
«Я била по голове, а с ним ничего не делалось». Иркутянка стала вести курс самообороны для женщин после того, как на нее напали
«У меня получилось вырваться, отбиться от него и убежать. Но если бы на моем месте была другая девчонка, у нее бы не получилось», — говорит тренер-преподаватель иркутского спортклуба «Метод» Юлия Шиверская. В 17 лет она чуть не стала жертвой насильника. Спастись ей помогло то, что всё детство девушка занималась кикбоксингом и единоборствами, потому и смогла дать отпор.
Когда Юля выросла и перебралась из родной Зимы в Иркутск, она, несмотря на архитектурное образование, стала преподавать здесь единоборства. Параллельно запустила курс для девушек по самообороне. О своей работе, стереотипах по поводу женщин в боевых искусствах и способах защитить себя в опасных ситуациях Юля рассказала журналисту «ИрСити».
Иркутянка стала вести курс самообороны для женщин после того, как на нее напал насильник
«Последний раз видишь это красивое лицо»
Юлия Шиверская родилась и выросла в Зиме. В детстве посещала все возможные кружки и дополнительные занятия, так как все они были в шаговой доступности.

Юлия родилась и выросла в Зиме, выучилась на архитектора и музыкального педагога, но большую часть жизни посвятила единоборствам
— Когда я окончила музыкальную школу в 13 лет, у меня внезапно появилось много свободного времени. Подружка позвала на кикбоксинг, но я долго не решалась пойти в эту секцию. Слышала, что тренер там, Сергей Геннадьевич Антонов, достаточно жесткий и переживала, что это всё-таки не девочковый спорт. Месяца три собиралась, но всё-таки пришла на первую тренировку, — рассказывает девушка.
И добавляет, что при первом же знакомстве Сергей Геннадьевич подвел ее к зеркалу и сказал: «Посмотри на себя». Юля недоумевала: что не так? Волосы уложены, макияж в порядке, всё, вроде, как всегда.
— Я же девочка-подросток, я шла в новый коллектив. Конечно, я выпрямила и уложила волосы, у меня тогда была стрижка каре. Естественно, накрасилась, всё новое на себя надела. Тонак, ресницы, брови, губы, вся такая красотка. Подхожу к зеркалу и думаю: «Да что не так? Макияж не потек, всё отлично». А Сергей Геннадьевич, мой теперь уже любимый тренер, мне и говорит: «Ты последний раз видишь это красивое лицо». Таким было мое первое знакомство с единоборствами, — добавляет Юля.
Потом собеседница вспоминает, что на первой тренировке с ней обошлись «достаточно легко» и старались не отбить желание продолжать. Но вообще за всю историю ее отношений с единоборствами ей, бывало, прилетало. Зато именно в этом виде спорта у Юли начало по-настоящему всё получаться. До этого она пробовала много других разных секций, но только кикбоксинг настолько пришелся по душе.
Плюсом к этой секции Юля пошла заниматься рукопашным боем. Шутит, что кикбоксинга ей показалось мало.

Единоборства увлекли Юлю еще в 13 лет, и теперь она — профессиональный тренер боевых искусств и ведет курс самообороны для девушек
— Но рукопашка была специфической. Если на кикбоксинге мы дрались в экипировке, со шлемами, капами, в перчатках и накладках для ног, плюс был инвентарь, то в секции рукопашного боя всё делали голыми руками в голых стенах школьного спортзала. Это было странно, но интересно. Я там прозанималась года три, и, возможно, именно вот это умение защищаться и наносить удары спасло мне жизнь, — рассуждает Юля.
«Я никому не рассказываю, что со мной было в тот вечер»
Затем девушка вспоминает ту часть своей жизни, о которой хотелось бы забыть навсегда, но не получается. Когда Юля только-только окончила школу, на нее напали в нескольких метрах от родительского дома.
— Я уже тогда перебралась в Иркутск, поступила в универ. Приехала ненадолго к родителям в Зиму на каникулы, был август. Не помню уже, то ли я просто побегать пошла, то ли к каким-то соревнованиям готовилась. Вышла на школьный стадион, который находится через дорогу от дома. Там на меня напал парень и попытался меня изнасиловать. Не буду полностью эту историю рассказывать, она слишком жуткая. Слава богу, что у него не получилось ничего со мной сделать, — делится Юлия.
Вместе с этим насильником на стадионе был его друг. Он никак не пытался вмешаться в ситуацию, просто стоял в сторонке и смотрел. Когда Юле удалось отбиться и убежать, девушка тут же добралась домой и всё рассказала родителям. Вместе с папой они пытались догнать и схватить преступника, но он сбежал. А вот того самого друга поймать получилось.
— По городу в тот момент ездил дежурный экипаж. Мы его остановили, попросили помощи. Всех нас загрузили в машину и отвезли в отделение. Меня почему-то допрашивали одну, хотя я сейчас понимаю, что была несовершеннолетняя и они не имели права, а папу «обрабатывали» в другом кабинете. Заявление у меня, конечно, не приняли, — рассказывает собеседница.

