Спорт «Ситуация: или я убью, или меня». Ангарчанин был звездой советского хоккея, но все потерял из-за пьянства и карт — его история

«Ситуация: или я убью, или меня». Ангарчанин был звездой советского хоккея, но все потерял из-за пьянства и карт — его история

История Михаила Татаринова, страдавшего алкоголизмом и убившего человека, но нашедшего в себе силы вернуться в нормальную жизнь

Парень из Ангарска должен был стать звездой мирового хоккея, но попал за решетку

Уроженец Ангарска Михаил Татаринов имел все шансы стать звездой мирового хоккея. При нем было всё: физическая сила, катание, мощнейший бросок. В начале 1990-х он вместе со многими другими советскими хоккеистами уехал в Северную Америку и не затерялся там, став любимцем публики. Но очень скоро его карьера оборвалась, а сам он оказался в тюрьме за убийство. Рассказываем историю Михаила Татаринова, который сначала потерял все, а затем вернулся и сумел начать жизнь с чистого листа.

«Бросал, бросал, бросал»

Если хоккеисту из Ангарска в конце 1970-х — начале 1980-х годов удавалось выпрыгнуть на уровень выше «Ермака», то в большинстве случаев его должен был ждать успех. Крытого ледового дворца в городе нефтехимиков тогда еще не было. Все тренировки проходили либо на дворовых кортах, либо на стадионе «Ермак» в 192-м квартале. Работать и играть суровой сибирской зимой, под открытым небом было задачей очень непростой. В таких условиях ковался характер.

Возможно, именно поэтому Михаил Татаринов и стал тем игроком, каким его все запомнили. Жестким, неуступчивым, волевым. А еще у него был невероятно сильный бросок — такой, которым можно было кости переламывать.

— 40 градусов мороза, снега по пояс, а я бреду в темноте по Ангарску на тренировку «Ермака». Во двор выходил с шайбой, едва рассветало. Бросал по бортам. Грохот на всю округу, народ из окон высовывался. Я кисть закачивал. На турнике по 50 раз подтягивался. И бросал, бросал, бросал, — вспоминал о своем детстве Татаринов в интервью «Спорт-Экспрессу».

Перспективный защитник с не по-детски мощным броском привлек внимание тренеров крупных советских команд на всесоюзном детском турнире «Золотая шайба». Попасть туда для советского мальчишки было, конечно, не пределом мечтаний, но чем-то очень близким — ведь тогда появлялся шанс попасть в самые сильные хоккейные школы СССР. Селекционеры московских ЦСКА (это тогда был гегемон советского хоккея), «Спартака», «Динамо» и «Крыльев Советов» и ряда команд из регионов никогда не пропускали «Золотую шайбу», мечтая отыскать там самородков.

Во двор выходил с шайбой, едва рассветало. Бросал по бортам. Грохот на всю округу, народ из окон высовывался.

На «Золотой шайбе» Татаринов получил приз лучшему игроку турнира — для защитника это вдвойне почетно. После первого в жизни успеха в Ангарск приехали тренеры «Спартака», ЦСКА и киевского «Сокола». И Михаил выбрал третий — наиболее очевидный — вариант. В составе киевлян в те годы было много ангарчан: из «Ермака» сюда перебрались вратарь Александр Васильев, защитники Андрей Мажугин и Андрей Овчинников, форварды Олег Синьков, Андрей Земко и Сергей Земченко. Многие из перечисленных были на ведущих ролях, и в такой обстановке 17-летнему Татаринову освоиться было намного проще.

Михаил Татаринов в юном возрасте отправился в киевский «Сокол» и быстро стал одним из ведущих игроков команды

Уже в дебютном сезоне молодой защитник набрал 10 очков и стал полноценным игроком основного состава. Своими выступлениями он обратил на себя внимание тренеров юниорской (до 17 лет) и молодежной (до 20 лет) сборных СССР. В 1984 году он съездил на чемпионаты мира по двум этим возрастам — и стал победителем обоих турниров. На молодежном уровне Татаринов не пропустил ни одного чемпионата мира, и неизменно хоккеист возвращался домой с медалями (два золота и одна бронза).

