— Не все котики хотят сдаваться добровольно. Бывает, сидишь на дереве час или два и уговариваешь зверька спуститься. А до некоторых долезешь, остается пара метров, а он сам вниз спрыгивает, — рассказывает иркутянин Владимир. Несколько лет назад он организовал Службу спасения котиков и теперь вызволяет пушистых, попавших в западню. О своей порой нелегкой миссии, исцарапанных руках и сотнях спасенных жизней мужчина рассказал корреспонденту «ИрСити».
Поскольку Владимир не хочет ненужной известности, мы не можем показать, как выглядит наш герой.
Служба спасения котиков именно под таким названием существует в Иркутске чуть больше трех лет. Однако вызволять животинок из беды Владимир начал гораздо раньше, занимается этим лет восемь. Говорит, что началось всё с «дружеского» кота, который забрался на дерево и не смог самостоятельно спуститься.
— Друзья, зная, что у меня есть опыт высотных работ и лазания по деревьям, попросили снять их кису с дерева. Сейчас точно уже не помню, но, кажется, он сидел на высоте 15–20 метров. Для меня это обычное явление, хотя, конечно, всё зависит от дерева. По некоторым можно забираться спокойно, а на какие-то лезешь с опаской. Но у меня было оборудование, навыки, так что я полез и снял бедолагу, — рассказывает Владимир.
К тому моменту мужчина уже несколько лет занимался обрезкой деревьев, а также сносом тех, которые представляют угрозу для горожан. Кроме того, работал еще и промышленным альпинистом. Поэтому, конечно, с легкостью вызвался помочь друзьям.
Немного позднее в подобную ситуацию попали друзья друзей и тоже обратились к Владимиру. А дальше всё пошло по накатанной. Сначала обращений было не так уж много, а потом, когда информация стала распространяться со скоростью ночного кошачьего тыгыдыка, «народ пошел валом». Тогда еще никакого отдельного сообщества в соцсетях у Владимира не было, все обращались исключительно по телефону.
— В какой-то момент звонков стало так много, что мне друг в шутку сказал: «Переименую тебя в своем телефоне в Службу спасения котиков». Мне это понравилось, поэтому я так назвал сообщество и канал на ютьюбе. Сейчас у него больше 35 тысяч подписчиков, — продолжает Владимир.
Для вызволения кошачьих из беды у мужчины есть всё необходимое: веревки разной толщины и длины, древолазные когти (они же гаффы, или «кошки»), телескопическая штанга с петлей для отлова особо строптивых зверьков. Автовышкой Владимир не пользуется, говорит, чаще всего на ней просто не подобраться к тем местам и деревьям, откуда приходится доставать пушистых.
— Когти я использовать не люблю, потому что они повреждают ствол дерева. Оно же не виновато в том, что на нем котик оказался. Чаще забираюсь при помощи телескопической штанги: ей закрепляю веревку на несколько метров выше себя, по ней забираюсь, потом проделываю всё заново. Полуленивый такой способ, — делится подробностями мужчина.
Он говорит, что операция по спасению может длиться буквально 15–20 минут, а может затянуться на несколько часов. Ведь никогда не угадаешь, какой нрав у кота, за которым приходится лезть на верхушку дерева. Из-за такой невозможности предсказать исход событий Владимир ездит на вызовы не «прямо сейчас», а в свободное от работы время.
— Бывает, сидишь на дереве час-два и уговариваешь котика спуститься. Он может уйти на самую макушку, куда уже не долезешь. Тогда приходится использовать ту самую телескопическую штангу с петлей-удавкой, чтобы стянуть зверя. Кошки очень сообразительные, всячески отворачиваются, прижимаются к стволу, потому что не хотят добровольно сдаваться. Бывает, лезешь за котиком наверх, где он сидит уже неделю, и, когда остается пара метров, он сам вниз спрыгивает, — рассказывает Владимир.
И на такой случай внизу всегда есть группа поддержки с одеялами: люди стоят и караулят, вдруг пушистому вздумается сигануть. Правда, поймать летуна — это еще полдела, надо его удержать в одеялке, чтоб потом не гоняться за ним по всему двору. Или чтобы котик от страха не начал штурмовать соседнее дерево.
— Бывали у меня и такие истории, когда коты выпрыгивали из одеяла с такой скоростью, что их невозможно было поймать. А потом раз — и на соседнее дерево. По два, а то и по три раза подряд. Я, например, лезу к котику, он сначала — вниз, а потом — на ствол другого дерева. Я спускаюсь, лезу на другое, а он снова вниз, — улыбается мужчина.