В 17 лет Юля чуть не стала жертвой насильника, но в полиции ее заявление не приняли
— А почему? Еще, наверное, сказали, что сама виновата? — предполагаю я.
— Дело в том, что я вышла из дома после 23 часов, уже наступил комендантский час. И девушка-следовательница всё так повернула, что это полностью моя вина, что если бы я была дома, ничего этого не случилось бы, а теперь моих родителей из-за меня привлекут к ответственности. Обещали выписать им большой штраф, если я напишу заявление. Но самое страшное даже не в этом. Эта следователь, женщина, сидит, смотрит на меня и говорит: «Ну и вообще, проникновения же не было». И я тогда просто растерялась, не нашлась, что ответить, — отвечает Юля.
Собеседница признает: тогда она даже почти согласилась с доводами следователя. И это при том, что никто не дает одному человеку права нападать на другого, даже если тот вышел на улицу не в то время или не в том виде.
— Я была просто в шоке. Да, насилия не было, но я сижу избитая, меня за волосы таскали по земле, у меня выбита и опухла рука, потому что я отбивалась как могла, я вся грязная и растрепанная. А эта женщина смотрит на меня и говорит, что мне не надо было выходить из дома, пытается вызвать у меня чувство вины. А я просто была обычной школьницей, которая пошла на стадион побегать. Да, в комендантский час, но это не дает права на меня нападать и пытаться изнасиловать, — продолжает собеседница.
В то же самое время с отцом Юли «работали» в другом кабинете. Что ему там говорили, девушка не знает точно до сих пор. Но помнит, как он вышел оттуда весь на взводе, хлопнул дверью так, что она сломалась, и коротко выпалил: «Всё, пошли отсюда».
В итоге не было ни уголовного дела, ни какого-то наказания, хотя в полиции потом уверяли, что нападавшего задержали. Никто из семьи девушки в это не поверил. После этого случая Юля вернулась обратно в Иркутск и до сих пор живет с этой историей где-то внутри себя. Признаётся, что эта травма всё еще не проработана.

Юля признаётся, что до сих пор не проработала ту подростковую травму
— Поэтому я никогда и никому не рассказываю, что со мной происходило. Но именно тогда у меня четко оформилась эта мысль: если бы я не была подготовлена, не тренировалась много лет, я бы не смогла отбиться. Помню, что он меня заваливал и усмехался, а я вставала. Он хватал, а я умудрялась выдернуться. Нас всему этому научили на рукопашке. У меня было понимание, как ударить человека голой рукой и куда, чтобы причинить ему боль. У меня получилось вырваться. Но я головой понимаю, что если бы на моем месте была другая девочка, у нее бы не получилось. Поэтому я решила плотно заняться самообороной, — рассказывает Юлия.
«Левый — коронный, правый — похоронный»
В Иркутске она поступила на архитектурный факультет ИРНИТУ. Параллельно училась в музыкальном колледже имени Шопена на педагога народного хора. В свободное время тренировки не бросала.
— Я в то время познакомилась с будущим мужем, у него был спортивный клуб. Так получилось, что из клуба как раз ушел тренер по единоборствам, а группы его некому было передать. Я решила попробовать потренировать детей. У меня стало получаться, мне это очень нравилось, и я осталась в тренерстве. Параллельно решила запустить группу для девушек по самообороне. Первые четыре месяца ко мне ходила только одна девчонка, но потом постепенно начала формироваться целая группа, — делится Юлия Шиверская.