Татаринов настолько быстро освоился в Киеве, что в какой-то момент стало понятно — игрок перерос уровень «Сокола». Нужно было уезжать в Москву. Переезд совпал с аварией в Чернобыле.

— Вася Первухин (защитник московского «Динамо» и сборной СССР, обладатель золота Олимпийских игр и многократный чемпион мира. — Прим. ред.) убедил: «Ты лысым хочешь ходить?» С «Динамо» всё закрутилось настолько быстро, что вещи из Киева забрать не успел. Пришлось за ними ехать на такси. Из Москвы. 1200 рублей туда-обратно. Другого способа попасть в Киев не было — из-за чернобыльской аварии отменили все самолеты и поезда. В такой спешке кидал все в сумку, что забыл две золотые медали молодежных чемпионатов мира и тарелку, которую вручили в 1986-м как лучшему защитнику турнира. С концами, — вспоминал хоккеист.

«Шмалять будем выше колен»

В московском «Динамо» одноклубниками Татаринова стали звезды советского хоккея. Вратарь Владимир Мышкин, защитники Зинэтула Билялетдинов и Василий Первухин, форварды Анатолий Семенов и Сергей Светлов — их знали во всех уголках СССР. Пареньку из Ангарска было тяжело уживаться с такими глыбами, иногда возникали конфликты.

После чернобыльской аварии Татаринов перебрался в московское «Динамо»

На одной из тренировок Татаринову и его партнеру по команде Александру Семаку досталось от главного коммуниста «Динамо» — вратаря Владимира Мышкина. Тот был человеком заслуженным, напихать мог кому угодно и за что угодно. Тем более что в случае с Татариновым и Семаком повод имелся более чем веский — очередной загул.

— На собрании [Мышкин] нас отчитывает. Мы шепотом: «Вова, шмалять будем выше колен…» И начинаем на тренировке — Мыш, бедняга, уворачивается. Моисеев (Юрий Моисеев, главный тренер «Динамо» — Прим. ред.) свистнет: «Идите, по забору бросайте», — вспоминал ангарчанин.

По его словам, старожилы «Динамо» в лице Мышкина и Билялетдинова не хотели, чтобы Татаринов оставался в команде. Возможно, им бы удалось выдавить молодого и дерзкого парня из команды, если бы не сменился тренер. В 1989-м вместо Моисеева пришел Владимир Юрзинов — один из наиболее титулованных тренеров Советского Союза. Он дал шанс Татаринову и выделил ему больше времени на площадке. Хоккеист за это отплатил ему надежной игрой в обороне и результативной — в атаке.

Нарезка игровых моментов с участием Татаринова

Еще в «Динамо» Татаринов должен был стать игроком олимпийской сборной СССР — в 1988-м его кандидатуру серьезно рассматривали для поездки в Калгари. Но вмешался несчастный случай — на одной из тренировок защитник сломал челюсть:

— Билл (имеется в виду Зинэтула Билялетдинов. — Прим. ред.). Встретил жестко на тренировке. Не знаю, нарочно или нет. Я не предполагал, что все настолько плохо. Приезжаю в Новогорск на следующий день, челюсть раздуло, но я грешил на больной зуб. Доктор сразу неладное заподозрил, повез в госпиталь. Сделали снимок — двойной перелом!

На Олимпиаду со сборной СССР или России Татаринов так и не попал. И если в 1988 году помешала травма, то спустя четыре года он отказался сам, за что себя впоследствии корил и называл идиотом (а ведь тогда объединенная команда бывших республик СССР завоевала золото Альбервилля, и Татаринов бы наверняка сделал эту команду только лучше). Ему удалось побывать лишь на чемпионате мира (золото в 1990-м), Играх доброй воли (снова 1990-й, снова золото) и Кубке Канады (пятое место, 1991-й).

Шайба Татаринова в игре против Канады на финальном этапе чемпионата мира-1990

«Газеты писали: русский напал на полицейского»

Перед самым распадом СССР Татаринов уехал в Америку. На драфте Национальной хоккейной лиги 1984 года его выбрал «Вашингтон Кэпиталз». В те годы права на игроков из-за рубежа у клубов НХЛ были бессрочными, поэтому у Михаила не было выбора: либо оставаться дома, либо ехать в «Кэпс», которые тогда звезд с неба не хватали (хотя и безнадежными аутсайдерами тоже не были).

