
Иркутянин из Габона — о расизме, ненависти к супам и сибирской зиме
Митети Мандзага Бугуагу, или просто Мит, как его называют друзья, живет в России с 2011 года, а в Иркутске — с 2021-го. Парень родился в столице Габона — Либревиле, и никогда не думал, что жизнь занесет его в холодную Сибирь. Мит набирает миллионы просмотров своими видео о жизни в России, где с юмором рассуждает о житейских ситуациях, с которыми мы сталкиваемся каждый день и даже не замечаем этого. Поговорили с иркутянином о русском языке и байкальской кухне, а еще узнали секрет его легкого отношения к жизни в наших суровых краях.
Митети из Габона переехал в Иркутск и ведет позитивный блог о жизни в России
«В первую зиму думал: „Зачем я сюда приехал?“»
Мит родился в семье учителей, у него два старших брата и сестра. Отец парня преподает английский, а мама работает учителем начальных классов. Помимо русского Мит знает еще пять языков.
— У нас в семье все знают по несколько языков — английский, французский, чуть-чуть испанский и чуть-чуть немецкий. Есть еще свой диалект, африканский, называется пуну, но я, к сожалению, его очень плохо знаю. Потому что, во-первых, он не письменный и передается только из уст в уста, а во-вторых, я самый младший, и если мои старшие братья и сестра успели его выучить, общаясь с дедушками и бабушками, то я не успел, — рассказывает парень.

Первым российским городом в жизни Мита была Казань

Там парень учился в университете
Семья парня — среднего достатка, но родители всегда хотели, чтобы дети получили хорошее образование. Сестра Мита, например, училась и живет во Франции. Он тоже рассматривал для поступления какой-нибудь европейский университет, но оказаться в России ему помог случай.
— Я обычно говорю, что выиграл грант, потому что в принципе так и есть. То есть я хорошо сдал госэкзамен, и мне предложили возможность переехать учиться в Россию бесплатно. Я решил, что раз бесплатно, то отказываться нельзя, и поступил в Казанский университет на эколога, а потом закончил магистратуру по специальности «Сервис и туризм». До этого я никогда не думал, что буду жить в России, всё решилось буквально за две недели, — говорит Мит.
Первая зима габонцу далась очень тяжело.
— У нас самая низкая температура в году — +17 °C. А тут, я помню первый мороз, это было где-то -20 °C. Для меня это был шок. Конечно, уже начал сомневаться. Думал: «зачем я сюда приехал?» Тем более, у меня тогда сестра жила во Франции, и мы часто общались. Когда у них во Франции температура опускалась до -5 °C — всё закрывалось, никто не работал и не учился. А у нас в -20 °C, дети спокойно ходят в школу. Я думал: «что-то не то здесь», — рассказывает Мит.

Даже самый теплый весенний день в Иркутске — холодный для габонца
«В русском языке бардак»
Мит признается, что когда он ехал в Россию, у него были определенные стереотипы о стране — постоянный холод и суровые большие люди.
— Я, во-первых, думал, что тут абсолютно всегда мороз, а во-вторых, что любой русский мужчина, он такой большой, строгий, всегда кричит: «дайте сюда еды» и редко смеется. Я удивился, что на улице все улыбаются, что люди обожают анекдоты, КВН и шутки, всегда смеются.
Российский юмор — отдельная для Мита тема. У него есть блог в Livin Myth в Instagram* (экстремистская организация, деятельность запрещена на территории РФ). Там более 85 тысяч подписчиков. В своих видео Мит часто шутит, делится хорошим настроением с подписчиками, подмечает смешное в повседневной жизни.
— В начале, например, мне было сложно, я не понимал язык, не понимал культуру. Допустим, тот же КВН — я часто ходил в университете с друзьями смотреть выступления казанских команд и и думал: «ну чё это за театр, неинтересно», но потом, когда начинаешь понимать, становится прям смешно. Мне нравится в русском юморе, что у него как будто бы нет никаких границ. Можно даже самые жесткие шутки шутить, и большинство людей не обидится, то есть меньше ограничений, больше свободы — это класс, — считает Мит.

