы. Но самое главное — нельзя смириться с потерей, — поделился руководитель авиазавода, подчеркнув, что в продолжение дела погибших «в дальнейшем будут построены современные самолеты на благо нашей страны».
К собравшимся вышел летчик-испытатель Игорь Крылов, который, как оказалось, летал с обоими. Он помнил Виктора Крюкова с первого дня, когда тот прибыл в 420-е военное представительство. Крылов назвал погибшего пилота любящим жизнь человеком, который не боялся трудностей и решался выполнять самые сложные полеты. Максима Вячеславовича летчик запомнил как разностороннего, очень тактичного, скромного и надежного человека.
— У меня в кабинете висит модель самолета, сделанная его руками. Он очень хотел сделать модели всех самолетов, которые он строил за свою долгую летную жизнь, — прерывисто выдохнул летчик, стоя у гробов.
После этого прошла церемония складывания государственного флага.
— Свернутый флаг — это знак глубокого уважения российского государства и признание заслуг перед Отечеством. Поэтому мы возвещаем об этом небу, всему миру, земле, — рассказала распорядитель и объявила минуту молчания.
Каждое следующее действие она отмечала долгой паузой.
Все встали.
Люди вытерли слезы и освободили выходы.
Женщины собрали в букеты живые цветы и вышли с ними в ноябрьскую стужу.
Мужчины подняли принесенные венки и вынесли на улицу.
Затем по очереди родные и коллеги взяли портреты.
Сложенные флаги.
Потом — награды.
Фуражки.
Работники ритуальной службы подняли гробы, чтобы выставить их на площади перед домом культуры, и придвинулись к выходу
На улице было холоднее, чем утром, мокрый снег смерзался. Но небо, еще час назад закрытое плотной белой пеленой, стало разъясняться. Сквозь тучи пробились желтые солнечные лучи и осветили людей.
Родные погибших застыли в ожидании. Остальные ежились от холода и, редко переговариваясь, вслушивались в тишину над верхушками деревьев.
И тут появился шум. Он стал разрастаться, заполняя собой воздух и заглушая звуки города. Он становился всё громче и громче. И когда уже шуму некуда было расти, над головами людей промчался самолет-истребитель, покачав крыльями, будто помахав с неба тем, кто остался на земле. Так с погибшими летчиками простилось 420-е военное представительство Минобороны.
Виктора Крюкова похоронили сегодня на кладбище поселка Пивовариха, под Иркутском. Максим Конюшин будет покоиться в Москве на Троекуровском кладбище, рядом с родителями.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.