Заокеанская карьера началась более чем достойно: в первом же сезоне Татаринов стал железным игроком обороны и редко пропускал матчи. Осваиваться помогал украинец Дмитрий Христич (они пересекались с Татариновым в киевском «Соколе» в 1985-м). Казалось, что жизнь удалась.

Фрагмент первой пресс-конференции Татаринова после подписания контракта с «Вашингтоном»

— Помню, решили мы тафгая Джона Кордика познакомить с русской кухней. В Нью-Йорке с Каменским, Гусаровым и Коваленко (Валерий Каменский, Алексей Гусаров и Андрей Коваленко — российские хоккеисты, одноклубники Татаринова в «Квебек Нордикс». — Прим. ред.) привезли его в ресторан «Одесса». Пока Токарев перед нами глотку рвал за 20 долларов, мы Кордика кормили борщом, холодцом, оливье, селедкой под шубой, пельменями. Джон запивал все жигулевским пивом и уточнял: «Это точно переварится?» Потом неделю на еду смотреть не мог, — наш земляк вспоминал о своем заокеанском этапе жизни с удовольствием.

Сколько было приключений в Штатах… Тормознули за скорость. Американских прав нет. Ну вышел из машины, иду к полицейскому. Тот перепугался. Газеты писали: «Русский напал на полицейского! KGB!» 

Татаринов на льду производил впечатление крепко сбитого, но не очень техничного хоккеиста. Таких в 1990-е в НХЛ было много. Но первое впечатление оказалось обманчивым. Ангарчанин мог не только мощно бросить по воротам, но и отдать тонкую, хирургически точную передачу на партнера, которой никто не ожидал. Весь вопрос — лишь в доверии тренерского штаба, и в «Вашингтоне» оно было.

Но несмотря на это в «Кэпс» задержаться не удалось. Перед плей-офф Татаринов получил травму и с большой долей вероятности уже вряд ли бы сыграл в играх на выбывание. Но вместо того, чтобы остаться с командой и поддержать ее в раздевалке, хоккеист вместе со своей первой супругой Натальей уехал в Россию. Руководству клуба такое отношение к делу не понравилось, поэтому контракт с Татариновым продлевать не стали.

Дальше были два сезона в «Квебек Нордикс» — одной из самых «русских» команд НХЛ в начале 1990-х. Первый был отличным: Татаринов стал шестым в списке бомбардиров команды (66 матчей, 38 очков — больше, чем у всех остальных россиян в команде); а вот второй не задался, тогда Михаил из-за травмы сыграл всего лишь в 28 играх и не блистал результативностью.

Играя в НХЛ, Татаринов не стеснялся лезть в драку

У Татаринова было желание остаться в «Квебеке». По его словам, там ему все нравилось. Но игроку не удалось договориться о новом контракте. Стороны ушли в арбитраж, который встал на сторону канадского клуба. Продлеваться на невыгодных для себя условиях хоккеист не хотел, а потому решил искать новую команду.

Человек-невидимка из Бостона

Поиски завершились довольно быстро. В услугах Татаринова заинтересовался «Бостон», который искал «домоседа» в пару к Рэю Бурку — одному из лучших атакующих защитников НХЛ. Тогда еще никто не знал, что сезон 1993–1994 годов станет для Татаринова последним в профессиональном хоккее. А дальше начнется падение, которое приведет хоккеиста на самое дно.

— Отличный контракт, бонусы. Казалось, я в шоколаде. Поймал Бога за бороду. Но первые три матча — не пошло, команда проигрывает. Глен Сатер (тренер «Бостона». — Прим. ред.) начал цепляться: «Ты с сигаретками притормози…» А в «Квебеке» на это никто не обращал внимания. Гусаров с Ги Лефлером в самолете спокойно курили. И я здесь вел себя так же. А Сатер продолжает: «Да и вес не мешало бы скинуть. Может, пару игр проведешь в фарме?» Но в «Провиденсе» (команда Американской хоккейной лиги, в которую ссылали игроков «Бостона» для набора игровой формы. — Прим. ред.) я психанул. В АХЛ переезды на автобусе часов по шесть. Молодежь после матча набирала в дорогу по 3-4 банки пива. А я — упаковку. Берегов-то не вижу. И сорвался. Запил, — рассказывал Татаринов.

