В конце 2015 года министерство финансов Иркутской области запустило портал «Открытый бюджет», благодаря которому все желающие получили не только доступ к основным параметрам казны, но и возможность внимательно изучить направления развития региона. ИА «БайкалПост» воспользовалось новым способом оценки работы правительства, вместе с экспертами проанализировав данные бюджетов за 2015 и 2016 годы.
В первом приближении
В 2016 году общие параметры бюджета скромнее, чем в 2015 году. Это объективная тенденция, связанная с экономическим кризисом и сложной финансовой ситуацией не только в регионе, но и в стране.
По данным портала «Открытый бюджет», доходы региона в 2016 году запланированы на уровне 101,55 миллиарда рублей против 104,72 миллиарда в 2015 году, расходы - на уровне 108,92 миллиарда против 115,13 миллиарда в 2015-м. Дефицит, соответственно, составляет 7,37 миллиарда рублей (7,2%) против 10,4 миллиарда рублей (10%) в 2015-м.
Доходы бюджета упадут в основном из-за снижения поступлений от налога на доходы физических лиц почти на 1 миллиард рублей и безвозмездных поступлений почти на 4 миллиарда. Повышение поступлений от налога на прибыль и на имущество организаций (всё вместе почти на 1 миллиард рублей) лишь частично выправят ситуацию.
Бюджет 2015 и 2016 годов составлены по программному принципу, но если в 2015-м реализовывалось 18 программ, то в 2016-м – 17. Была сокращена программа «Профилактика преступлений и иных правонарушений в Иркутской области» (40 миллионов рублей).
По мнению председателя регионального отделения партии ПАРНАС Михаила Васильева, изменения в расходах в бюджете-2016 по отношению к прошлому году являются вопросом расстановки приоритетов.
«Изменения в приоритетах заметны. Очевидно, что новая команда отдаёт предпочтение статьям «Охрана семьи и детства» (+1,8 миллиарда рублей), «Социальное обслуживание населения» (+0,6 миллиарда рублей), «Среднее профессиональное образование» (+0,4 миллиарда рублей), «Стационарная медицинская помощь» (+0,3 миллиарда рублей), «Культура» (+0,1 миллиарда рублей), «Дорожное хозяйство» (+0,06 миллиарда рублей). В минус ушли статьи «Жилищное хозяйство» (-1,7 миллиарда рублей), «Социальное обеспечение населения» (-1,4 миллиарда рублей), «Сельское хозяйство и рыболовство» (-0,7 миллиарда рублей), «Амбулаторная помощь» (-0,5 миллиарда рублей), «Коммунальное хозяйство» (-0,5 миллиарда рублей), «Общее образование» (-0,4 миллиарда рублей), «Массовый спорт» (-0,2 миллиарда рублей), «Лесное хозяйство» (-0,14 миллиарда рублей). Дошкольное образование хотя и ушло в минус в абсолютных значениях (-0,16 миллиарда рублей), но всё же немного увеличило долю в расходах бюджета», - отмечает эксперт.
Михаил Васильев также обращает внимание на фактически незначительное изменение расходной части бюджета 2016 года по сравнению с документом предыдущего года, который за год несколько раз изменялся.
«Бюджет-2015 — это на самом деле не один документ, а несколько разных версий. Для сравнения возьмём исходную версию бюджета 2015 года (от 08.12.2014), последнюю версию этого бюджета предыдущей команды (от 05.06.2015) и исходную версию бюджета-2016 (от 23.12.2015). Сумма расходов колебалась незначительно. За первые полгода она подросла на 2,2%, затем снизилась обратно на сопоставимые 2,2%. Если посмотреть основные статьи расходов, то доли здравоохранения (23,4 — 23,8 — 23,8 миллиарда рублей) и образования (32,1 — 33,1 — 32,9 миллиарда рублей) менялись незначительно, но в итоге в плюс. В этой части структура расходов сохранилась», - сказал эксперт.
