Вместе с клубом молодых учёных «Альянс» мы продолжаем историческое путешествие по улицам Иркутска. На этот раз нам посчастливилось заглянуть в деревянный дом-памятник регионального значения купца Замятина по улице Полины Осипенко,7 и сделать, наверное, самые последние фотографии этого сооружения в том месте, где он простоял больше века.
В субботнее утро 25 июля 2015 года рабочие из ближнего зарубежья, стоя на верху полуразрушенного, местами обгоревшего дома, беззаботно махали лопатами, полными вековой пыли, которая летела вниз на землю, образуя вокруг стариной постройки большое облако. Сложно поверить, что когда-то, в конце XIX века из конюшен этой усадьбы щегольски выезжала повозка с лошадьми, во дворе располагался цветущий сад, а некто живший там, летними вечерами пил на веранде сваренный в самоваре чай.
Рабочим на крыше мы сказали, что хотим зайти внутрь и поснимать. Они пожали плечами, сверкнули белоснежной улыбкой на запылённых лицах, и предложили поговорить с прорабом, который сидел в вагончике на территории дома. Встретил он нас недружелюбно: «Были уже до вас, потом по телевизору показали, что мы тут все ломаем». Однако после нескольких минут уговоров поснимать и побродить по территории разрешил, явно недоумевая, чего интересного мы нашли в этом доме.
Итак, перед нами почерневший домик со снесённой крышей, стекла из окон выбиты или заколочены листами ДВП, полы вскрыты, в пыли среди мусора копошатся мыши. Зрелище нисколько не примечательное. Ни малейшего следа былой красоты, ни намёка хоть на одно достоинство, благодаря которому дом стал памятником регионального значения.
«Я полагаю, что этим домом владел Ефим Иванович Замятин, выходец из села Алнаши Вятской губернии, но дата его приезда в Иркутск неизвестна. В 1870-е годы, а это как раз накануне постройки дома, он уже был известной в Иркутске личностью - гласным иркутской думы – депутатом, купцом первой гильдии, владельцем магазинов готовой обуви. Купец занимался общественной деятельностью, был старостой кафедрального собора, жертвовал большое количество денег на городской театр. Согласно историческим справкам, самый известный домом, где он жил, располагался на 6-й улице Солдатской (нынешняя Литвинова), но вообще домов у него было много, обеспеченный ведь человек», - рассказал руководитель клуба Алексей Петров.
По данным иркутской энциклопедии «Иркипедия», Замятин был крупным домовладельцем города – в 1894 году каменные и деревянные дома купца в различных частях Иркутска оценивались в 47,6 тысячи рублей.
Двое сыновей Замятина – Иван и Семён – тоже работали в иркутской думе. Иван, будучи либералом, председателем общественного собрания, был награждён серебряными медалями для ношения на Станиславской и Анненской лентах и за какую-то записку в царский совет министров приговорён к месячному заключению. Возможно, жильё было построено как раз для кого-то из них. На большой территории усадьбы располагался сад, конюшня, хозяйственные пристройки. Сам дом прямоугольной формы стоял на каменном полуподвале, в чём нам удалось убедиться благодаря огромной вырытой яме возле здания. Некогда имеющегося крыльца с антресолью, деревянную обшивку и украшение любого дома – наличники – нам увидеть, увы, не удалось. Как и крышу, которую к нашему приходу уже снесли.
«В 1990-м дом включён в список региональных охраняемых памятников. В этом году 29 июня принят приказ, подписанный заместителем министра культуры РФ, о его переносе на улицу Фридриха Энгельса, 29 в декабристский комплекс. Некогда на улице Володарского стоял дом по проекту Владимира Рассушина, его тоже переносили. Вывезли куда-то, но никто не знает куда. Последнее место, о котором нам известно, это какой-то склад во втором Иркутске. Сейчас на его месте стоит здание прокуратуры», - добавил историк, говоря о важности проследить за судьбой Замятинского дома.
Рабочие всё продолжали разбирать деревянный дом, внутри которого ещё остались свидетельства чьей-то жизни – ключи, висящие на стенном крючке, распухшие от времени обои детской. Полов не было, вместо них в трёх обозримых комнатах зияли дыры полные гор мусора и пыли. Вокруг здания то там, то здесь рабочие вырыли ямы, открывшие зрению кирпичный полуподвал, в котором когда-то очевидно хранились варенья и соленья на зиму.
Больше века простояла усадьба, глядя своими ставнями на тысячу прохожих. В последние годы по обе стороны от дома возвели многоэтажные новостройки, и он совсем перестал вписываться в городской пейзаж.
Надеемся, что дом Замятина успешно перекочует по заявленному адресу и простоит ещё сто лет рядом с такими же старинными деревянными домами, которыми так гордятся иркутские жители.