Вот что писала о Татаринове бостонская пресса:

— Его зовут Михаил Татаринов, но большую часть прошлой недели он был известен под именем человека-невидимки. С прошлой среды он самовольно не ходил на тренировки и даже послал двух товарищей по команде, чтобы забрать свою зарплату, а не пришел за ней сам. Руководство клуба отстранило его и, возможно, выкупит контракт, если не будет других вариантов. Когда Милбери спросили, будет ли Татаринов еще играть за «Брюинз», он ответил: «Это пока преждевременно. Но вряд ли», — публикация с такими словами вышла в газете Boston Globe 15 ноября 1993-го. За несколько мгновений до конца профессиональной карьеры и за несколько лет — до падения туда, откуда многие не поднимаются.

В «Провиденсе» Татаринова хватило всего на три игры. В команде было много соотечественников (нашелся даже земляк из Ангарска — форвард Андрей Башкиров), некоторые из них были не прочь «приложиться». В их компании Татаринов чувствовал себя хорошо, но игре это очень мешало. В конечном итоге «Бостон» предложил расторгнуть контракт по обоюдному согласию. Татаринову причитался миллион долларов, половина от всей суммы по соглашению, — его это вполне устроило.

«Убил ножом. Причем по-трезвому»

После возвращения в Россию хоккеист несколько раз пытался вернуться в хоккей, были предложения не только из московского «Динамо», но и из зарубежных клубов, но каждый раз игрок срывался и улетал в пьяную яму.

Не помогало ничего: ни увещевания родных и близких, ни коллеги, которые хотели пристроить бывшего партнера по команде в большой хоккей, ни медицина. Деньги потихоньку исчезали — тот самый миллион долларов быстро разошелся на карты и выпивку.

Один раз ударил в живот, отбросил окровавленный нож в сторону. Была ночь, вышел на улицу, тормознул рейсовый автобус, приехал в милицию: «Я человека зарезал».

В 2001 году в спортивной прессе прошла новость, ошарашившая многих. Известный в прошлом хоккеист Михаил Татаринов, чемпион мира, оказался за решеткой. Его признали виновным в убийстве человека.

— Ситуация была, что либо меня, либо я. Убил ножом. Причем по-трезвому. Один раз ударил в живот, отбросил окровавленный нож в сторону. Была ночь, вышел на улицу, тормознул рейсовый автобус, приехал в милицию: «Я человека зарезал». Позвонили: «Поступал такой?» — «Да». Спустя четыре часа он умер в больнице, — рассказывал позднее бывший хоккеист.

По словам Татаринова, дело было в Химках, в морге при городской больнице. Убитый работал там на труповозке, но связей с криминальным миром не терял. Во время карточной партии Татаринов крупно проиграл, всех денег у него с собой не было. Тогда он поехал домой, чтобы взять оставшееся. Вернулся в морг, но его уже поставили на счетчик. Дескать, опоздал на две минуты.

Завязался конфликт, блатной схватился за нож и пошел на Татаринова. Тот перехватил его за лезвие (на память об этом у хоккеиста остался шрам на внутренней стороне ладони) и ударил обидчика в живот. Одного удара хватило, чтобы прикончить оппонента.

Михаил Татаринов (второй справа в верхнем ряду) стал чемпионом мира по хоккею в 1990 году

Прокурор во время суда просил назначить ему наказание в виде 14 лет лишения свободы, но приговор вышел чрезвычайно мягким — всего 3 года (хоть и в колонии строгого режима). Суд принял во внимание состояние аффекта и чистосердечное признание.

