В ноябре 2014 года власти Слюдянского, Иркутского и Ольхонского районов при поддержке Агентства по туризму Иркутской области заключили соглашение о создании туристического кластера «Байкальское созвездие». Спустя 1,5 года, в начале июня 2016 года, власти Слюдянского района впервые провели открытие туристского сезона на Южном Прибайкалье. Казалось, такие новости должны были стать гарантом хорошего отдыха, когда я выбирал центр одного из этих трёх голодных до туристов районов – Слюдянку – в качестве места для нетривиального выезда из города на первые июльские выходные. Как говорится, когда кажется, креститься надо.
За здравие…
Слюдянка для большинства интересующихся Байкалом туристов является в первую очередь перевалочной базой для путешествий к красотам местной природы – пику Черского на Хамар-Дабане, Кругобайкальской железной дороге, Горе Соболиной и к тому же Байкалу. Для меня же, как и для большинства менее искушённых туризмом жителей Байкальского региона, она была известна лишь благодаря 2-минутным остановкам во время путешествий поездом, сопровождаемым впивающимся прямо в мозг запахом копчёного омуля.
После прочтения нескольких статей на туристических порталах и в блогах, где Слюдянку называют «Сокровищницей Байкала» и расхваливают за скорость развития интересного туризма, и пары новостей про амбициозные планы местных и региональных чиновников в области туризма, выбор делал не мешкая. Тем более, добраться до одного из ключевых железнодорожных узлов Иркутской области было несложно – 116 рублей за электричку и почти 3,5 часа пути.
Ехал в Слюдянку как рядовой городской турист: забронировал рекомендованную местными турбазу, изучил дорогу до неё благодаря «Яндекс.Картам», запасся продуктами на отчётные сутки – и в путь. Планировать конкретные выходы к конкретным достопримечательностям не стал, рассчитывая на то, что в «активно развивающимся туристическим месте» проблем с их нахождением не будет.
Электричка Иркутск-Сортировочный – Слюдянка удивила своей популярностью – все 10 вагонов к выезду из города уже остались без сидячих мест. К слову, вагоны неплохие, хотя обитые дерматином сиденья ближе к третьему часу пути и начинают создавать серьёзный дискомфорт пятой точке.
Первое впечатление от Слюдянки было ошеломительным. Точнее, не от Слюдянки, а от Байкала, по берегу которого раскинулся город. От открывшегося с хребта, который обвивала железная дорога, вида кружилась голова, которую вместе с телефоном так и хотелось высунуть из окна ради идеального кадра. Эти почти 20 минут спуска по хребту стоили предыдущих 3 часов езды в шумном вагоне, да и следующих 24 часов тоже.
Вокзал 1905 года постройки – это самая доступная достопримечательность Слюдянки и всего южного Прибайкалья. Он единственный в мире сделан из чистого мрамора, за что попал абсолютно во все путеводители по городу на всех туристических сайтах. Известнее его здесь только Байкал и омуль. Последнего, кстати, я за сутки пребывания здесь так ни разу и не увидел.
Положительный образ от визита в Слюдянку продолжает поддерживать и площадь с фонтаном перед кинотеатром, где оказываешься сразу, как покоришь виадук. Видимо, это самое сердце города. Сердце это бьётся задористо, в такт фонтану, напор которого создаёт бурю в чаше.
Вообще, центр Слюдянки представляет собой хороший пример того, как должен выглядеть небольшой российский город – ровный, почти без выбоин, асфальт, активное движение, несмотря на выходной день, праздник на площади, довольно чистые улицы без бродячих собак.
Город для такси
Вопросы к одному из центров туристического кластера «Байкальское созвездие» начались дальше. В первую очередь, к транспортной составляющей. Попав в центр города невозможно понять, каким способом удобнее передвигаться по нему. Остановками общественного транспорта с указанием номеров маршрутов и картой их следования даже не пахнет, что на руку только таксистам.
К слову, последние на туристическую сферу работают едва ли не активнее всех в городе – объявлениями с номерами телефонов завешены все встреченные мной столбы. Стоимость проезда невысокая по сравнению с тем же Иркутском, но по сравнению со стоимостью проезда в маршрутке всё же значительно выше – 90-100 рублей в любой конец города. Приезжают в течение 5-20 минут в зависимости от времени суток.