Особенно часто такие трюки любят проделывать дворовые коты: им лишний раз не хочется идти в руки к человеку, поэтому они готовы буквально на всё.
— Последний такой случай был на новогодних праздниках в Ангарске. Кошка просидела на дереве неделю, сильно замерзла, но слезать не хотела. Я час с лишним «бодался» с этим зверьком, в результате она полетела вниз на одеяло, но пулей из него куда-то сиганула, потому что завернуть не успели. Мы потом по разным закоулкам ее походили, поискали с фонарем, не нашли. Ее хотела забрать домой женщина, которая ее подкармливала. В итоге позвонила мне через день, сказала, что кошка снова пришла на подкормку, но домашней стать так и не захотела. А через неделю ангарчанка снова звонила и сообщила, что кошка, похоже, несильно пострадала от холода, уши и хвост на месте, всё в порядке, — отмечает Владимир.
Он говорит, что чаще, конечно, просят спасти домашних котиков. Однако находятся и те, кто звонит из-за попавших в беду беспризорников. Учитывая, что это платная услуга, нужно оплатить как минимум бензин, а как максимум — потраченное время (в среднем выходит около 2 тысяч рублей), сразу понимаешь, что неравнодушные люди в нашем городе всё-таки еще есть.
Зимой, кстати, обращений меньше, чем летом. Владимир связывает это с тем, что летом питомцев чаще вывозят на дачи, где они пускаются «во все тяжкие».
— Летом пушистые любят погулять, а потом приходится за ними всюду лазить. Но и в домах котики часто выпрыгивают в открытую форточку. А там уже дальше либо уходят на крышу, либо застревают в откинутой створке окна. Такие звонки бывают не часто, но поступают, и вот в этих случаях счет идет на часы. Животное само не может выбраться, потому что тело очень сильно пережимает. Хватит 2–3 часов, чтобы питомец погиб. Мне приходилось вызволять котиков из таких ловушек, — комментирует Владимир.
Однажды он приезжал на вызов к женщине, у которой кошка застряла в батарее. Хвостатая спрыгивала с подоконника, поставила лапки на секционный радиатор, а дальше случилась беда.
— Подушечки вместе с когтями застряли между секциями. Из-за этого лапки вывернулись, и киса беспомощно повисла. Хозяйка ее придерживала до тех пор, пока я не приехал, — вспоминает Владимир.
Мужчина рассказывает, что за всё время существования Службы спасения котиков он сберег жизни примерно 300 пушистиков. Точную цифру назвать сложно, потому что целенаправленно статистику Владимир никогда не вел. Считает, что это не самое главное. Важнее то, что коты в порядке. Хотя и трагических историй избежать не всегда удается.
— В ноябре я ездил за Мегет. Там киса четверо суток просидела на дереве, и всё это время владельцы пытались найти хоть кого-то, кто помог бы ее снять. В те дни как раз «придавили» морозы, было около -35 и кошка получила обморожение. У нее отмерзли уши, хвост, она заработала воспаление. Долго потом ее лечили, — сообщает Владимир.
Он отмечает, что всегда интересуется судьбой спасенных пушистиков. Иногда люди сами потом пишут и рассказывают, как обстоят дела.
— Как-то я снимал с дерева шикарного белого кота. Никто не знал, чей он, но видно было, что домашний. И вот этот красавец оказался на столбе в морозы под -30, еще и ветер был около 20 метров в секунду. Зверек застрял там на двое суток. Так вот, когда я приехал, кот сидел просто неподвижно на одном месте, как будто отчаялся. Я до него дополз и когда начал снимать, увидел, что у него хвост перемерз настолько, что аж не гнулся. Через какое-то время люди увидели у меня в канале видео и написали мне, что забрали этого котейку к себе. У него отпали уши, хвост целиком отвалился, но сам он в итоге пришел в норму, подружился с их дворовыми собаками и выловил в доме всех мышей, — рассказывает мужчина.
По словам Владимира, снять даже сильно обмороженного кота с дерева — нетривиальная задача. Не все они понимают, что человек пришел их спасать. Порой не помогают ни уговоры, ни уловки, ни даже вкусняшки. Да и вообще нет универсального рецепта, как убедить хвостатого в том, что ему нужна помощь.