Как отмечает эксперт, команда экс-губернатора Сергея Ерощенко за последние полгода снизила затраты на социальную политику, а правительство Левченко в бюджете-2016 увеличило их на 8%. При этом, продолжает Васильев, новая команда сокращает затраты на экономику, в первую очередь за счёт сельского хозяйства, лесного комплекса и транспорта, исключая дорожные фонды, в то время как правительство Ерощенко наращивало расходы в сфере экономики. Серьёзные изменения и в расходах на ЖКХ: если предыдущая команда снижала их очень осторожно, команда Левченко в 2016 году сократила их долю сразу на 28%, или на 2,3 миллиарда рублей, отметил Васильев.
Социальная сфера
Самый большой блок бюджета – социальная сфера. В сумме объём расходов на соцзащиту, здравоохранение и образование в 2016 году равняется примерно 76 миллиардам рублей (на уровне прошлого года).
Согласно порталу «Открытый бюджет», на программу социальной поддержки населения Иркутской области в 2015 году было запланировано 19,5 миллиарда рублей, в 2016-м объём средств вырос чуть больше, чем на полмиллиарда рублей - до 20,09 миллиарда. По программе развития здравоохранения финансирование в 2016 году уменьшилось примерно на 200 миллионов - с 24,44 миллиарда до 24,23 миллиарда. Затраты на образование в бюджете-2016 составляют чуть более 32 миллиардов рублей (примерно на 170 миллионов меньше, чем в 2015-м). Доля затрат на социальную сферу в бюджете 2016 года практически осталась на прежнем уровне - в районе 20-30% от общего объёма бюджета в зависимости от программы. Самая высокая доля у программы «Развитие образования» - 29,5%.
По мнению заместителя председателя Законодательного собрания Иркутской области Андрея Лабыгина, главное для бюджета 2016 года – выполнение тех обязательств в социальной сфере, которые предусмотрены областным и федеральным законодательством.
«Направленность бюджета на сохранение финансирования социальных нужд – это факт. Конечно, хотелось бы всегда больше, всегда денег не хватает на любые программы, но, тем не менее, я считаю, что те обязательства, которые у нас зафиксированы в областных и федеральных законах, мы выполняем. 2016 год не стал исключением, по крайней мере, мы планируем, что выполним всё запланированное в программе», - сказал депутат.
Уполномоченный по защите прав граждан Иркутской области Валерий Лукина считает, что бюджет 2016 года сохранил те же проблемы, что и бюджет 2015 года. Омбудсмен не стал дополнительно отвечать на вопросы ИА «БайкалПост», отметив, что его позиция была отражена во время обсуждения бюджета в законодательном собрании, а с содержанием его выступления можно ознакомиться на официальном сайте.
Как следует из анализа выступлений омбудсмена при обсуждении бюджетов 2015 и 2016 годов, претензии к бюджету у Валерий Лукина остались прежними.
«Министры новые, а проблемы старые», - цитирует пресс-служба слова омбудсмена при обсуждении бюджета.
Ключевыми моментами выступления уполномоченного остаются индексация социальных выплат, финансирование качества и доступности медицинской помощи, транспортные проблемы отдалённых территорий региона.
«Один из принципиальных вопросов: уровень индексации денежных выплат отдельным категориям граждан (ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные и т.д.), установленный законом, считаю недостаточным. Мы должны иметь в виду, что, по данным минсоцразвития, почти треть жителей региона получают различные меры социальной поддержки. Если выплаты не будут индексироваться в соответствии с инфляцией, это приведёт к неуклонному снижению уровня социальной поддержки населения. В текущем году выплаты были проиндексированы на 5%, хотя уже известно, что фактический уровень инфляции составит не менее 8%, а рост цен на продукты питания и товары первой необходимости уже превысил 20%. В проекте бюджета на следующий год заложена индексация на 5,5%, хотя уровень инфляции ожидается значительно выше. Полагаю, что в проекте бюджета должен быть заложен механизм индексации выплат в соответствии с фактическим уровнем инфляции, однако этого не было сделано», - сказал Лукин при обсуждении бюджета на 2015 год.
