IRCITY
Погода

Сейчас-2°C

Сейчас в Иркутске

Погода-2°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -6

3 м/c,

с-з.

718мм 63%
Подробнее
USD 92,13
EUR 98,71
Политика Дело об акциях «Ангары»: Баян или мошенничество

Дело об акциях «Ангары»: Баян или мошенничество

У меня нет цели драматизировать и говорить о святости как бывшего, так и нынешнего глав Иркутской области.

Губернатор Иркутской области Сергей Левченко 14 июля поручил министерству имущественных отношений региона разобраться с передачей блокирующего пакета акций авиакомпании «Ангара» правительству взамен на бюджетные деньги, возможность которой обсуждалась на инвестиционном совете 10 мая 2012 года. Зачем понадобилось вспоминать разговор четырёхлетней давности? Предположений предостаточно: от припоминания застарелых обид бывшему главе региона Сергею Ерощенко до интриг, связанных с предвыборной гонкой. Только гадание на кофейной гуще не очень по-журналистски, а истина всегда будет скрытой, неуловимой, всегда - где-то рядом.

Весь разговор об акциях начался с публикации Сергея Иванова в «The Moscow Post», названной «Мошенничество на Ангаре». Этот текст перепечатали несколько СМИ, в том числе «Московский комсомолец», ИА «Альтаир» и «Иркутские кулуары». Вес статье придали приложенные к ней аудиозаписи совещания инвестсовета и протокол заседания, в котором обозначены основные итоги и решения. Автор делает упор на той экономической выгоде, которую могло бы получить региональное правительство, если бы ему были предоставлены 25% плюс одна акция авиаперевозчика и представительство в совете директоров.

8 дней на решение

Если прослушать аудиозапись, то можно услышать несколько интересных цифр. Согласно данным представителей ГК «Истлэнд» и «Илюшин Финанс Ко», на приобретение новых самолётов АН-148 из бюджета Приангарья предполагалось выделение 390 миллионов рублей, из них 247 миллионов пошло бы как раз на выкуп акций и в качестве реальных вливаний в бизнес компании. Будущее проекта описывалось в самых радужных красках: улучшение качества авиаперевозок, удешевление тарифа, получение правительством влияния на региональные авиаперевозки. Предполагалось, что налоговые отчисления составят 2,4 миллиарда рублей, основная часть которых началась бы с 2016 года. Кроме того, говорилось о капитализации вложений: в 2015 году правительство могло бы продать акции за 700-800 миллионов рублей.

Вопросов к проекту было много, в частности, представитель заксобрания Юрий Фалейчик заметил, что достигнуть социальных задач будет трудно без совершенствования аэропортов, не только крупных, но и мелких. Кроме того, он указал на необходимость предоставления гарантий правительству, если оно получит акции «Ангары». Губернатор Дмитрий Мезенцев согласился и указал на максимальную прозрачность договора, если тот будет заключён.

Не смотря на то, что ни текст Иванова, ни предоставленная аудиозапись не содержат факта заключения договора о передаче акций, журналист обвинил Ерощенко в мошенничестве, в частности, сопоставив даты проведения заседания (10 мая) и назначения Ерощенко и.о. губернатора (18 мая).

«Ничего не было!»

Естественно, что такая публикация не могла пройти мимо Левченко и его команды. На заседании правительства 14 июля во время доклада министра имущественных отношений Владислава Сухорученко о распоряжении госсобственностью за 2015 год депутат заксобрания Владимир Матиенко напомнил об обсуждении вопроса. Так как министр не смог предоставить документы, Левченко поручил проверить факты, представленные в публикации Иванова, и изучить договорённости, достигнутые в мае 2012 году.

Реакция представителей авиакомпании не заставила себя ждать. В тот же день ИА «Иркутск онлайн» опубликовало комментарий пресс-службы перевозчика: «Руководство авиакомпании «Ангара» недоумевает, почему Сергей Левченко не до конца разобрался в ситуации с покупкой самолётов АН-148». В компании заметили, что на заседании рассматривалась лишь возможность передачи пакета акций правительству, но соглашения или договора как такового не было. Это заявление подтверждает и протокол заседания инвестсовета, прикреплённый к статье Иванова.

Инициатор проверки Владимир Матиенко в разговоре с ИА «БайкалПост» указал на назначение Ерощенко, владеющего ГК «Истлэнд», всего через неделю после совещания и заметил: «Он и без того владел «Ангарой», так зачем ему отдавать то, что и так ему принадлежало?» Также депутат сообщил, что проверка договора с «Ангарой» не имеет никакого отношения к переговорам с холдингом «Новапорт».

