Многие из нас любят лето, но в первые дни июля я непрерывно задаюсь вопросом: «Почему?» А любят ли лето те, кто в час пик едет на старом пазике в Ново-Ленино? А те, кто в перегретом трамвае ловят редкие порывы теплого ветерка из приоткрытых форточек? Ради расширения границ собственного опыта и этой статьи я решил покататься на общественном транспорте Иркутска с комнатным термометром.
«В +55 я, скорее всего, тоже выключусь»
Термометры мне дали мои друзья. У них, по загадочным причинам, этого добра много, и мне выдали аж два разных. Для простоты восприятия я буду называть их маленький и большой. Передавая мне термометры, моя подруга сказала мне, что «при +55 °C маленький может выключиться». Меня это не особо побеспокоило, потому что при такой температуре я и сам, скорее всего, выключусь, и на чистоту эксперимента поломка техники повлияет незначительно.
В редакции «ИрСити», где работает кондиционер, маленький термометр показывал 24 °C, а большой — 27,3 °C. Я решил, что большой просто любит преувеличивать, и доверять я буду маленькому, а большой возьму лишь ради сравнения. Потом я понял, что взял его не зря.
Итак, выйдя в рабочий полдень из редакции, я сразу замерил температуру — телефон утверждал, что в Иркутске +28 °C, маленький термометр показывал 25,4 °C, а большой 28,5 °C.
Начать поездку я решил со своей персональной пыточной — белой «Газели» маршрута № 16с, на которой я почти каждый день возвращаюсь домой с работы. Маршрутка не подвела, приветливо пахнув на меня жаром и запахом пота на входе. Все форточки и люк были открыты. Показатели на входе: маленький термометр — 29,7 °C, большой 32,1 °С.
На маршрутке я доехал до остановки «Баргузин». Показатели на выходе: маленький — 30,4 °C, большой 33 °C. Ехал рядом с девушкой, которая договаривалась с кем-то о поездке на шашлыки на природу и нецензурно сетовала на жару, угрожая ей всяческими непотребствами. Осуждаю, конечно, но с пониманием.
«Пассажир должен пропекаться равномерно»
Выйдя из маршрутки на «Баргузине», я пошагал на «Волжскую» и понял, что на улице, в общем-то, не так уж и плохо. На «Волжской» я сел в трамвай № 3. И это почти самая страшная часть путешествия. Показатели на входе: маленький термометр: 30,1 °C, большой — 33,2 °C.
Сразу скажу, кондиционеры у входов в трамвай работали исправно. Я проверил все три. Но, учитывая размер окон трамвая, у них не было ни одного шанса хоть как-то понизить температуру. Все форточки тоже были открыты. Там же, на Волжской, в трамвай зашла старушка, которая стремительно подошла к молодому человеку и попросила уступить место в полупустом вагоне. На его возражение: «Тут же уйма свободных мест», бабушка ответила, что не хочет сидеть на солнечной стороне. Я, сидя на солнечной стороне, такое стремление к комфорту не одобрил, потому что пассажир в таком случае пропекается неравномерно. На трамвае я доехал до «Эталона». Показатели на выходе: маленький термометр — 33 °C, большой — 35,5 °C.
На «Эталоне» я заметил еще одну известную мне духовку на колесах — автобус № 45, и решил доехать на нем до городка ИВВАИУ. Показатели на входе: маленький термометр — 32,5 °C, большой — 35,5 °C.
И тут меня настигла благодать: все окна и люк были широко открыты. Да и водитель попался неопытный: я заметил, что все маршрутчики на 45-х поняли жизнь и не спешат. Этот же гнал во всю молодецкую прыть, одаривая пассажиров приятным бризом. Показатели на выходе: маленький — 32 °C, большой — 35,4 °C. И, скажу я вам, после 33 °C попасть в 32 °C — это очень приятно.
После этого я сделал небольшую остановку в супермаркете, чтобы перекусить, купить воды и постоять под кондиционерами. Это я так, чтобы вы не переживали.
На остановке «Городок ИВВАИУ» я поймал автобус № 480. Показатели на входе: маленький термометр — 29,3 °C, большой — 33,1 °C.
И вопреки ожиданиям это была едва ли не самая приятная поездка. Окна открыты, люк — тоже, водитель гонит, создавая непрерывный воздушный поток для пассажиров. Я бы даже попросил ГАИ разрешать ездить на больших скоростях в жару, потому что это, без сомнения, спасает жизни. Однако, несмотря на мое восприятие, термометры беспощадно показали рост температуры во время поездки до «Театра кукол». Показатели на выходе: маленький термометр — 31,1 °C, большой — 34,1 °C.