В своём выступлении по бюджету-2016 Лукин также обратил внимание на то, что корректировку ежемесячных выплат отдельным категориям граждан необходимо провести с учётом реальной инфляции, уровень которой составил более 15%, а не прогноза в 5,5%.
Стоит отметить, что социальный блок – один из первых, где региональное правительство искало возможности сокращения ввиду большого объёма средств, которые он аккумулирует. Об этом в частности говорил председатель правительства Иркутской области Александр Битаров.
«У нас соцвыплаты, принятые на уровне региона, составляют 8,5 миллиарда рублей в год – госдолг растёт в том числе из-за этого. Есть вроде с благими намерениями прописанные соцобязательства, но исполняются они очень плохо. Я бы даже сказал коррупционно. С большим удивлением узнал, что мы на дрова для сельских медиков и учителей тратим бешеные деньги – сотни миллионов рублей. В отдельных случаях, как мне доложили, один человек может получить 140 тысяч рублей на дрова. Это сколько нужно отапливать?» — сказал он на пресс-конференции 23 ноября 2015 года, комментируя состояние дел в экономике региона.
На этой же пресс-конференции Битаров отметил, что правительство готовится к непопулярным и болезненным шагам и надеется в этой сфере на поддержку депутатского корпуса. Именно Битаров первым объявил на заседании профильного комитета заксобрания при обсуждении проекта бюджета перед первым чтением, что в 2016 году всем придётся затянуть пояса.
Экономический блок
Сердцем любого бюджета является экономический блок. Фактически это та часть, расходы в которую должны окупиться растущими доходами казны.
По данным портала «Открытый бюджет», в казне-2016 на программы развития сельского хозяйства и экономики запланировано 6,1 миллиарда рублей, это почти на 1,5 миллиарда меньше, чем в 2015-м. В частности, финансирование сельского хозяйства сокращено примерно на 1 миллиард рублей - c 4,1 миллиарда до 3,1 миллиарда. Доля расходов на сельское хозяйство сократилась с 3,9% до 3%. Программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» сжалась более чем на полмиллиарда рублей - с 3,5 миллиарда до 3 миллиардов. Доля расходов бюджета на эти цели упала с 3,2% до 2,8%.
Председатель регионального отделения «Деловой России» Олег Яценко не видит в самом факте снижения большой беды, однако отмечает недостатки в наполнении программы «Экономическое развитие».
«Снижение вынужденное, это понятно, но вместе с тем немного непонятно, почему те статьи, благодаря инвестициям в которые мы могли бы получать дополнительные доходы, в частности туризм, резко снизили, хотя там и так немного. Поддержка малого бизнеса – то же самое. На снижение административных барьеров кардинально снижено финансирование, хотя понятно, что это как раз развитию малого бизнеса и мешает. Государственное регулирование в сфере промышленности и лесного комплекса сведено на нет, но, на мой взгляд, это недопустимо», - считает Яценко.
На сессии законодательного собрания в начале декабря депутат Илья Сумароков предложил добавить агрокомплексу 300 миллионов рублей, однако его поправка была отклонена. Правительство Иркутской области пообещало, что вернётся к этому вопросу позже и выведет финансирование сельского хозяйства на уровень 2015 года.
«У нас принято сессией, что будет добавлено в бюджет на уровне 2015 года. Мы исходим из этого. А другие - это пожелания. Я думаю, что закон (о бюджете – прим. ред.), принятый сессией, должен выполняться. Я так понимаю, что уровень мы должны сохранить, не смотря на отдельные пожелания. Было обозначено в решении сессии, что эти деньги (недостающие 960 миллионов – прим. ред.) будут выделены сельскому хозяйству. Мы надеемся, мы строим сегодня программу субсидирования сельского хозяйства исходя из того, что такие решения сессии есть», - заявил Сумароков, комментируя ИА «БайкалПост» наполнение программы развития сельского хозяйства.
