Недавно в Тулуне открылась городская поликлиника, которую ремонтировали с 2023 года. За это время было сделано немало — обновлены инженерные коммуникации, системы вентиляции, водо- и теплоснабжения, окна и фасад. Но есть люди, которым это не принесло никакой радости. В редакцию «ИрСити» обратились несколько жительниц Тулуна. Все они — пенсионерки, которые участвовали в ремонтных работах в поликлинике. По их словам, они были обмануты подрядчиком — местной фирмой «Домстрой», которая не заплатила деньги за их труд. Мы попытались разобраться в этой ситуации.
Контракт на капитальный ремонт поликлиники Тулунской городской больницы был заключен в декабре 2022 года между руководством медучреждения и иркутской компанией «Основание». Стоимость работ составила без малого 89 миллионов рублей. Часть технических работ «Основание» передало по договору субподряда местной фирме «Домстрой», к которой у местных жителей и возникли претензии.
«Девочки, выручайте!»
Как рассказала Наталья Кондратьева, оказавшаяся одной из пострадавших, объявление о поиске рабочих рук для выполнения отделочных работ в поликлинике она увидела в одной из тулунских групп в Viber. Требовались люди, которые были бы готовы заняться отделочными работами. Деньги предлагались небольшие — 50 рублей за грунтовку и покраску одного квадрата, но для пенсионерки и это было подспорьем. Тем более, что силы на работу есть.
— Я позвонила по номеру, который был указан в объявлении, ответила женщина. Как мы позже узнали — это была Ирина Смирнова, помощница генерального директора фирмы «Домстрой» Константина Агирбова, которая искала рабочих. Она мне и другим женщинам говорила: «Девочки, очень нужна ваша помощь», — рассказала Кондратьева.
По ее словам, никаких письменных договоров ни с ней, ни с другими работницами, откликнувшимися на объявление в соцсетях, никто не заключал. Всё было устно, на веру. И изначально никаких проблем не было. Агирбов и Смирнова регулярно были на объекте и проверяли работу, деньги отдавали на руки в конце каждого рабочего дня.
Женщина отмечает, что иногда приходилось работать сверхурочно. Например, договаривались на работу до 6–7 часов вечера, но потом приходила Смирнова и чуть ли не умоляла остаться еще чуть-чуть, чтобы успеть уложиться в сжатые сроки к приемке.
— В какой-то момент она перестала платить, а мы перестали работать. Но в феврале она позвонила и попросила нас выйти, чтобы мы шустренько побелили подвал. Почему-то никто не соглашался. Но деньги были нужны — и мы пошли. Восемь дней мы там белили этот огромный подвал, 1,5 тысячи квадратов. Ждем деньги, нам их не отдают. Смирнова нас регулярно кормила завтраками, что заплатит сразу, как только больницу примут. Ее принимают, мы идем к ней — а она нам отвечает, что я вас не знаю, вы у меня не работали. У нас же есть свидетели, девчонки, они говорят: «Да, они вот здесь плиточку мазали, первый этаж красили, подвал белили». Как можно говорить, что мы не работали? — возмущается пенсионерка.
Не получила деньги за работу и Елена Ожогина, которая вместе с Кондратьевой белила этот злополучный подвал. По ее словам, вместе они сделали всё, что от них требовалось: загрунтовали и в два слоя покрасили потолок. Она тоже подтвердила, что Смирнова предлагала им 50 рублей за квадрат и обещала выплатить деньги сразу после приемки поликлиники.
— Нас несколько раз уже привлекали к работе, всегда платили, поэтому мы спокойно сидели и ждали. Но время шло, а денег так и не было. Мы пошли в полицию, где нас опросили. После нашего обращения нас вызвали Смирнова и Агирбов и стали требовать, чтобы мы оформились как самозанятые или ИП, а иначе они с нас вычтут столько налогов, что «получать ничего не останется». Про наш договор, где была обозначена оплата 50 рублей за квадратный метр, они уже «забыли», — рассказывает Ожогина.
По изначальному договору женщины получили бы порядка 70 тысяч рублей. Но после жалоб в полицию, по их словам, Смирнова и Агирбов стали заявлять, что выплатят им лишь по 25 рублей за квадрат — в два раза меньше. После этого женщины обратились к правоохранителям.
Еще одной обманутой женщиной оказалась Елена Самарина. Она тоже пенсионерка, на объекте работала сторожем. С конца декабря 2023-го по начало апреля 2024-го ей задолжали 26 тысяч рублей. По ее словам, недавно с ней связались и сказали прийти за деньгами, но отдали всего 10 тысяч рублей.
