В середине декабря в Иркутске возродили популярный некогда автобусный маршрут № 74, который долгое время не функционировал после смерти перевозчика. Журналист «ИрСити» Даниил Конин постоял на морозе, чтобы дождаться автобуса и проверить его работу, и попутно — погрузился в пучину ностальгии по давно ушедшим временам.
В 2015 году я поступил в Иркутский государственный университет и перебрался в областной центр. Жил я тогда в студенческом общежитии № 3 на улице Улан-Баторской. Ярко-желтые автобусы с цифрами 74 (до ноября-декабря 2015-го — 24, потом нумерацию маршрута изменили) несколько лет были моими верными помощниками.
Утром я вместе с другими студентами штурмовал их на юридическом институте или «верхнем Университетском» (так называли остановку «Гуманитарный центр» на Улан-Баторской), вечером — возвращался домой после свиданий в центре города (самое главное было — нужно успеть добежать до музыкального театра к 21:15, потому что дальше эти автобусы уже не ездили).
Потом я переехал в другой район города, стал намного реже пользоваться 74-м автобусом, но каждый раз, увидев его где-нибудь в центре, испытывал теплые чувства. Когда же появилась новость о смерти предпринимателя, который обслуживал этот маршрут, я действительно расстроился. Не знал Анатолия Гомана лично, но то, что его автобусы долгое время ходили надежно по расписанию и утром, и вечером, многое говорило о его работе.
Долгое время маршрут № 74 стоял на приколе: пользоваться автобусами было нельзя из-за проблем с наследством, временный перевозчик не потянул свалившуюся на него нагрузку. И вот в ноябре–декабре нашелся новый перевозчик. Недолго думая, решил потестировать его работу — прокатиться, посмотреть, можно ли там оплатить проезд картой, поглядеть, пользуются ли им люди.
На маршрут сейчас выходит в среднем по 3-4 автобуса. В приложениях «Умный транспорт» и 2ГИС отслеживается только один из них. Правда, сами водители говорят, что остальную технику добавят на карты чуть позже.
Ожидание автобуса было недолгим — минуты 3-4, не больше. При этом ни на какие системы отслеживания я не полагался: просто пришел на остановку и начал вглядываться вдаль. К нам приехал серебристый Hyundai (такие же бегают по популярным маршрутам № 80 и 3) с брендированным кузовом. Конечно, до узнаваемого ярко-желтого цвета далеко, но голубые значки на лицевой и бортовой сторонах бросаются в глаза.
Автобус был поддержанным, но его состояние я бы оценил на уровне «выше среднего». Дыр от гнили и ржавчины в полу нет, все внутренние элементы находятся в целости, сиденья не порваны.
На «Труде» вместе со мной село еще человека 3-4. На протяжении всего пути ни разу не было такого, чтобы кто-то стоял в проходе из-за отсутствия свободных мест. Но здесь можно сделать скидку на то, что поездка была не в час пик. В соцсетях пишут, что утром автобусы набиты битком и интервалы движения должны быть короче.
Одна из главных проблем корейских автобусов заключается в том, что в них очень-очень холодно (как бы кто не относился к новым НЕФАЗам, но зимой в них всё же намного комфортнее). 74-й в этом плане исключением не стал — холодный воздух гулял по салону и морозил немногочисленных пассажиров.
Оплатить проезд можно было двумя способами — наличкой или переводом по карте (бумажка с номером телефона была в емкости для мелочи). Но здесь тоже можно сделать скидку на то, что маршрут только-только запущен: терминалы появляются постепенно, в нескольких автобусах они уже есть.
Кстати, проезд стоит всего 30 рублей (с 20:00 — 35 рублей). Большинство частных перевозчиков сейчас работает за 35-40 рублей, а на некоторых направлениях с декабря нужно будет платить по 40-45 рублей. Думаю, дисконт в 74-м автобусе — явление временное.
Дорога из центра в Университетский заняла 45 минут — это неплохой результат, учитывая особенности маршрута (он следует через плотину ГЭС). В дневное время пассажиропоток оставляет желать лучшего: кажется, часть пассажиров уже успела забыть 74-й и пересела на другие виды общественного транспорта. Остается только надеяться на то, что перевозчик переживет этот сложный момент и не схлопнется, а иркутяне снова получат то качество, которым отличался этот маршрут в его «желтом» прошлом.
А вы пользуетесь маршрутом № 74?
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.