Её обещали принять ещё в 2015 году. Но сроки переносились несколько раз. Про неё говорили: «Халва-халва, а результата не будет». Её все читали. Но никто не видел финальный вариант. Её судьба неизвестна. И вот власти решились на отчаянный шаг... Она – «Стратегия социально-экономического развития Иркутской области до 2030 года».
В последний день июля губернатор Иркутской области Сергей Левченко внёс в Законодательное собрание региона пакет любопытных законопроектов – лишающих региональный парламент полномочий по утверждению стратегии - с несколько завёрнутой, но в принципе понятной формулировкой:
«В целях сокращения длительности процедуры по утверждению стратегии социально-экономического развития Иркутской области, а также внесению в неё изменений, что поспособствует повышению качества подготовки управленческих решений исполнительными органами государственной власти и эффективному выполнению ими своих функций, проектом закона предлагается полномочия по утверждению стратегии социально-экономического развития Иркутской области возложить на правительство Иркутской области».
Ссылается губернатор на часть 6 статьи 32 федерального закона №172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации», которая гласит, что утверждать стратегию может либо законодательный, либо высший исполнительный орган власти субъекта в соответствии с законом региона. Поэтому правки вносятся в законы о правительстве, об отдельных вопросах стратегического планирования, а также в Устав области. Последнее особенно важно, так как правки к Уставу должны поддержать 2/3 от числа депутатов заксобрания. В данном случае обойти парламентариев не удастся никак.
Как так вышло, что законопроекты внесены именно сейчас, когда текущий созыв заксобрания уже практически прекратил работу, на момент публикации текста выяснить не удалось. В пресс-службе правительства Иркутской области попросили написать запрос, пообещав ответить на него как можно оперативнее.
Сергей Левченко заявил о разработке стратегии сразу после своего избрания в 2015 году, к концу того же года планировалось её представить, вместе с антикризисным планом. Но что-то пошло не так. План приняли, и, судя по позитивным отчётам главы региона, он сработал, как и предполагалось. Хотя на последней сессии заксобрания председатель комитета по бюджету и ценообразованию Наталья Дикусарова заявила, что нынешнее прекрасное положение экономики региона и его бюджета есть следствие проектов и механизмов, запущенных в 2011-2013-х годах.
А вот со стратегией всё было сложнее.
Как следует из данных министерства экономического развития Иркутской области, с июня по октябрь 2016 года стратегию показывали и рассказывали на различных правительственных площадках, параллельно с этим - с 1 по 31 июля - проводился сбор предложений к проекту стратегии. Было собрано более 300 предложений, из них более 80 – от граждан. К чести минэкономразвития, на каждое предложение дан развёрнутый комментарий.
В ноябре 2016-го стратегию внесли в заксобрание, которое 15 февраля 2017-го приняло документ в первом чтении. До 28 февраля к законопроекту поступали правки. Майский комитет по собственности и экономической политике решил не включать вопрос в повестку заседания и продлить срок внесения поправок до середины сентября. После этого в адрес спикера ЗС Сергея Брилки поступило два обращения: в октябре 2017-го - от губернатора Сергея Левченко, в феврале 2018-го – от председателя правительства Руслана Болотова. Оба просили «вернуться к рассмотрению проекта».
По-видимому, депутаты всё так же были уверены в сырости и неамбициозности стратегии, как и при первом чтении. При этом доработанная стратегия в 2017 году прошла согласование в федеральных ведомствах. И представляет собой довольно сдержанный документ с констатацией факта – «мы и сейчас неплохо живём». Всё негативное, что можно придумать (да вот, к примеру, труднодоступность крупных ресурсных хранилищ или состояние ведущих на север дорог), искусно завуалировано и включено в контекст, поэтому вычленить недостатки региона сложно. А вот если поверхностно сделать надоевшее региональным властям сравнение с Красноярским краем, с его стратегией развития, то кажется, будто локомотив «Иркутская область» становится всё локомотивнее. Конечно, сравнивать совершенно разные регионы невозможно и некорректно, но честность и самокритичность края подкупает больше, чем восторженность области от своих успехов (стоит отметить, что в стратегии восторгались достижениями до 2015 года, к которым нынешний губернатор не имеет никакого отношения).
Всё на том же сайте министерства экономического развития Иркутской области, обновлённом, кстати, 15 мая, говорится, что второе чтение стратегии должно пройти в 2018 году. Внеся законопроекты по исключению ЗС из процесса принятия стратегии, губернатор поставил депутатов в странную юридическую коллизию. С одной стороны, региональный парламент должен будет своими же руками лишить себя части полномочий, что для этого состава заксобрания было неприемлемо и даже дико. С другой стороны, региональный парламент уже принял документ в первом чтении, по сути, защитил его концепцию. Отклонить стратегию можно будет, если с такой формулировкой документ будет вынесен на сессию.
И самое интересное, что сделал губернатор этот выпад именно сейчас, когда депутаты по уши ушли в избирательную кампанию. Часть из них не попадёт в новый созыв, но это не значит, что удастся провернуть такую авантюру. Либо губернатор струсил перед всевидящим оком спикера заксобрания Брилки и сильно-сильно надеется на новых депутатов, которые прислушаются к голосу первого лица в регионе, либо он уже со всеми, с кем надо, договорился.
Глава региона, пообещавший 3 года назад принять главный стратегический документ области, в итоге сводит ситуацию к чему-то некрасивому и недостойному всего того хорошего впечатления, над которым он так усердно работает во время публичных выступлений. А это за полтора года до новых губернаторских выборов не добавляет очков. Так что в сложившейся за многие годы политике обещаний уж лучше совсем обойтись без обещаний.