— Этими 10 тысячами Смирнова хотела мне рот заткнуть. Она начала мне инкриминировать какую-то кражу, чтобы заработную плату не платить. Я 12 лет отработала охранником в тюрьме, на гидролизном заводе, сиделкой была. Я такие деньги видела, миллионы! Но у меня воспитание другое, это не мои деньги, я никогда ни у кого ничего не брала чужого. Это бессовестные люди, которые врут всем, чтобы не платить нам, — возмущенно замечает Самарина.
«Хотят выдавить из нас деньги»
У руководителей «Домстроя» на происходящее совершенно иной взгляд. Ирина Смирнова заявила, что всем, у кого были договоры на исполнение работ, деньги уже выплатили.
— У нас на руках остались расписки, которые они оставили при увольнении, что у них никаких претензий к нам нет. Эти люди просто занимаются вымогательством — то ли от незнания, то ли от непонимания, то ли от излишней наглости. Люди хотят с вашей помощью выдавить из нас деньги за работу, которую они не делали, — заявила Смирнова.
Компания «Домстрой» была основана в Тулуне в 2014 году. Ее единственный учредитель и гендиректор — Константин Агирбов. По данным Rusprofile, выручка фирмы в 2023 году составила девять миллионов рублей, чистая прибыль — около 200 тысяч. С момента основания «Домстрой» регулярно участвовала в госзакупках на разные ремонтные и строительные работы в Тулуне, но выигрывала контракты всего три раза — заказчиками работ были местные управления Фонда социального страхования и вневедомственной охраны Росгвардии, а также администрация Тулуна. С какими-либо другими юрлицами Агирбов не связан.
В 2019 году «Домстрой» получил субсидию из бюджета Иркутской области в размере 1,49 миллиона рублей для восстановления работы после паводка, но в конце 2023-го Минэкономразвития Иркутской области потребовало вернуть средства и подало иск в Арбитражный суд. Причины для подачи иска в документах суда не уточняются. В апреле 2024-го стороны заключили мировое соглашение, из которого следует, что компания Агирбова вернет средства до октября 2026 года, ежемесячно перечисляя транши в размере 50 тысяч рублей.
Руководитель тулунского «Домстроя» заявил, что готов выплатить зарплату, но только при наличии письменных договоров. По его словам, он готов их заключить в любое время, но работники сами не проявляют желание их оформлять.
— Обналичить деньги в банке мне не дают. Мы можем рассчитаться по безналу, но для этого мне нужно их легализовать, а это им, как я понимаю, не очень нравится. Когда мы заключим с ними договоры, я высчитаю с них все налоги и заплачу, как полагается, — рассказал Агирбов.
Бизнесмен рассказал, что у компании была задержка с выплатой зарплаты из-за того, что до нее не сразу довели деньги. Но как только возможность появилась, он расплатился с «законтрактованными» работниками.
Он также ответил на претензию Кондратьевой и Ожогиной о неожиданном изменении оплаты за побелку потолка с 50 до 25 рублей за квадратный метр. По его словам, 50 рублей включают в себя полную покраску на два слоя, но в некоторых местах краска была нанесена только в один слой.
— Почему я им должен платить полную стоимость? За ними потом люди доделывали работу, с ними тоже пришлось рассчитаться, — отметил предприниматель.
Отметим, что работников слова Агирбова возмутили. И Елена Самарина, и Наталья Кондратьева в один голос утверждают, что они бы с удовольствием вышли на связь с директором «Домстроя», но тот скрывается от них и не отвечает на телефонные звонки. Самарина также добавила, что во время одной из личных встреч Агирбов ее нецензурно оскорблял.
— Мы с ним даже не можем поговорить. Все звоним ему каждый день. Только наберем, он, видимо, как только видит наши номера, сразу сбрасывает. Мы подпишем договора, почему бы и нет, но ведь с ним невозможно связаться, — подытожила Кондратьева.
Пострадавшие пенсионерки пожаловались на действия местных строителей в Генеральную прокуратуру и Следственный комитет (копии жалоб есть в распоряжении редакции). Из прокуратуры уже пришел ответ: из Москвы жалобу отправили на рассмотрение в Тулун.
Кроме того, в пресс-службе прокуратуры Иркутской области сообщили, что ведомство ранее проводило проверку «Домстроя» из-за невыплаты зарплат и «приняло меры реагирования». После этого задолженность была погашена. Но в данной ситуации речь идет только о тех, кто имел трудовые договора с «Домстроем». В случаях, которые перечислены выше, дело скорее всего будет разрешаться в суде.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.