Сейчас Юля учит детей единоборствам, а девушек — самообороне. Это не только работа в зале с экипировкой
На занятиях с девчонками Юля не только показывает разные приемы и учит их применять, нападать и защищаться, но и разбирает разные видео, в которых есть опасные моменты. С помощью таких кадров, которыми полнится интернет, можно показать своим ученицам основные ошибки и объяснить, как поступать в схожих ситуациях, а чего делать категорически нельзя.
— Женщины, как ни крути, физически слабее мужчин. Любой самый слабый мужчина будет сильнее самой сильной женщины. Поэтому у нас с мужчинами приемы для самообороны разные. Если парень может выучить, условно, два удара — левый коронный, правый — похоронный, то у нас так не получится. Нам надо знать много всего и хотя бы уметь вырваться, увернуться от нападения, — рассуждает спортсменка.
Она признаётся, что даже навредить своему обидчику не смогла, хотя всегда себя считала сильной девчонкой. Именно поэтому в самообороне главное — не избить агрессора так, чтобы себя не помнил, а не допустить самого нападения.
— Я помню, что била его по голове, а с ним вообще ничего не делалось. Поэтому главная идея наших занятий не в том, чтобы накостылять кому-то, а в том, чтобы не допустить нападения. То есть если ты видишь, что ситуация накаляется, нужно всегда держать дистанцию, безопасное расстояние. А если ты уже оказался в плохой ситуации, нужно хотя бы уметь кричать, — обращает внимание Юлия.
А затем добавляет: многие девушки в стрессовых ситуациях впадают в ступор и не могут или стесняются просто закричать. Хотя именно от громкого крика может зависеть буквально всё, потому что он поможет привлечь внимание людей вокруг и спугнуть агрессора.

Еще на занятиях у Юли идет разбор разных видео, на которых запечатлены опасные ситуации или драки. Тренер объясняет ученицам, что делать в том или ином случае
В качестве примера Юля приводит видео, на котором какой-то мужчина пытается затолкать незнакомую ему девочку в машину. Это все видят и снимают из окна маленькие дети, мужчина в какой-то момент замечает это и отпускает свою жертву.
— Именно этот фактор, что его снимают, остановил преступника. Когда я выложила это видео в своих соцсетях, многие стали мне писать и спрашивать, почему девочка молчит и не вырывается. А потому, что она не умеет, не знает, что надо делать. Если взять сейчас любую девчонку и попросить ее: «Крикни во весь голос», она не крикнет. Я могу, мне плевать, у меня нет психологического зажима, а большинство не сможет, потому что стыдно, — убеждена Юлия.
Также у многих срабатывает внутренняя защита, мол, это происходит не со мной, а мой обидчик просто ошибся, сейчас он передумает и отпустит.
— Когда на меня тот парень напал, у меня знаете, какая мысль была? Я ведь знала, что надо бить в кадык или в пах, чтобы причинить боль и выиграть для себя время. Но я не била в пах, потому что думала: «Он просто ошибся, я его вот сейчас пну сильно, а он из-за меня потом детей иметь не сможет». Представляете? Кто бы мог подумать, что такая реакция у меня случится. Я ведь много лет занималась единоборствами, с пацанами сколько раз в спаррингах стояла. Меня, конечно, сильно не били, но мы боксировали и вместе работали. И тут такая мысль, что я не могу ему навредить, хотя, казалось бы, какая мне вообще разница, что с ним будет? — сама себе удивляется собеседница.

