В конце мая на топонимической карте Иркутского района близ посёлка Маркова появился небольшой квартал имени главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова. Весьма необычное для Сибири название и планы хозяйки проекта Елены Абубакаровой создать под Иркутском «маленькую Чечню» вызывают удивление. Сама Елена исполнена энтузиазма, а местные жители затаили на женщину глубокую обиду: уже несколько лет на территории садоводств и будущего квартала – войны… на словах и даже на кулаках.
На портале «ИрСити» 2 июня вышел материал под названием «Застройщик квартала Кадырова: Строю маленькую Чечню». Журналист портала «ИрСити» Андрей Затирко съездил на место строительства будущего объекта и побеседовал с предпринимательницей Абубакаровой: она рассказала о планах на застройку и отношении к чеченскому лидеру. Сразу же после публикации репортажа, в редакцию позвонили местные жители, которые рассказали, как по их мнению строится квартал и что им приходится терпеть от «занимающейся самоуправством» женщины.
«Стращает, выживает, самоуправничает»
Строящийся квартал Кадырова вплотную прилегает к двум товариществам собственников жилья (ТСЖ) «Хуторок» и «Сибирская берёзка», в которых насчитывается порядка 50 домов. Ранним субботним утром на улице Кайской на встречу с журналистом собрался кружок из порядка 15 местных жителей: лица у всех серьёзные, люди настроены рассказать обо всех коллизиях отношений с соседкой.
«Во-первых, даже не спросили нашего мнения, чтобы назвать квартал именем Кадырова. Во-вторых, она его только начала, хочет сделать им весь наш посёлок. Она выживает, стращает, есть угрозы, есть документы, где её муж наносил мне побои, заявление в полицию, все медсправки», - начала диалог член правления ТСЖ Ольга Павленова.
Как рассказали собравшиеся, Абубакарова около 5 лет является председателем одного из товариществ – перед избранием пообещала местным жителям «золотые горы», а потом установила свои правила, по которым население теперь не может сменить правителя. Мол, переизбрали 4 июня, но бесполезно, женщина установила маленькое тоталитарное общество.
Павленова показывает документы, согласно которым выход на субботник стал обязательным мероприятием. Тому, кто не пришёл раз, штраф в 1 тысячу рублей, а тот, кто не явился повторно, исключается из ТСЖ.
«У нас депутатов переизбирают, а Абубакарову мы не можем переизбрать, потому что она сказала, что ей на всех чихать», - продолжает Павленова.
Так получилось, что по участку Абубакаровой, проходит водопроводная труба одного из товариществ. Жители боятся, что если пойдут против председателя, она им всем отрубит воду. Кроме того, их пугают слова женщины о желании создать закрытый квартал.
«Она все дороги приватизирует тут, поставит шлагбаумы, а мы тут будем летать на дельтапланах, даже свои дома продать не сможем. Она будет скупать их у нас по дешёвке», - говорят возмущённые.
Сетуют, что предпринимательница судится с ними за каждый кусочек земли в товариществах, скупает бесхозные земли и оформляет их: «Вы посмотрите на наши заборы – они ходуном ходят. Люди по несколько раз их переделывали, потому что она судится за каждый метр!».
В конечном счёте местные жители указали на одну из центральных дорог населённого пункта, заваленную строительным мусором.
«Что она с дорогой сделала? Она насыпала строительный мусор и сказала: «Разбирайте вручную лопатами». Она пытается нас унизить, сделать так, чтобы мы перед ней на колени встали. Жители написали заявление в администрацию муниципалитета, дойдём с жалобой в прокуратуру», - негодует Павленова.
Действительно, по дороге не проехать. Случайно такие горы не насыплешь. На лицах жителей серьёзная озабоченность происходящим. Объясняют, что они даже не против квартала Кадырова, главная их забота – отношения с хозяйкой строящегося массива. Кроме того, они боятся, что в определённый момент из-за личной неприязни может возникнуть этнический конфликт. Мол, Абубакарова запугивает, что в случае чего привезёт для выяснения отношений группу чеченцев.
«Огромная бомба в этом районе закладывается, которая может греметь далеко отсюда, если сейчас не пресечь её (Абубакаровой – ред.) деятельность. Вырастет такая зараза, будет головная боль для всего Иркутска потом», - говорит пожелавший остаться анонимным житель ТСЖ.
Оставила без воды и тепла
Претензии к Елене Абубакаровой оказались не только у жителей ТСЖ, но и у её 73-летней соседки Лидии Житовой, которая живёт с семьёй дочери из троих человек и 96-летней матерью – ветераном Великой Отечественной войны. Её семья, по словам Житовой, по вине соседей с 2013 года отрезана от центрального водо- и теплоснабжения.
Житова рассказывает, что до момента приобретения Абубакаровой близлежащих земельных участков, площадь которых составляет больше 2 гектаров, отношения между соседями были хорошие. После скупки участков у Елены Валерьевны появилась идея построить закрытый посёлок, сейчас территории присвоено наименование «Квартал Рамзана Ахматовича Кадырова». Участок был переведён из земель сельзозназначения в земли поселения, Житовы были официально оповещены об отключении их от централизованного теплоснабжения, которое проходит по частной территории. В начале ноября 2013 года Абубакарова с мужем при ремонте участка дали команду ремонтной бригаде отрезать соседский дом от Ново-Иркутской ТЭЦ.
