
Открытие нового здания вокзала в Иркутске 4 мая собрало пару сотен человек, не считая чиновников и журналистов. Среди собравшихся были железнодорожники, строители и вокзальные работники, пришедшие поддержать своих коллег, которых чествовали на торжественном митинге. Были и те, кто решил воспользоваться случаем, чтобы купить билет для поездки, например, на море. А еще нашлись простые зеваки, которые проходили мимо, увидели толпу и решили остаться.
Новый терминал строили на месте старого здания пригородных касс, которое снесли летом 2021 года. Вместо двухэтажного корпуса появилось здание в три этажа. Строители попытались связать новое здание с обликом исторического вокзального комплекса, который был построен в конце XIX — начале XX века. Как это получилось — судите сами. Визуально легко заметить, что новый терминал доминирует над старой частью вокзала.
Связь новодела и исторических зданий должны обеспечивать различные декоративные элементы фасада — колонны, выступы и кованые ограды. Причем последние (а вместе с ними и оконные рамы) — синие и блестящие. Всё это немного выбивается из общего облика вокзального комплекса. На уровне третьего этажа расположились часы со стрелками.




Непосредственно перед открытием вокзала у его порога состоялся торжественный митинг. Выступили начальник ВСЖД Вадим Владимиров, главы Иркутской области и Иркутска и другие чиновники. Они поздравили всех с открытием нового вокзала и наградили тех, кто отличился во время строительства.






Начальник ВСЖД Вадим Владимиров поблагодарил всех, кто участвовал в строительстве. По его словам, работа над объектом сопровождалась рядом трудностей, но по итогу иркутяне все-таки получили новый комфортный железнодорожный терминал, оснащенный по последнему слову техники.
— Всё оборудование — самое удобное для пассажиров, самое новое, которое на сегодня есть на железнодорожной сети. Это здание отвечает всем требованиям, — отметил он.









После завершения торжественной церемонии всех желающих запустили внутрь. Чиновники отправились изучать, что же такое все-таки построили строители, а иркутяне пошли покупать билеты. Кто-то собрался ехать летом на юга, а кому-то в ближайшие дни предстоит отправиться в соседние города.



Внутри вокзальный комплекс оказался довольно просторным и светлым. В центре зала расположились лестница и эскалатор, слева от них — два лифта средней вместимости. Причем на лифте пока можно подняться только на второй этаж, кнопка подъема на третий почему-то не срабатывала.



На первом этаже находятся восемь касс, несколько из которых предназначены для обслуживания маломобильного населения — на этих кассах окна расположены чуть ниже, чем на других. Рядом установлен терминал для электронной очереди, как в банке или поликлинике. Время покажет, решит ли такой формат проблемы с очередями. Пока же заявляется, что новое здание рассчитано на суточный пассажиропоток до 7 тысяч человек (ранее было около 1,5 тысячи).
Из необычного — возле каждой кассы установлен небольшой терминал, с помощью которого можно оценить работу кассира по пятибалльной шкале — от очень плохой до отличной.


Люди, которые хотя бы раз были в старом вокзале, наверняка вспомнят большие черные табло, которые висели на стенах под потолком. Там было указано расписание пригородных маршрутов и поездов дальнего следования. Теперь их заменили компактными экранами.

А еще на вокзале появились терминалы для вызова экстренных служб. Что-то подобное можно увидеть в московском метро.

На разных уровнях вокзала также разместили интерактивные табло, с помощью которых можно было узнать расписание движения поездов или посмотреть, какие услуги доступны пассажирам. Можно даже связаться с переводчиком по видеосвязи — чтобы он рассказал, куда идти и к кому обратиться с тем или иным вопросом. На выбор доступны английский и китайский языки.


На втором этаже вокзала находится кофейня.


В зале ожидания, который также находится на втором этаже, разместили небольшой уголок, посвященный предстоящему Дню Победы. Там находятся предметы быта военных лет, на стенде расклеены фотографии участников Великой Отечественной войны. Среди них есть родственники тех, кто сейчас работает на вокзале.


Пройти на посадку можно двумя путями: через двери на первом этаже (если поезд прибывает к первой платформе), а также через подземный переход (ко второй и третьей платформам). Стены перехода отделали керамогранитом.





От нового вокзала осталось неоднозначное впечатление. На мой взгляд, сам по себе новый терминал выглядит как минимум неплохо. Но рассматривать его в отдельности от вокзального комплекса нельзя — он существует в составе исторического вокзального комплекса и не гармонирует с ним хотя бы из-за того, что «давит» на него своим объемом. Для архитектуры это довольно спорный проект.
По внутреннему оснащению — никаких вопросов нет. Кассы дальнего следования получились технологичными и симпатичными. На дистанции много будет зависеть от того, сможет ли руководство вокзала поддерживать эту технологичность, будут ли работать все терминалы поддержки постоянно, удастся ли с помощью электронной очереди регулировать потоки людей.
Теперь к уровню внутреннего оснащения терминала дальнего следования нужно подтягивать второй и третий подъезды вокзала, где находятся пригородные кассы и камеры хранения. Сделать это будет непросто — весь этот комплекс является памятником архитектуры.
— Впереди — реконструкция существующего здания вокзала, памятника истории и культуры. Мы проведем его внутреннее перевооружение, — рассказал начальник ВСЖД Владимиров губернатору Кобзеву.
Однако каких-то конкретных сроков пока нет. Глава региона предложил сосредоточиться и попытаться реализовать намеченные планы в ближайшие годы.
— Давайте к 80-летию Победы — ух, и всё сделаем, — заключил он.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.