Вечный баян

Политолог и блогер Сергей Шмидт пояснил информагентству, что на самом деле подобные сообщения понадобились для отвлечения внимания от поистине серьёзных вещей: «История про 25% акций «Ангары» - это, как говорят в интернете, «баян» из предвыборной информационной войны против Ерощенко образца прошлого года. «Баян», конечно, подзвучен новой «минусовкой» в виде высказываний губернатора Мезенцева, но суть дела от этого не меняется. Чего ради «баян» заиграл опять? Предположение сделать легко. Он заиграл именно тогда, когда началась некая мутная операция областной администрации вокруг аэропорта города Иркутска, информационное обеспечение которой администрация с треском провалила, плюс получила не самое для себя комфортное заявление Федеральной антимонопольной службы. В любом учебнике пиара про такие ситуации написано: «надо отвлекать общественное внимание».

Шмидт призвал граждан воздержаться от поспешных суждений и следить за всем, что происходит вокруг иркутского аэропорта: «Не исключено, что в медийную игру вступит бизнес-империя Олега Дерипаски, которому тоже нужен аэропорт, поэтому наша губернатория будет вынуждена отбиваться или переключать общественное внимание более тонкими методами, нежели триллерные истории о том, как бывший губернатор обворовал Иркутскую область».

Генеральный директор «Байкальского аналитического центра» Сергей Ильин связал сюжет об «Ангаре» с подготовкой и проведением выборов в Госдуму: «Не думаю, что история с аэропортом «Иркутск» каким-то образом связана с историей с АК «Ангара». Это только журналистские кружева. Кроме того, в этой истории далеко не всё понятно. Деза подсовывается со всех сторон: и противников, и сторонников губернатора и Ерощенко. Истина скрывается - это и настораживает. С точки зрения граждан, избирателей и меня, как эксперта, представляющего их интересы, вся эта возня возникла в период подготовки и проведения текущих выборов в Госдуму неслучайно. Как правило, сторонние темы подсовываются в таких ситуациях для отвлечения общественного внимания, подмены актуальной повестки выборов на подобную эрзац-проблематику. Её, конечно, будут использовать, но у меня большие сомнения в своевременности и эффективности продвижения темы именно таким образом».

При этом Ильин также утверждает, что искать виноватых не имеет смысла: «Хотелось бы услышать официальную позицию губернатора и прокуратуры по этому поводу для СМИ и общественности. Эта ситуация неопределённости не должна тянуться долго. А пока мы можем лишь описывать и интерпретировать только видимую часть информации из СМИ. Определяться с тем, кто прав, кто виноват, с выбором стороны, как это водится, пока нет оснований».

The truth is out there

Главный редактор газеты «Байкальские вести», политолог Юрий Пронин считает, что историю с «Ангарой» нужно рассматривать в тесной связи с проблемами региональных авиаперевозок, так как эта сфера переживает сейчас не лучшие времена: «Каждый при своём мнении. Одна сторона говорит о каких-то нарушениях, назначает проверку, другая - всё отрицает. Если и были какие-то намерения о передаче акций области, то интересует такой момент: как изучалась возможность передачи акций и почему не было принято положительное решение по этому вопросу? Я, конечно, не представитель правоохранительных органов, но если высказывать мнение, то не думаю, что дело дойдёт до уголовных преследований. В любом случае этот вопрос можно и нужно решить таким образом, чтобы не пострадала ни одна из сторон».

Насчёт принадлежности сюжета к подготовке к выборам, Пронин заметил, что сейчас любые резонансные решения можно объяснить выборами в ГД. По его мнению, этот вопрос возник на фоне именно проблем регионального авиасообщения, в центре которых, конечно же, находится аэропорт Иркутск. «Я не против участия крупных инвесторов, некоторые из которых уже сейчас наметились. Тем более, что это довольно-таки распространённая практика, ведь найти деньги на реконструкцию крупного авиаузла чрезвычайно сложно. Другое дело, что правительство должно очень внимательно к этому вопросу подойти, всесторонне его изучить и сделать правильный выбор», - подчеркнул Пронин.

Как бы убедительно ни звучали доводы экспертов, как бы они ни пытались охладить пыл и оградить от поспешных выводов, всё равно не покидает чувство противоречивости происходящего. Конечно, у меня нет цели драматизировать и говорить о святости как бывшего, так и нынешнего глав Иркутской области. Но название авиакомпании, которая уже успела попасть в переплёт, в связке с именем Ерощенко появилось именно сейчас - когда идёт бурление масс по поводу возможного совместного с холдингом «Новапорт» управления аэропортом Иркутска и когда до выборов в ГД осталось каких-то 2 месяца. Почему такой принципиальный вопрос не поднимался ранее?

Нет, чтобы не попасть под перекрёстный огонь, я послушаюсь экспертов и буду терпеливо ждать результатов проверки и официальных заявлений со стороны правительства Иркутской области. Хотя, к сожалению, всей истины нам никогда не узнать.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем