Центр Иркутска. Улицы Урицкого и Фурье, ранее Пестеревская и Котельниковская, - две параллельные ленточки, между которыми есть два дома близнеца. Когда-то они соединялись друг с другом через стеклянную крышу, а теперь просто стоят порознь и наблюдают за шумной улицей.
Портал «ИрСити» и руководитель Клуба молодых учёных «Альянс», историк Алексей Петров запустили совместный проект о деревянных домах «Исчезающий Иркутск» в октябре 2014 года. С тех пор рассказано более 100 историй о заброшенных, полуразрушенных памятниках архитектуры и просто знаковых для города зданиях. Некоторые из них уже исчезли с карты Иркутска.
Улица Урицкого в 2019 году радикально поменяла свой внешний вид. Но большинство зданий всё же сохранили свой облик, так как практически все являются объектами культурного наследия. Среди них — два дома под номерами 7 и 7а, которые находятся напротив Дома быта. Между ними есть проход к улице Фурье. Некогда эти два дома и переулок были не только гордостью Иркутска, но и всей России, а сейчас мимо них нельзя пройти без чувства неприязни и страха.
- Мы с вами находимся на когда-то главной торговой улице Иркутска - Пестеревской. И надо сказать, что название торговой она носит из-за своего очень удобного расположения. Она достаточно узкая и выходила от одного базара к другому. Её история началась ещё до пожара 1879 года, - начал историк Алексей Петров.
В начале 70-х годов XIX века некий купец Минеев возвёл на этой земле, где сейчас стоят два дома №7 и 7а, первую постройку. Некий, потому что во многих документах он упоминается как Ф. Минеев.
- Когда я в своё время интересовался историческими документами, мне встречался только один бакалейщик - Иннокентий Иннокентьевич Минеев. Я не знаю, он это или нет. Иннокентий 40-х годов рождения, а в 90-е годы он был избран городским гласным. То есть в принципе в 30-е годы ему было около 50 лет. Может, это и он. А может быть, у него был брат, скорее Фёдор. Возможно, это о нём и речь, - продолжил Петров.
До пожара на этом месте была какая-то постройка, которая не должна была быть полностью уничтожена после пожара, так как есть упоминания о каменной лавке. Первый городской план 1878 года говорит о том, что здесь было одно здание. На плане от 81-го чётко видны контуры двух построек. Скорее всего, это была пристройка к торговой лавке Минеева – одноэтажный каменный дом. Это можно считать первым формированием торговых рядов на улице.
- В 80-90 годы улица Пестеревская уже гремела. Торговали здесь чем ни попадя, чаще всего бакалеей, но также обувью, золотом и серебром, и даже пароходами, так как было представительство известной фирмы «Сормовская машинная фабрика», - рассказывает историк.
То, как мы видим улицу сейчас, – это тот облик, который начал формироваться в самом начале XX века. Эта земля, где сейчас стоят дома №7 и 7а, несколько раз перепродавалась вместе с постройками. И в 1902 году её купили двое из трёх братьев Юцисов – купец Бенециан и мещанин Моисей.
- Вообще Юцисы появляются в Иркутске в 1876 году, когда сюда приехал их отец Гершко Юцис. У него было трое детей - уже упомянутые Бенециан, Моисей и третий - Хаим. Судьба Хаима неизвестна, потому что он, по-видимому, с братьями не сильно занимался бизнесом. Отец открыл кожевенный-маслобойный завод. То есть в принципе был достаточно успешным предпринимателем. А когда подросли дети, то смогли сделать себе капитал на торговых операциях, - заметил Петров.
В 1902 году братья Юцисы заказали большой проект Алексею Кузнецову, который тогда уже был известен в Иркутске своими громкими проектами, такими как аптека Моисея Писаревского на Дзержинского, усадьба Бутина, и уже был готов проект каланчи на Преображенской, сейчас улица Тимирязева. Кроме того, он исполнял обязанности городского архитектора.
Проект, который заказали Юцисы, скорее всего, подсмотрели в Европе, потому что он был уникальным не только для Иркутска, но и для России. Предполагалась галерея магазинов с переходом из одной улицы в другую, который получил французское название «пассаж». По словам историка, скорее всего, первоначальный проект иркутяне так и не увидели, потому что Бенециан и Моисей обанкротились: либо проиграли свой капитал в карты, либо просто им подготовили проект, который они не смогли потянуть по деньгам.
О банкротстве братьев говорит ещё тот факт, что, когда началось строительство, готовые помещения сразу сдавались в аренду. Кроме того, ещё до завершения строительства часть здания забрал себе Нижегородско-Самарский земельный банк, так как часть имущества была заложена. Но в 1908-1909 году земельные участки ещё принадлежали Юцисам.
- Конечно, когда строительство было завершено, это было некое новшество для Иркутска. Это был первый проект с подобным стеклянным оформлением в Иркутске, но не последний. Буквально после завершения [проекта] Кузнецов пишет ещё один во дворе отеля «Централь» (сейчас здание на пересечении улиц Карла Маркса и Ленина - ред.). Внутри комплекса был поставлен дворик со стеклянным куполом. Кузнецов его делал вместе с архитектором Васильевым, но это уже совсем другая история, - делится Петров.
Несмотря на всю уникальность, стеклянное оформление зданий на Пестеревской просуществовало всего 15 лет. Но это сделало зданию огромную рекламу и востребованность.
12 января 1908 года в здании появился один из первых иркутских электротеатров «Мираж», который, безусловно, разнообразил улицу. Также известен факт, что здесь проходили разные выставки, то есть комплекс работал ещё и как галерея.
- Декабрьские бои 1917 года прошли очень сложно для здания, было побито много стекла. Смена власти и упаднические настроения революционных событий привели к тому, что стеклянный пассаж после этого уже не был восстановлен. Некоторое время оно находилось в неприглядном состоянии, а в начале 20-х годов, когда пришла советская власть, его просто-напросто разобрали. Убрали всё стекло, и это стал обычный переулок. Во второй половине 20-х годов помещения в зданиях раздали под коммунальные квартиры, - заканчивает свой рассказ Петров.
В советское время эти здания выполняли разный функционал: в одном была столовая, а в другом - швейная фабрика. В это же время появился забор с одной стороны переулка , и он перестал быть проходным. В 90-е годы началось активное расселение людей и обустройство магазинов. К прежнему функционалу комплекс так и не возвратили.
Сейчас архитектурная красота зданий со стороны улицы Урицкого залеплена разношёрстными вывесками. Переход в сторону улицы Фурье пугает своим видом: разрисованные непонятным граффити стены, разбитые лестницы и неаккуратный вид самих зданий. Пройдясь по переходу, не испытываешь никакого удовольствия. Наоборот, хочется быстро его пролететь и не оглядываться.
На первом этаже переулка почти все двери заколочены. Проглядываются арки, которые несмотря на слой краски и граффити, всё же привлекают своей красотой. А вот второй этаж практически полностью заделан штукатуркой. Здесь совсем ничего не осталось, что могло бы напоминать об уникальности постройки.
Арендаторы в магазинах часто меняются, поэтому свои истории, связанные с домами, рассказывать некому. Жаль, что пассаж, который когда-то был гордостью города и всей России, превратился в позор, до которого никому нет дела.