На «Театре кукол» я поймал троллейбус № 8. В нем людей было больше всего. Показатели на входе: маленький — 31,3 °C, большой — 34,5 °C.
На троллейбусе, не без дискомфорта и крупных капель пота на лице, я доехал до конечной остановки — Сквера Кирова, попутно став невольным слушателем странного разговора. Незнакомые друг с другом мужчина средних лет и пенсионерка начали болтать о том, что в XXI веке в общественном транспорте нет кондиционеров, затем перешли к тому, что наши предки-крестьяне вообще без кондиционеров жили. Мужчина тут же принялся рассуждать о том, что крепостное право — это, по сути, рабовладельчество, такое же, как в США. Но, несмотря на это, русские первыми отправили человека в космос.
Тут женщина не согласилась: а был ли Гагарин в космосе? А если и был, то почему фотографий нет? Мужчина рассудительно заметил, что Гагарин в космос не фотографироваться летал. Женщина, поджав губы, ответила, что мог бы и сфотографироваться. А раз не смог — значит не факт, что космос вообще существует. Вот так парадоксально жара и отсутствие кондиционеров в троллейбусах доводят простых иркутян до космологических споров.
Температура на выходе, кстати: маленький термометр — 31,9 °C, большой — 34,8 °C.
«Я был слеп, как новорожденный котенок»
На улице Сухэ-Батора я довольно быстро сел на пазик № 65 до Ново-Ленино. Не подумайте, я туда, конечно, не собирался. Цель моей поездки ведь не тепловой удар и обморок, а эксперимент. Температура на входе: маленький термометр — 30,8 °C, большой — 34,5 °C.
Эта поездка хоть и была короткой, далась особенно тяжело. Перегретые сиденья и горячие поверхности внутри автобуса создавали ощущение катания в мангале. Вышел из него я на Джамбула с огромной радостью. На маленьком термометре было 31,3 °C, а на большом — 34,7 °C. Вы скажете, что это небольшой рост, но он с лихвой окупается температурой всей поверхности автобуса.
С Джамбула я дотопал до остановки «Райсовет», где, пусть и не с первого раза, поймал новенький муниципальный «НефАЗ» маршрута № 8.
И тут я как будто оказался в аквариуме. Ветерок вроде бы откуда-то дует, но это может быть помутнение рассудка. Я искал глазами кондиционеры, но не смог их найти. На старте маленький термометр показывал 31,3°C, а большой — 35 °C.
И только увидев эти цифры, я понял, что был слеп, как новорожденный котенок. С самого начала я верил маленькому термометру, хотя цифры с большого были ближе к истине. В муниципальном «НефАЗе» я осознал, что эта бездушная машинка чувствует всё, как настоящий человек. В этом автобусе я понял, что не может эта духота отображаться как «31,3», а вот как «35» — еще как может. Я вышел на «Цирке». Маленький термометр показывал 32,5 °C, большой — 35,9 °C. Я побрел в сторону редакции, чтобы выпить еще воды и постоять под кондиционером, думая о том, что по государственному стандарту температура в общественном транспорте летом не должна превышать +25 °C.
«Давайте будем добрее»
В редакции коллега рассказала мне еще об одном чуде света, которое я не протестировал, — маршрутке № 419. Да, я сегодня уже ездил на белой «Газели», но коллеге удалось убедить меня сделать еще один кружок, так как, по ее словам, водители часто запрещают открывать там люк, потому что «не положено».
Когда я поймал 419-й на Центральном рынке, то температура в салоне была 30,1 °C, если верить маленькому термометру, и 33,7 — если смотреть на большой.
Мы стояли на Центральном рынке долгих восемь минут, так как у водителя расписание. Женщины просили выехать пораньше, но шофер был непреклонен. За эти восемь минут я, по ощущениям, потерял полтора килограмма веса через поры. Перевозчику лучше переквалифицироваться в банщика — он в этом однозначно преуспеет. Когда мы двинулись, термометры показывали на градус больше, чем при входе. До конца короткой поездки до «Яркомолла» температура не изменилась.
Нужен ли здесь какой-то вывод? Пусть будет такой — общественный транспорт готовит нас к вечному нахождению в аду. Поэтому давайте быть добрее друг к другу, чтобы в ад никогда не попасть.
Куда жаловаться на жару в общественном транспорте?
В случае если у вас есть претензии к работе общественного транспорта, то вы, например, можете обратиться к руководству организации, осуществляющей перевозку пассажиров, либо в отдел транспорта и связи комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации города Иркутска по адресу: улица Сухэ-Батора, 11, кабинет 15, телефоны: 52-00-39; 52-02-29.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram—канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.