Хоккеист рассказывал, что ему угрожали, дескать, он даже не доедет до колонии. Но был суд, был приговор, и Татаринов пошел по этапу. Уже в колонии ему пришлось держать ответ перед смотрящим:

— Я рассказал правду. Выслушал он, подумал и ответил: «Ты все правильно сделал. Но зачем за деньгами поехал?» После разговора со смотрящим вопрос закрылся. Сразу курево появилось, чай. Плюс ангарские ребята поддержали. Пришла малява на меня, чтоб нормально относились, — рассказывал бывший спортсмен.

В местах заключения Татаринов провел всего 11 месяцев. Остальной срок ему изменили на условный.

«Сейчас у меня другая голова»

Татаринову повезло, что за время хоккейной жизни ему удалось встретить много честных людей, готовых прийти на помощь. Из трясины спортсмена тянули заслуженные ветераны и действующие игроки — Валерий Каменский, Вячеслав Фетисов (бывший игрок ЦСКА и сборной СССР, ныне — депутат Государственной думы), Алексей Яшин (серебряный призер Олимпиады-1998 в Нагано) и многие другие. Они давали ему деньги, помогали решать бытовые вопросы и снабжали его лекарствами — на фоне пьянства и отсидки у Татаринова пошатнулось здоровье.

Но самое главное ангарчанин сделал сам — он бросил пить. В 2014 году он признавался: за время пьянства бывала и белая горячка, и алкогольная эпилепсия, отравления паленкой было совершенно обыденным явлением. От всего этого захотелось избавиться.

— О водке не вспоминаю. Будто не со мной было. Поменял круг общения, новая семья. С нынешней женой, Любой, познакомился 20 лет назад. Когда-то жил на Молодежной, ходили в клуб «Контакт». Уже тогда была ко мне расположена, но узнал я об этом только сейчас. Потому что раньше был женат. Люба случайно столкнулась со мной на остановке. Я был в таком виде, что не сразу признала. Подошла: «Миша, это ты?» Усадила в машину, отвезла в госпиталь.

Иногда задумываюсь — а со мной ли все это происходит? У меня ли сын родился (в 2014 году у Михаила Татаринова родился сын от второй супруги, его назвали Александром. — Прим. ред.)? Вижу на улице тех, с кем выпивал. Если есть деньги в кармане — достану и отдам. Знаю, что на водку. Все равно — дам!

Сейчас у меня совершенно другая голова. Да я помолодел лет на двадцать! Мечтаю заниматься любимым делом — хоккеем. Приносить пользу, помогать землякам, честно им в глаза смотреть. А к той жизни точно не вернусь. Я же понимаю, что это билет в один конец, — говорил бывший хоккеист.

Татаринов уже почти 10 лет возглавляет федерацию хоккея Иркутской области. Этот вид спорта в нашем регионе сейчас звезд с неба не хватает, но живет. Соревнования проводятся по всем возрастам и не только в Иркутске.

В 2022 году Михаил Татаринов оказался в центре нового скандала. 18-летний хоккеист Филипп Нестеров обвинил бывшего игрока сборной СССР в мошенничестве. Якобы тот взял 800 тысяч рублей, а взамен пообещал пристроить молодого парня в одну из команд Молодежной хоккейной лиги, но не сдержал обещания.

Впоследствии выяснилось, что Татаринов действительно взял деньги, но они были нужны на организацию просмотров. Обвинения в мошенничестве же он категорически отверг. В итоге полиция отказала в возбуждении уголовного дела. А Филипп Нестеров, к слову, уже завершил карьеру после двух сезонов в низших лигах Белоруссии и Венгрии.

Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Остается выкрасть математичку из соседней школы». Отец девятиклассника — о дефиците учителей в стране
Анонимное мнение
Мнение
«Гуляем только во дворе». Иркутянка переехала в село и делится первыми впечатлениями
Анонимное мнение
Мнение
Сапожник без сапог. Иркутский футбол остался без стадиона — реакция болельщика
Анонимное мнение
Мнение
Нейросеть «Пелевин». Рецензия на новую книгу «Круть»
Сергей Князев
Мнение
Палка для битья крапивы, ракоходы и даже шишки: топ придурочных товаров с Wildberries
Любовь Никитина
Рекомендуем
Объявления