Юля может постоять за себя и учит этому других
— Девчонки, которые ходят к вам на самооборону, это те, у кого есть свои плохие истории за плечами? Или они просто хотят быть готовыми ко всему? — спрашиваю я.
— По-разному. В основном просто так приходят, потому что интересно, потому что хотят научиться себя защищать. Но приходили и жертвы насилия. Кого-то дома избивал муж, кто-то, как я, чуть не стал жертвой маньяка. К счастью, тех, кто приходит просто так, больше, — отвечает Юля.
«Девчонки хотят, но боятся»
В самом начале нашего разговора Юлия Шиверская вскользь упоминает, что направление самообороны в Иркутске пока что нельзя отнести к популярным видам спорта среди девушек. Многие до сих пор имеют в голове определенные стереотипы, которые не дают им решиться выбрать этот вид активности.
— Очень часто мне пишут девчонки и говорят, что хотят прийти ко мне, но боятся, что их побьют. Или волнуются, что ничего не умеют. Почему-то, когда речь заходит о единоборствах, многие считают, что стоит лишь войти в зал, тебе сразу в морду прилетит. Старая школа такой и была, когда я пришла 20 лет назад. Тогда не церемонились, сразу проверяли на прочность. На первой же тренировке я получила своего первого леща. Тренер мне повесил мешок и надел на меня какие-то вонючие перчатки. А у меня ногти были длинные, красные. Жалко было их сломать, поэтому я так чуть-чуть мешок «погладила», как любая девочка. А тренер подходит и «лапой» так по лицу мне — бум. Чтобы не филонила, — делится Юлия.
Собеседница отмечает, что она обращается со своими ученицами гораздо более мягко и деликатно. Кроме того, занятия состоят не только из физической активности. Юля дает много теории и разборов разных ситуаций, чтобы потом ее девчонки могли сориентироваться в разных условиях.

Юля знает, как можно использовать окружающую обстановку и пространство, чтобы защититься. Но главное, говорит она, не доводить до конфликта, избегать опасных ситуаций
— Не всегда же мужчина нападает на женщину. Мы смотрим самые разные видео, в том числе, как женщины нападают на мужчин, бабульки нападают на детей. Не так давно был случай, когда женщина почти до полусмерти избила водителя троллейбуса, тоже женщину. Разбираем школьные драки, школьный буллинг, потому что подростки — это непредсказуемая сила. Особенно если дерутся девчонки, — размышляет собеседница.
И затем делится своими наблюдениями о том, что женские драки порой куда более жестокие, чем мужские. У пацанов, по мнению Юлии, есть хоть какие-то стоп-сигналы, вроде драки до первой крови. Кроме того, они почти никогда не ударят соперника в пах, потому что знают, насколько это больно. Девочки же выбирают самые уязвимые места и могут сцепиться так, что их потом не растащить.
— Иногда волосы дыбом встают от того, что женщины творят друг с другом. Недавно было видео, как тетка на пункте выдачи маркетплейса решила самоутвердиться и избила девочку-работницу. Девчонка снимала видео, как эта женщина держит ее за волосы, а та сидит возле ее ног и ждет полицию. Вот я своим девчонкам рассказываю, что таких ситуаций допускать нельзя. Если видишь, что человек агрессивный, неадекватный, держи дистанцию. Используй стул, швабру, палку или любой другой предмет, держи его между собой и нападающим. Можно даже взять ремень и махать им перед собой, чтобы агрессор не мог к тебе подобраться, — советует Юлия.

Если дистанцию между тобой и агрессором сократить уже нельзя, главное — не сдаваться. Так учит Юля
«Самооборона начинается задолго до нападения»
Затем мы начинаем много и вдумчиво разбирать самые разные ситуации. На каждую у Юли есть готовый совет, до которого человек неподготовленный может и не додуматься.
— А что делать, если тебя, например, на лестничном пролете окружили? Как раз школьные драки такие часто бывают. Как выйти из этой ситуации?
— Если дистанцию держать уже не получается, главное — не сдаваться. Если агрессор поймет, что ты сдался, он начнет тебя сильно продавливать. Так что сопротивляйся, даже если не умеешь драться. Все мы по себе знаем, где больно. Вот туда надо бить, тыкать, давить, грызть, кричать. Есть пара приемов, которые помогут увеличить дистанцию между тобой и нападающим. Если тебя прижали к стене и схватили спереди, дави тыльной стороной ладони в челюсть. Так ты увеличишь дистанцию и сможешь попробовать вырваться, — рассказывает Юля.
— А если сзади схватили?
— В этом случае всё плохо. И то всё равно никогда нельзя сдаваться. Надо сопротивляться до последнего, — отвечает собеседница.
Затем я спрашиваю у Юли, что делать школьникам, которых систематически буллят и, например, зовут за школу подраться. Стоит ли в такой ситуации идти на конфликт или лучше его избегать?