«Представьте на минутку ваше состояние, когда в разгар зимы ваш дом остался без всех источников жизнеобеспечения – нет теплоисточника, нет холодной воды, замерзает канализация, не хватало даже мощностей электроэнергии не только обогреться, но даже приготовить горячую пищу. Какие надо иметь морально-этические нормы, чтобы такое сделать?» - рассказывает Житова с дрожью в голосе.
После этого инцидента началась бесконечная череда судов и жалоб – у Лидии Григорьевны, как она признаётся, за 3 года скопился 10-килограммовый архив различных документов, имеются предписания прокуратуры Иркутского района в адрес администрации Марковского муниципалитета. С Абубакаровой судилась компания «Иркутскэнерго», а с «Иркутскэнерго» как поставщиком электроэнергии судилась Житова.
Правовая коллизия заключается в том, что труба централизованного водоснабжения проходит по частному участку, при формировании которого органами управления муниципалитета и района не был установлен сервитут (имеется в виду право пользования централизованной трубой теплоснабжения на частном участке – ред.). Ещё в 2014 году суд вынес решение о восстановлении тепла на участке Житовых, однако ни «Иркутскэнерго», ни судебные приставы так и не смогли попасть на частные земли, чтобы провести на них необходимые работы.
В этом году в судебном порядке «Иркутскэнерго», возможно, сможет попасть на участок с одним условием – восстанавливать трубу им придётся без тяжёлой техники.
«Времени осталось немного, им надо вручную рыть, а суд всё не заканчивается», - жалуется собеседница. По её сведениям, последнее заседание по этому делу назначено на август, под самый занавес подготовки к отопительному сезону. В случае удачи она даже не представляет, как энергетики успеют подключить трубу.
По информации Житовой, Абубакарова хочет заполучить её участок. В 2014 году её дом продавали риелторы, звонили, что по размещённому якобы ею объявлению о продаже дома: «Я никаких объявлений не писала. Дом продавать никому не собираюсь. Мы его столько лет строим для семьи, а не для продажи».
Лидия Григорьевна выучила все номера судебных дел, заявлений в прокуратуру и полицию, установила на участке камеры видеонаблюдения, сигнализацию, завела трёх больших псов.
На двух этажах дома в комнатах лежат тревожные кнопки на случай непредвиденных обстоятельств (на участке в октябре 2013 года сгорела хозпостройка, неоднократно в течение 2014-2015 года были попытки проникновения на участок – срабатывала сигнализация).
«В Гаагский суд по правам человека разве что не обращалась. Но это не исключено», - горько смеётся собеседница.
Она подчеркнула, что считает незаконным присвоение наименования кварталу без согласования с жителями муниципалитета и самим Кадыровым. А агрессия и методы ведения Абубокаровой дел могут привести к сложным этническим конфликтам.
«Всё законно»
Елена Абубакарова в телефонном разговоре с журналистом «ИрСити» сообщила, что всё, что касается строительства и названия квартала имени Кадырова, – законно: «Были масса обращений и в суды, и в прокуратуру. Все признано законным, поэтому я не понимаю, о чём можно разговаривать».
Что касается конфликта с жителями ТСЖ, женщина вздыхает: «Есть поговорка: если не сделаешь людям добра, то не получишь в ответ и зла. Это всё зависть к нормальному образу жизни. У меня замечательная семья, замечательные дети, мы придерживаемся обычаев наших родителей, стараемся уважительного относиться к окружающим людям. У них какое-то больное воображение возбуждает такие действия. Они 3 года во все заборные дырки говорят, что им угрожают. Никому за это время даже пальцем никто не погрозил. Я считаю ниже своего уровня общаться с такими людьми».
Абубакарова перечисляет, сколько сделала для муниципалитета за прошедшие годы: в 2014-м развезла нуждающимся 28 «КамАЗов» дров в отопительный сезон, в 2015-м – отгрузила 37 машин топлива, всё за семейный счёт. Отремонтировала детский корт, мостик для нескольких товариществ, помогала администрации в строительстве заборов и поставила автобусную остановку «Учхоз» за свои деньги.
Она категорически опровергла участие своего мужа в избиении Павленовой, о котором та заявляла ранее: «Мой муж – работающий человек. Никаких незаконных действий ни он, ни я, ни дети не совершали и не будут делать. У нас всё по закону».
По её словам, она была избрана председателем ТСЖ в 2012 году и накануне получила протокол о своём «незаконном» переизбрании: «Потому что я находилась в больнице на лечении. Житова подняла тихий бунт в мой адрес. Незаконным путём они лишили меня чина председателя. Я в принципе особо и не скучаю за это, но, думаю, посоветуюсь с юристом и обжалую решение в суде. Всё должно быть законно. Если они чем-то недовольны, они должны были пригласить меня на заседание и попросить отчёт, но этого не было. Я не была предупреждена».
Что касается проблемы с трубой между двумя соседскими участками, Абубакарова заявила, что на свою территорию никого пускать не намерена: хотят централизованное теплоснабжение, пусть ведут трубу в обход её территории.
«Решением иркутского суда ещё в 2014 году врезка в мой провод теплоснабжения была признана незаконной, её ликвидировали за счёт «Иркутскэнерго». Теперь она (Житова) пытается доказать, что она имеет право путём завладения моей собственностью благоустроить свой жилой дом. Но пока суд не признал за ней этого права», - говорит собеседница.
Абубакарова заверила, что может предоставить все судебные документы, которые доказывают истинность её слов, а также припомнила Житовой, что когда-то они были в хороших отношениях и даже вместе 13 лет назад праздновали юбилей Лидии Григорьевны.
В заголовок материала "Народное восстание против застройщицы квартала Кадырова в Иркутске" была внесена правка.