Читатели «ИрСити» продолжают обсуждать размеры зарплат у педагогов дошкольных и общеобразовательных учреждений. Мы уже разговаривали с воспитателем детского сада из Ангарска, которая рассказала об изменении системы стимулирования, из-за чего сотрудники сильно потеряли в деньгах. А с учителем из Иркутска обсудили, из чего складывается размер зарплаты и почему приходится брать дополнительную нагрузку. Публикуем монолог учительницы русского языка и литература Оксаны (имя изменено по просьбе героини), которая устроилась на работу по госпрограмме привлечения педагогов в сельские местности.
Я родом из Нукутского района. В 2012 году приехала в Иркутск поступать в учебное заведение. Изначально я не знала, на какое направление пойти: будет это педагогический вуз или другой. Родители ничего особо не советовали. Выбирала между политехом и педом (на тот момент это была ВСГАО). Выбрала ВСГАО, потому что решила, что без работы не останусь. Поступила на психолого-педагогическое направление — социальная педагогика и психология. Специфика профессии мне не понравилась. Позже я поняла, что на зарплату социального педагога не выжить. Сейчас, кстати, у социальных педагогов тоже зарплата низкая, до МРОТ дотягивает только в школах.
В 2016 году успешно окончила пединститут. А спустя два года поступила на магистратуру — педагогическое образование (филология — русский язык). Идти на этот профиль обучения меня мотивировали способности и интерес к русскому языку. Работая предметником, я также понимала, что часами могут хоть как-то урегулировать зарплату.
Я закончила обучение в 2020 году, но идти работать по профессии не торопилась. Подыскивала другие варианты трудоустройства. Работала в детскому саду воспитателем, но количество обязанностей (приходилось совмещать, работать еще и помощником воспитателя одновременно) и размер оплаты труда (до 23 тысяч рублей) меня крайне не устраивало. Тем не менее в детсаду отработала год.
Пока работала в садике, собирала документы для участия в конкурсе по программе «Земский учитель». Весь список требований к претенденту не помню, но среди основных: возраст от 18 до 55 лет, готовность к переезду. Учитывали также наличие квалификационной категории, разные достижения, дипломы во всероссийских конкурсах, гранты и так далее.
«Не считаю эту программу эффективной, никаких гарантий и защиты прав учителю не предоставляется. Победитель конкурса часто едет в никуда»
Подала документы онлайн в феврале 2021 года, летом должны были стать известны результаты. Заявку подать можно было только в одно место, выбрав вакансию на сайте. Я подала заявку в Усольский район, но при подведении итогов мне позвонили и подсказали, что я туда не пройду, потому что в конкурсе участвует педагог с категорией. Поэтому мне посоветовали перебросить документы на другой район. После этого я прошла конкурс. Осенью поехала обустраиваться.
Жилья там служебного нет, но мне компенсировали плату за съем квартиры — 11 тысяч рублей. Потом населенный пункт получил статус городского поселения, эту меру хотели отменить. Руководство школы обратилось по этому поводу к местным властям, и компенсация пока что вроде осталась. Что будет в следующем году — неизвестно.
Единовременную выплату по программе — это 1 миллион рублей — получила осенью. Эти деньги я могу потратить на свое усмотрение. Планирую приобрести жилье в дальнейшем. Отработать надо 5 лет. Если уволиться раньше, то придется полостью возвращать всю сумму.
Коллектив в школе хороший, дружный. Есть как заслуженные педагоги со стажем 35–45 лет, так и молодые специалисты. Мне сразу назначили наставника. Количество часов мне определили так, что у меня было три пятых класса, я вела русский язык и литературу. Классного руководства у меня не было. Всего в неделю получалось 30 часов. Заработная плата выходила в районе 30 тысяч рублей. Стимулирующие надбавки были минимальные, так как я только начала работу в школе и не могла похвастаться активным участием моих учеников в конкурсах и так далее.
Получается, что за одну ставку я получала бы в районе 22 тысяч рублей. Я считаю это несправедливым, так как многим приходится брать больше часов, загружать себя дополнительно, и не только для того, чтобы повысить себе зарплату, но и потому что элементарно не хватает специалистов.
Я считаю, что мерами поддержки, которые будут привлекательны для молодых и не только молодых учителей, могут быть меры, связанные с покупкой жилья. Проработав много лет в школе, многие не имеют собственного жилья и скитаются по съемным квартирам.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.