При этом депутат затруднился ответить на вопрос, из каких источников может быть увеличен объём средств.
«Пускай голова болит у тех, кто отвечает за этот вопрос. Почему я должен за всех отвечать? Я знаю, что отрасль сельского хозяйства вот так должна, а откуда там… Или это будут вливания федерального бюджета, или это будут заёмные средства, это уже вопрос правительства. А мы руководствуемся тем, что мы имеем», - сказал Сумароков.
По мнению депутата, сохранение финансирования сельского хозяйства не поможет развитию отрасли, но, по крайней мере, удержит от дальнейшего развала.
Олег Яценко считает, что в кризис необходимо инвестировать в малый и средний бизнес, который более устойчив, чем средний и крупный.
«Если обеспечить поддержку малым формам предприятий, сохранить их, мы имеем шансы и на самозанятость, на производство продукции и так далее. А уж в ключевых отраслях снижать поддержку совершенно нельзя было. Лесное хозяйство, туризм – все это входит в семь ключевых отраслей Иркутской области. Можно было снизить во второстепенных отраслях - рыболовство и прочее», - считает Яценко.
Он также сомневается в том, что с таким снижением будут выполнены основные показатели, заложенные в доходной части бюджета-2016, в частности рост поступлений налогов на прибыль и имущество организаций.
«Сокращение (финансирования этой программы – прим. ред.) показывает, что государство первое, кого режет, – курицу, которая несёт золотые яйца. Мне кажется, в кризис надо было оставлять поддержку на прежнем уровне, более того, обеспечить дополнительные меры», - считает Яценко.
По мнению председателя реготделения «Деловой России», поскольку снижения финансирования нельзя было избежать, нужно было пропорционально разделить оставшиеся деньги между существующими статьями, не бросая, например, лесной комплекс без поддержки. Снижая расходы в туризме и регулировании лесной отрасли, власти сами себе рубят доходную базу, считает он.
***
Главным при рассмотрении бюджета 2016 года, по мнению Михаила Васильева, является не исполнение предвыборных обещаний губернатором Сергеем Левченко, а вопрос оптимальности распределения средств.
«Почему не рассматриваются возможности выравнивания ставок транспортного налога и налога на прибыль в сторону снижения? Это могло бы дать импульс развитию бизнеса в Иркутской области и увеличению расходов домохозяйств с соответствующими мультипликативными эффектами. Не следует ли увеличить расходы на общее образование? Школы в Иркутской области переполнены повсеместно, и учителя работают на две ставки, что снижает эффективность образования. Конечно, если мы считаем образование социальными расходами, то об эффективности здесь говорить неуместно, но если это всё-таки инвестиции, то вполне. Не следует ли в кризисный год сэкономить на дорожном строительстве и направить средства на амбулаторную медицинскую помощь, развитие территориального общественного самоуправления и благоустройство жилых микрорайонов, развитие городского общественного транспорта. Инфраструктура — это очень важно, но люди, помимо дорог, хотят иметь гарантии квалифицированной медицинской помощи, гулять по паркам, а не по каменным джунглям, дышать чистым воздухом и иметь возможность сэкономить на личном автомобиле и не стоять в пробках», - добавил представитель ПАРНАС.
Финансовые трудности России и, как следствие, Приангарья, безусловно, наложили свой отпечаток на региональный бюджет. В нестабильной экономической обстановке команда губернатора Левченко логично ушла от развития к выживанию. Перераспределение приоритетов показывает бюджет 2016 года. Однако, стараясь удержать лодку на плаву, не стоит забывать и о том, что спасение без движения вперёд невозможно, а значит, при корректировке главного финансового документа региона, которое, безусловно, предстоит, нужно вспомнить не только о социальных затратах, но и о поддержке локомотива экономики – бизнеса, не зависимо от его масштаба.