Повышение цен, связанное со скачками курсов валют, санкциями, уходом популярных брендов из России и другими характерными для нашего неспокойного времени явлениями, коснулось не только продуктов, но и одежды. На этом фоне большую популярность обрели секонд-хенды. Покупать то, что кто-то когда-то носил, уже не кажется чем-то зазорным. Журналист «ИрСити» Даниил Конин поставил эксперимент и попытался найти себе зимнюю куртку на иркутских стоках — оказалось, что это задача со звездочкой.
В Иркутске около 30 секонд-хендов, если верить сервису «2ГИС». Некоторые из них позиционируют себя как комиссионки, или «толкучки», некоторые — как экоцентры, где товарам дают вторую жизнь. Для того, чтобы обойти их все, мне понадобилась бы неделя или около того, поэтому я ограничился самыми ближними к редакции точками — это «Евросток» на Дзержинского, «Мирхенд» в «Торговом комплексе» на Литвинова, а также две комиссионки на углу Литвинова и Тимирязева в «Манеже» и бывшем торговом доме купца Бутина.
С первыми двумя магазинами я потерпел сокрушительную неудачу. «Евросток» оказался закрыт, хотя на вывеске было написано, что в будни он должен работать с 10 утра до 7 вечера. Сложно сказать, работает ли он вообще, потому что я за прошедшую неделю не видел его открытым ни разу.
В «Мирхенд» я попал в день перед новым завозом. А это значит — максимальные скидки на все товары и огромные очереди. В середине рабочего дня свободных мест в торговом зале практически не было, а люди набирали одежду целыми тележками. Найти свободного продавца-консультанта в таких условиях оказалось очень сложно. В итоге работники «Мирхенда» мне сказали, что сейчас зимних курток на выкладке нет.
А вот с двумя оставшимися магазинами повезло. Самый большой выбор оказался в стоке в Бутинском доме на углу Литвинова и Тимирязева — там под зимнюю одежду выделили целую комнату. В соседнем «Манеже» их удалось найти в небольшом закутке торгового зала.
По словам работников секонд-хендов, где я побывал, покупателей условно можно разделить на несколько категорий. Первая — это те, кто хочет купить какую-то брендовую вещь по «докризисным» ценам. Сделать это сейчас можно, но для этого нужна определенная доля везения. Таких людей не очень много, но они всё-таки есть.
Вторая — покупатели, выступающие за осознанное потребление, которые готовы дать второй шанс одежде. Среди них больше молодых людей. И третья, наверное, самая многочисленная группа — те, кому по каким-либо причинам перестало хватать денег на новую одежду. К этой группе также можно отнести мигрантов, приехавших в Иркутск на заработки — они тоже довольно часто закупаются здесь из-за низких цен.
Кстати, по данным Иркутскстата, цены на зимние куртки в Иркутской области с 2022 года выросли на 17% — с 8,8 до 10,2 тысячи рублей.
В основном ассортимент секонд-хендов представлен повседневной одеждой — это рубашки, футболки, блузки, джинсы, штаны и шорты. Если повезет, это может оказаться какой-нибудь брендовой шмоткой (к примеру, в стоках можно отыскать ушедшие из России Zara, Bershka или Uniqlo).
С зимними вещами дело обстоит иначе. Если судить по количеству, то выбирать есть из чего. В секонд-хендах на Тимирязева женскими и мужскими пуховиками или стегаными куртками заставлены целые комнаты.
Основные вопросы могут возникнуть к качеству. В некоторых случаях попадается откровенная «паль» (вещи, которые маскируются под известные бренды). Сразу вспоминаются вещевые рынки нулевых годов, где можно было найти Abibas или Kine вместо Adidas и Nike. Кроме ошибок в названиях такую «палёнку» часто выдает цена (такие товары стоят очень дешево даже для поддержанной зимней одежды, в пределах тысячи рублей).
Еще одна большая группа — ноунейм-товары, на которых либо отсутствуют какие-то товарные знаки, либо они больше напоминают набор латинских букв. Как правило, это китайская одежда. Иногда она даже внешне выглядит неплохо. Такие товары в среднем продаются за 1,5–2,5 тысячи рублей, всё зависит от их исходного состояния. Некоторые куртки выглядят совсем как новые.
Впрочем, если хочется известный бренд (например, Columbia или The North Face), то уже придется отдавать большие деньги. К примеру, утепленный бомбер с логотипом Nike продавался за 3599 рублей, а пуховик того же производителя — за 3100 рублей. Внешнее состояние последнего, кстати, оставлял желать лучшего — на рукавах и капюшоне были непонятные белые разводы. Отстирались бы они в домашних условиях — вопрос открытый, ведь одежда в секондах перед продажей проходит химчистку.
Вариантов для покупки в секонде было более чем достаточно, причем цены оказались приемлемыми — ничего дороже 6–7 тысяч рублей я не нашел. То есть если задаться желанием, можно сэкономить. Всё-таки в сетевых магазинах стоящий пуховик стоит раза в полтора дороже.
Правда, я всё-таки ничего приобретать не стал. Во-первых, мне показалось, что лучше добавить несколько тысяч, но купить однозначно новую и никем не ношенную вещь. Во-вторых, качество большинства курток вызывало вопросы.
Очень часто в стоках можно увидеть рекламные таблички с надписями по типу «одежда из Европы» или что-то в этом роде, но продавцы магазинов никаких гарантий не дают. В секонд-хенде в Бутинском доме я спросил: «Правда, что всё из Европы? Качество хорошее?» Ответ был не очень убедительным: «Ну вы же понимаете, бренд или не бренд — всё же китайское».
А вы бы стали покупать зимнюю одежду в секонд-хенде?
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.