Если в Иркутске завернуть с улицы Советской на Карла Либнехта и пройти мимо кирпичной многоэтажки, отдалённо похожей на замок, то вы увидите двухэтажный дом, очень напоминающий объект старины. Деревянный, погоревший, наполненный горой мусора и с намёком на некогда резные ставни – самый настоящий дом-памятник Иркутска, ну или хотя бы выявленный объект исторического значения. Именно так подумали журналисты портала «ИрСити» и руководитель клуба молодых учёных «Альянс» Алексей Петров, отправившись в гости к пустующему зданию.
С самого начала путешествия всё было непросто. Как рассказал Петров, в реестре памятников или выявленных объектов дом по адресу Карла Либнехта, 101, не значится, однако остаётся вопрос – почему его до сих пор не снесли? Стоит он полуразрушенным, согласно сообщениям СМИ, с 2013 года, когда произошёл крупный пожар.
Зашли во двор – широкий и просторный, на улицу Карла Либнехта из него выводят покосившиеся ворота, за зиму погребённые в сугробы. Возможно, мы были первыми, по крайней мере, этой зимой, кто решился прогуляться по двору сгоревшей двухэтажки – ноги по колено проваливались в плотный, сбитый снег.
На территории некогда симпатичного двора красуются развалившиеся кладовые, из земли торчат доски, под сохранившимся навесом около забора разбросаны грязные вещи и порванные одеяла – летом, вероятно, тут ночуют бомжи. Единственное строение, крепко стоящее на ногах во дворе – деревянный туалет. Кто-то когда-то аккуратненько повесил на забитый в него гвоздь полиэтиленовую маечку с пустыми пивными банками, так и висит.
«Самое интересное, что нам об этом доме совсем ничего не известно. Но почему-то же он тут до сих пор стоит? По обе стороны давно застроенная территория, а его никто не трогает, это наводит на размышления», - сообщил руководитель «Альянса».
Покрутившись возле дома мы заметили баннер, на котором сообщалось о продаже участка. Позвонили.
Трубку взяла женщина, которая сходу сообщила, что вот-вот разговаривала с кем-то ещё именно об этом участке. На наш вопрос собственник она здания или риелтор, собеседница представилась альтруисткой – было понятно, что услышав о некоммерческом интересе, она решила поскорее окончить разговор.
По её словам, возле сгоревшего дома стариной и не пахнет – он 1956 года постройки. Находится в частной собственности, но о хозяине она распространяться не намерена. На вопросе, почему его до сих пор не снесут, если он не представляет никакой ценности, но портит вид улицы – связь оборвалась. Примечательно, что больше нам до «альтруистки» дозвониться не удалось – вызов постоянно прерывался на короткие гудки.
Вопрос о сносе встал ещё острее – если это и правда не памятник, то почему его не снесут, ведь восстанавливать, пусть и красивый домик второй половины XX века, никого не заставляют? И как так получилось, что дорогостоящий, можно сказать, чистый участок в центре города до сих пор не продан? Ответ на эти вопросы, увы, получить не удалось. Единственная ниточка к собственнику была утеряна.
Для поиска хоть какой-то информации мы отправились по соседям – по другую сторону улицы стоят несколько престарелых деревяшек. В одной – окно забиты наглухо и никого, во второй, несмотря на три покосившихся подъезда, дверь открыла жительница только одной квартиры, которая, впрочем, за 18 лет жизни в этом районе совсем оказалась не в курсе его истории.
Повезло только в одном доме – там нам дали номер телефона местной жительницы Ольги Сергеевны, которая давно живёт напротив сгоревшей двухэтажки. В тот же день мы ей позвонили.
«Когда все дома сносили, его почему-то оставили. А потом, когда он совсем обветшал, так и остался – никому же не мешает. Сгорел он... давно. Бомжи, может, подпалили…», - с сомнением в голосе рассказала иркутянка.
По её словам, дом горел три раза. А когда-то он принадлежал железнодорожнику Василию, фамилии которого она никогда и не спрашивала. Василий, мол, давно уже уехал жить в Новосибирск, а дом остался в частной собственности у его сына. Вот и всё, что она знает.
Эксперт в сфере архитектуры не взялся на глаз, по фотографии, определить хотя бы примерную дату постройки дома. Впрочем, ясно одно: судя по тому, что здание не вошло в землю по самые окна – оно относительно свежо. Резьба на ставнях не свидетельствует о старине, поэтому сходу определить примерный возраст почти невозможно.
Таким образом, видимо, мы наткнулись на деревянный дом-обманку, который из-за своих резных окон и плачевного внешнего вида практически неотличим от домов-памятников, населяющих Иркутск. В этой истории назревает несколько вопросов. Сколько вообще разваленных и сгоревших домов, которые стоят в центре Иркутска, не являются при этом объектами культурного наследия? Почему дом на Карла Либнехта, 101, уже как три года служит ночлегом для бомжей и мусоркой для прохожих, не являясь при этом, почти традиционно, памятником какого-либо значения?
Если вам знаком этот дом, вы знаете хотя бы какую-то часть его истории, или, вдруг, можете утверждать, что он был построен в отличный от названного год – пишите на почту портала «ИрСити»: info@ircity.ru.