Юля — мастер своего дела и знает много советов, которые могут спасти жизнь
— Обо всех таких ситуациях надо обязательно рассказывать родителям. Не важно, что среди подростков бытует мнение, будто ты крыса или стукач, если делишься таким с мамой и папой. Я всегда говорю: «Ты не ябедничаешь, не стучишь, не доносишь и не жалуешься, ты рассказываешь о том, что было». Тогда многих конфликтов или трагедий можно будет избежать, — уверена Юля.
Еще всем: и детям, и взрослым полезно всегда иметь при себе газовый баллончик и брелок-сирену, которая поможет подать сигнал об опасности, причем достаточно громкий. Тем более, что стоит такая штука около 400 рублей. Невысокая цена за шанс спастись, не так ли?
— У меня сирена всегда с собой. Если, например, в подъезде на тебя кто-то нападет, ты ее включишь, и она будет очень долго орать на весь дом. Кто-нибудь выбежит и поможет. Та же история на улице, даже если уже ночь. В этом брелоке есть фонарик, ты сможешь подать еще и световой сигнал, — подчеркивает собеседница.
— А что делать, если, например, таксист тебя везет каким-то странным маршрутом?
— Это — одна из причин пересесть в другую машину. Просите водителя остановиться в ближайшем удобном месте, выходите и вызываете другой автомобиль. Еще одна из причин отказаться от поездки — когда номера в приложении и номера машины не совпадают. Я в таком случае всегда отказываюсь, — говорит девушка.
Также Юля советует не ездить с незнакомыми мужчинами в лифте один на один, всегда закрывать дверь, когда заходишь в подъезд, а еще — проверять, закрыл ли ты входную дверь в свою квартиру.
— У меня, к моему стыду, однажды была такая история: я не закрыла дверь, вышла на минутку, а ко мне в это время ввалился пьяный сосед. И ведь моя собака не среагировала, хотя она обычно на всех лает. Мужик просто перепутал квартиры и зашел, ничего страшного не случилось, но для меня это стало уроком. С тех пор я всегда несколько раз проверяю, закрыта ли у меня дверь, — говорит Юля.
Еще одно простое правило — не заходить в подъезд вместе с незнакомыми людьми. Лучше либо переждать, либо, если чувствуете неладное, дать понять, что ты с кем-то на связи и тебя ждут дома.

Юля достигла больших успехов в спорте и теперь учит других
— Года три назад я поздно вечером пошла выгуливать собаку. Муж был в отъезде, больше было некому. Вышла, а возле моего подъезда стоит мужчина. Ну стоит и стоит, подумала я, но дверь за собой тут же захлопнула. Мы погуляли, иду обратно, а он так и не уходит, более того, видит меня и тоже приближается к двери. Собака у меня была на коротком поводке, я его тут же размотала, мы идем, пес начинает на него реагировать, и только после этого он отходит. Мы заходим внутрь, и я тут же захлопываю дверь. Хорошо, что у меня собака достаточно крупная и с ней безопасно. Но если у вас нет собаки и вы в подобной ситуации, лучше либо подождать, когда незнакомец уйдет, либо попросить домашних вас встретить, либо, если нет никого, сделать вид, что говоришь по телефону. Но вообще из дома по ночам лучше не выходить, хотя бы без баллончика, — обращает внимание Юлия Шиверская.
Но самый главный совет, который дает девушка всем своим ученицам, подругам и близким людям: избегать опасных ситуаций.
— Самозащита начинается задолго до нападения. Ты должен анализировать ситуацию вокруг себя, поведение людей вокруг, общий фон. Я, например, никогда не хожу по улице в наушниках, потому что не хочу лишать себя такого важного органа чувств. Музыку можно и потом послушать, здоровье и жизнь важнее, — делится спортсменка.