В конце 2017 года жители иркутского микрорайона Синюшина гора выступили против готовящегося строительства противотуберкулёзного диспансера. Они отказываются жить рядом с пациентами и боятся лишиться любимой рощи. Позицию граждан поддерживает и продавливает в правительстве и заксобрании вице-спикер регионального парламента Андрей Лабыгин. Минздрав Приангарья несколько месяцев пытается убедить людей, что опасения излишни, а медики в один голос утверждают, что тубдиспансер нужно было построить ещё 5-10 лет тому назад.
Вопрос о строительстве тубдиспансера вынесли на рассмотрение комитета по здравоохранению и соцзащите 21 марта. Его обсуждали в самом зале заседаний заксобрания - запланированная площадка малого зала всех не вместила. Через проход друг от друга разместились стороны за и против: жители Синюшки и медики. Посередине – члены комитета и руководство минздрава.
Глава ведомства Олег Ярошенко рассказал, что за последние 3 года удалось улучшить ситуацию с заболеваемостью туберкулёзом. Так, с 2014-го по 2017 годы заболеваемость снизилась на 21% - со 122 до 96,5 случая на 100 тысяч населения. Показатель смертности уменьшился на 35% - с 25,6 до 16,7 случая на 100 тысяч человек. На формирование эпидемиологической ситуации влияет высокая доля лиц, у которых туберкулёз совмещается с ВИЧ, а также с лекарственно устойчивыми формами туберкулёза.
«Несмотря на это показатели по Иркутской области в 2-3 раза превышают аналогичные показатели по Российской Федерации, ситуация, связанная с распространением туберкулёза, расценивается как неблагоприятная», - подчеркнул министр.
По его словам, в регионе насчитывается всего 1,5 тысячи коек для круглосуточного пребывания в стационарах, хотя по нормам должно быть 2,7 тысячи. Доля Иркутска в общем количестве мест составляет 21%. Поэтому, по мнению минздрава, необходимо строительство нового корпуса областной противотуберкулёзной больницы мощностью 600 коек. Дефицит коек, как подчеркнул Ярошенко, не позволяет своевременно изолировать больных туберкулёзом, поэтому возникают условия «для формирования скрытого резервуара туберкулёзной инфекции».
Сейчас на участке порядка 7 гектаров на бульваре Рябикова располагается филиал №3 противотуберкулёзной больницы. Функционирует восемь одноэтажный деревянных зданий, построенных в 1938-1940-х годах, износ строений составляет более 60%. «Централизованная канализация отсутствует, сточные воды вывозятся на сливную станцию очистных сооружений, территория частично огорожена, вокруг территории есть случаи самовольной застройки», - пояснил министр.
Летом 2016 года в генплане города отвели этот участок под строительство нового корпуса, весной 2017-го в бюджете области предусмотрели 53,5 миллиона рублей на проектирование корпуса. Контракт заключён в ноябре 2017 года, но сумма, по данным Управления капстроительства области, значительно ниже – 25,5 миллиона рублей, окончание проектирования намечено на 18 января 2019 года. Предполагается снести все старые здания, новые будут возведены только в рамках территории, которая не граничит с зонами жилой застройки, она будет полностью огорожена.
«Перенос строительства недопустим на другой участок, затягивание проектирования и строительства перенесёт создание объекта минимум на 5-10 лет», - предупредил Ярошенко.
А затем продемонстрировал карты Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Читы, где тубдиспансеры «находятся в самой гуще жилой застройки». Привёл министр в пример и посёлок Усть-Ордынский, где недавно был построен новый диспансер.
После этого начался перекрёстный огонь: стороны, то и дело повышая голос, схлестнулись в напряжённых дебатах. Замглавврача Усть-Ордынского тубдиспансера Татьяна Филиппова заявила, что корпус должен быть построен в черте Иркутска: «Потому что противотуберкулёзная служба работает в тесной взаимосвязи со всеми остальными медицинскими организациями, с областной больницей, с инфекционной, врачам необходим контакт и обмен пациентами».
Ещё один аргумент за строительство нового корпуса – создание комфортных условий для пациентов в стационаре. По мнению врача, если пациент лечится в течение как минимум 4 месяцев на 4 квадратных метрах, он может взять и уйти из стационара, «болтаться» по улицам, «приковать цепями» к кровати его не имеют права. При этом больной туберкулёзом может в год заражать от 5 до 45 человек. «Это моё независимое мнение, я своё мнение не продаю. Всё, что я имею сказать, я скажу», - неожиданно для такого монолога сказала Филиппова.
Ответила на это зампредседателя ТОС «Синегорье» Алла Асташова. Она рассказала, что только через территорию тубдиспансера можно добраться до побережья Иркута, что роще придёт конец, если начнётся строительство. Говорила она о предприятиях и медорганизациях, которые окружили микрорайон, вспомнила об исправительной колонии №6, пожаловалась на плотность застройки, из-за которой нельзя найти свободного места, чтобы поставить хотя бы спортивную площадку, а потом пригласила присутствующих посмотреть на «километровые пробки».
«Давайте поставим в центре Иркутска тубдиспансер, почему нет? Почему именно Синюшка? Почему именно зелёный массив?» - женщина повысила голос.
В дебаты вступила главный детский фтизиатр Иркутской области Светлана Пугачёва, которая торжественно и угрожающе произнесла, что медики ждали строительства нового корпуса 12 лет, но если оно не начнётся, то тогда будет поставлено под угрозу будущее Иркутской области – дети.
