Р!
02 АВГУСТА 2021
01 августа 2021
31 июля 2021
30 июля 2021
29 июля 2021

«Холстомер» - когда долго звенит

Люди так привязаны к словам, что показать душу лошади, простоту и вдумчивость её сердца, используя одну музыку и танец, кажется неразрешимой задачей. Но режиссёру Сергею Землянскому и актёрам иркутского драмтеатра это удалось так точно и пронзительно, что спектакль по короткой повести Льва Толстого, длящийся всего полтора часа, ещё долго отзывается звонким эхом в душе. В истории пегого мерина все слова переведены в эмоции и движения, оттого она кажется честнее и пробирает до мурашек.

Тридцативосьмилетний Сергей Землянский открыл жанр новой пластической драмы 6 лет назад. Это синтез элементов драматического спектакля, танцевального театра и пантомимы. Над новым стилем корпят также главный художник театра имени Вахтангова Максим Обрезков и композитор Павел Акимкин. Сейчас за творчеством Землянского с замиранием сердца и дыхания наблюдают не только в России, но и за рубежом. Он считает, что так – не говоря ни слова – нельзя солгать и недоговорить.

Лишённые по воле режиссёра возможности говорить словами актёры иркутской драмы несколько месяцев провели в изнуряющих тренировках, учась чувствовать каждую клеточку своего тела, наполнять её честной эмоцией, передавать сквозь неё электричество. «Ежедневно с 10 утра актёры занимались физической формой, выжимали по две-три футболки, потели, худели, потом уже начинались репетиции отдельных сцен, учились говорить на этом языке», — рассказывает режиссёр об этом времени. За 10 дней до премьеры Землянский собрал спектакль на сцене, в простых символичных декорациях – загон и огромное колесо. В итоге получилась не просто картинка к тексту великого классика, а самостоятельное произведение, расширяющее сюжет, написанный более ста лет тому назад.

Лев Толстой задумал повесть ещё в 1856 году, когда конозаводчик Александр Стахович рассказал историю пегого мерина по кличке Холстомер, происходившего с Хреновского конного завода. Толстой работал над произведением до 1863 года, но оставил это дело. И только спустя 22 года его супруга Софья Андреевна нашла заброшенный черновик и уговорила графа продолжить работу. Толстой закончил «Холстомера» в 1886 году.

Одной из первых попыток воплотить повесть на сцене стал спектакль «История лошади», поставленный в 1975 году в Большом драматическом театре имени Горького (ныне Товстоногова) в Ленинграде. Однажды эту постановку увидел директор иркутского драмтеатра Анатолий Стрельцов и понял, что этим произведением можно воспитывать в человеке человека. Когда представилась прекрасная возможность поработать с Сергеем Землянским, он предложил ему именно это произведение для воплощения в пластической драме. И вот премьера в Иркутске простучала и прозвенела на основной сцене 14 сентября. Следующий показ состоится 2 октября.

«История о лошадях, но она же о людях. Всё условно, и в то же время конкретно. Тонкая грань – где человеческое, где животное, и как это может переплетаться», – объясняет режиссёр.

Наполненное бытовой простотой повествование Толстого на сцене превращается в музыкальную поэзию, яркую, тонкую и пронзающую до глубины души. Если это любовь молодого Холстомера и трепетной Вязопурихи, то это такая любовь, что пробирает до мурашек, обнимает, ласкает, наполняет светлой грустью до краёв. Если это любовь Бабы, матери Холстомера, и Любезного, то это горячее, порой вызывающее танго, настоящий пульс огненной страсти в изгибах двух прекрасных тел.

Сам Холстомер представлен в четырёх ипостасях – резвым мальчонкой (исполнил Артём Мартос), трепетным юношей (Иван Алексеев), верным мужчиной (Дмитрий Акимов) и мудрым стариком (Андрей Винокуров). В каждом из этих состояний Холстомер узнаёт нечто новое – свою пегость, первую и нежную любовь, труд и дружбу. Он величествен, грациозен, но отмечен белым, словно луной, светом которой окрашено всё действо, оттого и кажется чужим всем лошадям.

Жизни человека и коня переплетаются, иногда сходясь в единое, а затем расходясь в разные стороны, но всегда возводя отношение к ближнему в космический абсолют. Пегий мерин Холстомер призван пройти тяжёлый путь из воспоминаний, в которых он упрямо, верно, убеждённо тащит свой крест – свой труд. Самое радостное из этих проносящихся, словно вихрь, воспоминаний – дружба с молодым красавцем князем Серпуховским (Глеб Ворошилов). Это дружба-игра, связавшая коня и мужчину маленьким секретом огромной любви. В этой любви молодой человек выглядит жалким, а, потеряв любимую (Анна Дружинина), становится и вовсе невыносимым.

После расставания с князем каждая новая веха в жизни Холстомера похожа на предыдущую, каждый год выбит жёсткой плетью на его спине. Из порочного круга вырывает возвращение дома, своего места в табуне. Но внезапная встреча с уже старым, вечно пьяным Серпуховским, а затем оглушительный выстрел прерывают минуты умиротворения, бросая несчастное животное в бездну безумия. Спасти его можно лишь разрубив поводья.

НазадВперёд
2 отзыва
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Описание необычного спектакля вызвало огромное желание ещё раз прочесть повесть Толстого и обязательно попасть в театр на премьеру. Кто любит танец, вдумчивое и внимательное отношение к происходящему, скорее всего, получит наслаждение от увиденного на сцене.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Не сильно люблю наши, Иркутские, постановки. Но прочитав описание "Холстометра" - захотелось пойти и купить билеты. Очень заинтересовало, фотографии постановки - эмоциональные. Определенно пойду за билетами.

ВЫБОР РЕДАКЦИИ
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
ВЫБОР РЕДАКЦИИ