Мит обожает шутки и анекдоты и в восторге от русского юмора
Учитывая, что парень уже знал четыре иностранных языка, когда приехал в Россию, у него не должно было быть проблем с изучением русского, но на деле он дался Миту сложно. Свободно он начал себя чувствовать только через два-три года.
— Я только на втором-третьем курсе начал более-менее свободно общаться с людьми, То есть не просто механически отвечать на вопрос, а именно произносить какие-то мысли. Но это, скорее всего, потому что раньше я был очень закрытым человеком, стеснительным. Я в принципе никуда не ходил — университет, общежитие и всё. А потом я начал играть в гандбол, баскетбол с пацанами, куда-то ходить после пары, после учебы. Да и в принципе постепенно появилась вот эта уверенность, — вспоминает Мит.
Сейчас он работает преподавателем иностранных языков. Работа удаленная, а ученики у него по всему миру. Сравнивая опыт изучения русского языка с другими, он говорит, многое понял о его особенностях.
— Когда человек учит английский, то для него естественно просто переводить слова, оставляя структуру родного языка. У нас (на русском. — Прим. ред.) можно сказать «я хочу молоко», «я молоко хочу», «хочу я молоко», а в других языках слова переставлять нельзя. Есть структура предложения, и ей надо следовать. Это, с одной стороны, свобода, но как преподаватель, я считаю, что в русском языке царит бардак, — смеется Мит.

Работает Мит преподавателем иностранных языков
Естественно, мы не могли не спросить, научили ли Мита матерится по-русски.
— Мат — это очень удобно для выражения эмоций. Конечно, нежелательно, я их мало использую, но иногда мне приходится. Всё, конечно, зависит от окружения. Если я с пацанами играю в баскетбол, то можно там все эмоции свои выразить. А если здесь, например, я не могу использовать, но я знаю все слова. В пуну тоже есть мат, но это просто грубые выражения, а не отдельные слова, — говорит Мит.
«Где все высотки?»
В Казани Мит познакомился со своей будущей женой. Там же они поженились, у них появился первый ребенок. В 2022 году они решили переехать в Иркутск, в родной город жены парня.
— У меня жена отсюда. Мы познакомились в Казани, поженились, и у нас появился первый ребенок. Ей захотелось быть рядом с родителями, поэтому мы сюда переехали. Тем более тут и квартира есть, и условия чуть проще. Ребенок много чего в жизни меняет, поэтому мы решили переехать туда, где будет чуть проще, — говорит Мит.

В Казани Мит женился на иркутянке, у них уже двое детей
Конечно, Мит знал, что морозы в Сибири совершенно другие.
— Естественно, когда я ехал, я понимал, что, зима тут сильно отличается. Например, в Казани я всегда ходил в кожаной куртке, этого было достаточно. А здесь мне пришлось купить прям нормальную зимнюю куртку, перчатки, подштанники. Потому что тут уже серьезное дело, — вспоминает парень.
Иркутяне габонцу тоже очень понравились. Он говорит, что они даже добрее и душевнее, чем казанцы.
— Бывают моменты, я просто пешком иду, а машина останавливается, и человек спрашивает: «довезти?» Я отказываюсь, а он: «да садись, садись». И я просто говорю: «ну, чувак, ты же меня не знаешь». «да ладно, — отвечает, — все свои, давай, поехали». Для меня это удивительно. В Казани такого нет. Здесь люди простые живут, — говорит Мит.
С расизмом в России Мит тоже не сталкивался. Помимо одного неприятного случая, который случился с ним и семьей на Байкале. Он не стал рассказывать, что конкретно произошло, и отметил, что люди «просто очень сильно отдохнули».
— Дело в том, что надо определить, что такое расизм. Это очень сложно определить, поскольку сейчас очень много запретов. Но шутки, например, для меня это не расизм. Это да, может быть иногда неприятные шутки, но я не думаю, что это расизм. Если ребята надо мной шутят на баскетболе, я ведь тоже могу в ответ пошутить. А если незнакомый человек подходит на улице и начинает неуместное что-то говорить, то я прямо скажу, что так не нужно, мы с ним не приятели. Но это тоже не расизм, просто человек не понимает, что значит отличаться от других людей, — рассуждает габонец.

Миту очень нравится Иркутск и иркутяне
Иркутск Миту тоже понравился, но и он поначалу парня удивил.
— Мне было сложно понять, что есть деревянные дома. Особенно в центре города. Где все высотки? Но это чисто иркутская особенность, у меня друг летом приехал из Казани, тоже удивился, что в центре деревянные дома, а аэропорт фактически в городе. Но я привык к этому. То есть это как будто изюминка своя маленькая, так сказать. Есть дома, которые прям уже разрушены, да, это не очень хорошо. Но есть своя красота, когда видишь старинный дом рядом с современным торговым центром, — поделился впечатлениями Мит.
Любимое место парня в Иркутске — остров Юность, где летом он проводит много времени, играя в баскетбол. Нелюбимых мест в городе у него нет.
— Есть места, которые я еще открываю. Причем город сильно отличается в зависимости от места, поэтому везде есть свои плюсы, — считает габонец.
Есть моменты, которые парня неприятно удивляют. Но это больше вопросы к городским властям, чем к городу.
— В отличии, допустим, от Казани, тут нечасто чистят снег. Понятно, что его здесь побольше, но когда всё тает, становится немножко грязно. Тем более у меня собаки, когда я гуляю с ними, особенно сейчас, я просто ненавижу возвращаться домой, после прогулки надо мыть всю собаку полностью, — сетует парень.
«Налили два литра воды, где картошка плавает»
Еще один культурный шок Мита в России — любовь к супам. Габонская кухня «нажористая» — мясо, крупы, масло.
— Я супы ненавидел вначале. Помню, в первый раз, когда я ел суп в студенческой столовой, там было просто два литра воды, где одна картошка плавает. Я думал: «ё-моё, это что такое? Как это есть?» Борщ тоже в первый раз я пробовал ненастоящий. Это был просто красный суп. А когда жена в первый раз приготовила борщ, я удивился. Думаю: «ого, там мясо бывает?» Я в шоке был. А вот всякие пельмени, позы — это тема, это я обожаю. А любимое блюдо — перцы фаршированные с мясом, — признается Мит.

Мит очень много улыбается и шутит. Да и в целом человек очень обаятельный
А еще в России вообще и в Иркутске в частности Мита удивила суеверность.
— Все эти шаманы и так далее. До того, как я переехал сюда, я думал: «Россия — это же Европа». А когда люди тебе рассказывают, что домовой существует, что если спина болит, надо ходить к бабке или шаману. Думаешь: «офигеть! Прямо как у нас, по сути», — удивляется африканец.
О своих впечатлениях о России и Иркутске Мит часто рассказывает в блоге, но блогером себя не считает. Говорит, что просто ведет личную страницу и общается со всеми как с друзьями.
— Я не знаю, что значит быть блогером. Потому что я на самом деле просто делюсь своими эмоциями, своей жизнью. То есть, нет такого, что я должен придумывать какой-то контент, чтобы собрать там лайки или стать более известным. Для меня это так, это просто возможность делиться позитивом, положительно влиять на людей, — говорит Мит.
Свободное время, которого у него, кстати, мало, парень предпочитает проводить с женой и детьми.
— Преподавание онлайн занимает у меня очень много времени. Люди отовсюду по миру — много студентов из Европы, Америки, из Москвы, и даже вот из Азии. Время, когда оно есть, я провожу с детьми, с семьей, иногда на баскетбол хожу или в зал, — говорит Мит.

И по жизни Мит идет с улыбкой
В Габон Мит в последний раз ездил три года назад. Признается, что скучает по семье. Летом хочет привезти в Иркутск маму, чтобы она увидела внуков и увидела как живет ее сын.
— Мы часто перезваниваемся, но в Иркутске стало немножко сложнее, потому что разница по времени достаточно большая — 7 часов. Я раньше отрицал свои корни, но когда в последний раз был в Габоне, я научился любить свою страну, наслаждаться тем, что там есть. Мои родители не зовут меня в Габон, они понимают, что главное — это то, что мне хорошо в Иркутске. Конечно, скучаю по ним, но, думаю, скоро увидимся, — говорит Мит.
На вопрос, считает ли он себя счастливым и есть ли у него какой-то свой секрет удавшейся жизни, Мит отвечает, что нужно не зацикливаться на плохом.
— Мы всегда хотим больше — денег, времени и так далее, но если объективно смотреть на ситуацию, на жизнь, то я думаю, что у меня есть всё, чтобы комфортно себя чувствовать. Сложно понять, что такое счастье, но для меня — это отсутствие переживания, отсутствие проблем и так далее, но они всегда есть. Счастье — это момент, и если ты умеешь им насладиться — ты счастлив. А таких моментов много в жизни, — считает габонец.
Рилс Мита о весне
Недавно Мит снимал видео про весну, где поделился этой мыслью с подписчиками.
— Мы забываем, что природа такая красивая. Мы только вот благодаря именно этому переходу понимаем, что бывают серые времена, но за ними будет теплое солнце или красивый белый снег. Я думаю, что это очень важно. Вспоминать, что у нас всё хорошо. А если сейчас нет, то потом будет — считает Мит.
* — экстремистская организация, деятельность запрещена на территории РФ.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.