Жители не отступали. Юлия Малых заметила, что по федеральному законодательству насильно пациентов удерживать нельзя, поэтому все 600 больных будут спокойно ходить по микрорайону, ездить в общественном транспорте. А затем полетели угрозы: «Мы подготовили письмо на президента, нам дали ответ, чтобы мы постарались решить вопрос на уровне правительства региона. Если не будет решения, мы запустим пикеты, митинги, акции, не зря у нас 5,3 тысячи проголосовало за неделю, нам не составит труда поднять волну, и 5 тысяч человек позвонит на ту же горячую линию президента, чтобы действительно услышали. Мы будем биться до конца!»
Главный врач противотуберкулёзной больницы Михаил Кощеев заметил, что речь о возведении корпуса шла ещё с 2009 года, смотрели разные территории в городе, приглашали экспертов из Санкт-Петербурга. А потом начал эмоционально убеждать, что просто так заразный больной из стационара не уйдёт, несмотря на всю строгость законодательства. «Приезжайте к нам, попробуйте попасть на территорию!» - пригласил главврач.
По его словам, в стационаре всё очень строго: четыре режима пропуска, вход по чипам, персонал может передвигаться между корпусами только при наличии специального допуска, пациенты ходят по территории только в сопровождении медработника. «Хулиганы бывают, они везде бывают», - с жаром уговаривал Кащеев. А затем рассказал, что 5 августа 2013 года больница получила от Свердловского районного суда решение об устранении ряда нарушений, в частности, на Терешкова, 59, где располагается основное здание туббольницы, требуется отвести по 8 квадратных метров на каждого пациента, сейчас в больнице работает 900 коек, по предписанию суда необходимо их сократить больше чем в два раза, то есть около 500 пациентов «отправить на улицу».
«Не будет нового корпуса - будет коллапс!» - заявил главврач.
Диалог подхватил и директор Управления капстроительства Иркутской области Валерий Драчёв, он вкрадчиво начал доказывать, что иного земельного участка площадью минимум 6 гектаров в Иркутске нет. «В части инженерного обеспечения этот земельный участок более выгоден и менее затратен», - заметил Драчёв.
В разгар битвы вмешался депутат, ярый коммунист Сергей Бренюк: «Всякие личностные моменты сейчас нужно отбросить, предстоящие выборы в заксобрания не должны превалировать. Мы должны посчитать, отчего вреда будет больше, есть ли такие варианты, когда вреда нет». И сорвал аплодисменты.
Его мысль продолжила главврач онкодиспансера Виктория Дворниченко. Она нависла над крохотным микрофончиком и исподлобья посмотрела на депутатов: «Выборы состоялись, и не надо устраивать другие выборы. Президент знает, что противотуберкулёзный диспансер должны были построить ещё 5 лет назад. Все говорильни привели к тому, что мы до сих пор построить не можем. Уже завтра Кощееву надо котлован копать! Никаких волнений не должно быть, все санитарно-эпидемиологические требования изменились, даже необходимо, чтобы стационар был там, потому что там всё уже отработано!»
Пенсионерка Клавдия Абросимова поинтересовалась: «Кто из депутатов живёт на Синюшиной горе?». В ответ получила лишь тишину и потупленные взоры парламентариев. «Вы живёте в комфортной среде, и мы тоже хотим жить в комфортной среде», - заявила бабушка. Она предложила разместить тубдиспансер в Чистых Ключах, Пивоварихе или на Байкальском тракте. «Скоро выборы грядут, скоро мы вам понадобимся», - иронично предупредила депутатов пенсионерка.
Вице-спикер Андрей Лабыгин попытался отбиться от провокаторов: «Я обращаюсь к вам, коллеги, которые пытаются развернуть разговор в сторону выборов, никакой этой темы нет, есть обращение жителей, на вопрос кто там живёт, никто руки не поднял, все мыслят теоретически». А затем подчеркнул, что нужно найти решение, которое устроит если не всех, то большинство. «Можно 100 раз сказать «халва», но слаще от этого не будет», - заметил Лабыгин.
Артём Лобков решил не поддаваться эмоциям, а вникнуть в финансовую суть вопроса. Например, во что обойдётся строительство такого крупного комплекса? Олег Ярошенко сначала предупредил, что для этого, собственно, и создаётся проектно-сметная документация, а затем оценил возведение корпуса в 2-3 миллиарда рублей. Насчёт участия Федерации – пока всё в виде гипотез. Но, по мнению министра, перспективы хорошие.
«Мы находимся на комитете по здравоохранению! Призываю председателя не только contra выслушивать, но и pro. У меня такое ощущение, что мы на комитете не по здравоохранению, а по антиздравоохранению. Я просто призываю быть солидарными с медицинской общественностью!» - заявил министр.
Лабыгин резонно предложил правительству Иркутской области предоставить список рассмотренных участков под строительство тубдиспансера и возможные объёмы капиталовложений. А представитель минстроя региона пообещал разместить на официальном сайте ведомства план земельного участка, на котором будут прорисованы границы, а также указать номера телефонов, по которым местные жители смогут позвонить, задать вопросы и «внести конструктивные предложения». А меж тем вице-спикер отписался в своём Facebook (запрещённая в России экстремистская организация), что продолжит отстаивать позицию граждан. Получится ли решить этот вопрос без политических амбиций парламентариев и без жертв со стороны простого населения, покажет время.