«У нас в службе работает три машины. Всего служб – три-четыре, больше и не надо. Мы берём по стандартному ценнику – 90 рублей по городу максимум. Конечно, бомбилы могут обмануть неместных, мы – нет. В конце концов, можете позвонить в службу, уточнить стоимость поездки», - рассказал о тонкостях сервиса водитель поддержанной иномарки, вывозя нас с базы на озеро ближе к вечеру.
Ужасный Байкал
Мы попросились на бережок, но в черте города – проще добираться обратно и цена поездки не кусается. Наверное, сразу стоило ждать худшего, но оптимистичные заметки с сайта района настраивали на позитив, даже хотел искупаться после жаркого дня.
Шли метров 400 вдоль берега параллельно улице 40 лет Октября. За это время встретили несколько распивающих пиво молодёжных компаний, парочку загорающих девчат и маму с купающейся в жилете девочкой. Я бы к такому берегу даже выводить своего ребёнка не стал, не говоря уж про водные процедуры.
Байкал здесь загажен! Цветущие водоросли, отдающие в воздух болотом, бутылки из-под всевозможных спиртных напитков, непонятные металлические конструкции в воде. Неужели подписывающая с главами соседних районов администрация Слюдянского района не знает, что творится на берегу Байкала в черте города? Неужели нельзя вывезти хотя бы эти груды металла с берега, не говоря уж об элементарном мусоре? А организовать обход берега совместно с полицией раз в день, приучив молодёжь не распивать вдоль туристического объекта №1 в регионе? Удивительно, как за 9 лет, которые, к примеру, Андрей Должиков ходит в главах района, можно не разобраться в том, где и какие проблемы у него есть?
Наслаждаться Байкалом здесь можно, только зажав нос пальцами и смотря вдаль.
Вообще же к берегу озера в Слюдянке стоит приглядеться природоохранной прокуратуре и Службе по охране озера Байкала Иркутской области.
Когда жаль даже тройку
Сфера общественного питания в Слюдянке также не заточена под туристов. Я со своими двумя спутниками почти час искал, где же поесть в обед. Пытались попасть в два ресторана – «Кристалл» и «Спутник». В первом готовились к свадьбе, предложив нам лишь шашлыки с собой. Во втором было пусто, а вышедший из двери за прилавком мужчина в пару предложений сформулировал их бизнес-модель: работаем только на банкеты, иначе невыгодно – в рестораны здесь ходят только по праздникам. «А турист умрёт с голоду, пока найдёт к вам дорогу», - добавил я про себя.
В городе нет абсолютно никаких указателей для туристов, карты популярных поисковиков не владеют актуальной информацией о местных кафе, а иркутский 2Гис сюда совсем чуть-чуть не дотянулся, остановившись на Култуке. Местные, видимо, и вправду редко ходят по ресторанам, так как нам ничего путного подсказать тоже не смогли.
С виду приличная пиццерия на автостанции была закрыта на ремонт.
Прибежище мы нашли в кафе с романтичным названием «Рандеву», расположенном в подвале магазинчика здесь же, на автостанции. Обстановка в нём была далека от романтики, обещанной названием – четыре-пять столиков, небольшая кухня через стенку, за которой и не пытаются сдержать запахов, скудноватое меню, разогретая в микроволновке еда и неработающий туалет. Даже тройку ставить жаль. К счастью, чувство голода ушло без пищевых отравлений.
За забор ни ногой
К счастью, туристы, несмотря на не самое большое внимание со стороны местных властей, в город едут, провоцируя на развитие сеть туристических баз. Средний ценник здесь весьма невысокий по сравнению с тем же Байкальским трактом – 700-900 рублей с человека за полулюкс – сносный номер с душем на этаже, чистым постельным бельём и внятным управляющим. У берега озера подороже, ближе к Хамар-Дабану – подешевле. Собственно, это тот случай, когда дороже не значит лучше, так как от такого Байкала нужно держаться подальше.
От базы у меня остались только положительные эмоции, смутил лишь высоченный забор с колючей проволокой. Он как бы намекал, что за него лучше не выходить, если не хочешь попортить сложившиеся за первые пару часов приятные впечатления. И сложно с ним не согласиться. Если отсечь весь негатив, оставив только позитивные моменты путешествия по городу, то получается, что выходной в Слюдянке нужно строить так: посмотрел на Байкал с хребта по пути на электричке, глянул вокзал и центр, а потом в такси до турбазы, пожарил шашлыки, насладился свежим воздухом и хорошей компанией, а затем либо обратно, либо дальше в горы. И никакого Байкала!