— Это еще домашние коты подпускают к себе, а бесхозные не особо. Единственные более-менее действенные приемы — сразу обратить на себя внимание, разговаривать с котом и ласково объяснять, что ты друг. Если кот домашний, хорошо где-то рядом поставить хозяев, которые тоже будут говорить со своим питомцем. Коты слышат родной голос и становятся спокойнее. Вкусняшки точно не работают, в стрессовой ситуации котам на них плевать. И в этом смысле я могу развенчать распространенный среди комментаторов миф «Жрать захочет — сам слезет». Коты, бывает, неделями сидят на дереве. Что они, жрать не хотят? — задается риторическим вопросом собеседник.
И тут же в пух и прах уничтожает второй миф относительно валерьянки, которую интернетные «эксперты» советуют использовать для выманивания пушистиков.
— Я даже специально видео снимал про валерьянку. Многие пишут, мол, стоит под дерево налить валерьянки, и киса тут же слезет. Достаточно распространенное заблуждение. Я пропитывал тряпку валерьянкой и подсовывал котам на дереве прямо под нос. Реакции — ноль. Когда зверь в стрессе, ему в лучшем случае пофиг, в худшем это, наоборот, работает как возбудитель. Но иногда приезжаешь на место и под деревом такой духан стоит, подойти невозможно. Зато это отлично приманивает окрестных котов, — смеется Владимир.
Он объясняет: кошки могут сами слезть, если ствол у дерева растет под наклоном. Им нужно обязательно спускаться мордочкой вперед, чтобы видеть, что происходит. Кроме того, свою роль играет анатомия и строение когтей, которые не позволяют фиксироваться, если спускаться по вертикали мордочкой вниз.
— Я их учу спускаться в том же положении, в каком они забираются по стволу наверх. Прямо показываю, как нужно переставлять лапки. Многие котики быстро всё понимают и повторяют за мной. Сначала они переставляют задние лапки, затем передние, зависают так, оборачиваются, смотрят вокруг себя и, убедившись, что всё безопасно, продолжают спуск. Но такие тренировки возможны только с котиками, которые сидят на дереве день или два. С теми, кто провел наверху неделю, это бесполезно, — делится опытом Владимир.
Такие, кстати, могут и отпор дать, несмотря на то что держатся из последних сил. Впрочем, от ран и царапин Владимир не застрахован никогда. Говорит, ему частенько достается, причем не только наверху, но и на земле, когда кот чувствует себя в безопасности и может показать свой характер.
— Пускают в ход когти, зубы. Нередко такое бывает. Несколько раз мне доводилось обращаться в травмпункт, меня там зашивали. А еще приходилось ставить вакцины, потому что в кошачьей слюне очень много инфекций, — заметил Владимир.
Иногда иркутянину приходится спасать не только кошек, но и собак, а порой даже птиц, что вообще вызывает удивление. Казалось бы, что может случиться с птицей на дереве? Но и по таким поводам Владимиру звонят неравнодушные горожане.
— Была у меня как-то история с вороной. Она запуталась в каких-то нитках, они намотались на лапы, и птица весь день висела на ветке. Люди мимо ходили, переживали, позвонили мне. Дело было летом, на жаре у вороны быстро наступило обезвоживание. Я ее снял и передал орнитологам на лечение, — говорит Владимир.
Несколько дней назад люди тоже вызвали мужчину по поводу сидящей на дереве птицы. Прохожим показалось, что у нее травмы, потому что одно крыло она то и дело расправляла, а другое как будто не могла. Кроме того, птичка весь день сидела на месте как приклеенная.
— Я полез за птичкой и уже в паре метров от нее понял, что она непростая. Это был курганник мохноногий из отряда ястребиных. Тушка такая полметра в высоту и с размахом крыльев под полтора метра. Судя по всему, птичка была просто сытая, довольная и никуда не спешила. Потому что как только я до нее дополз, она очухалась, встрепенулась и улетела на другой тополь, а оттуда — на крышу дома, — делится иркутянин.
Он говорит, что приближаться к таким птицам опасно, потому что у них мощный клюв и большие острые когти. Как-никак, это хищные особи и могут напасть на человека. К счастью, эта история окончилась благополучно.
Также Владимиру приходилось вытаскивать из передряг собак. Один из случаев был в Хомутово, когда щенок провалился в старый коллектор. Все коммуникации были уложены под землей, наружу торчала только одна труба довольно узкого диаметра. Но его хватило, чтобы щенок в нее провалился, а обратно вылезти, конечно, не смог.
— Малыш просидел там примерно двое суток. Мне пришлось разрыть там всё, чтобы добраться до зверька. Ловил его в мешок, потому что от страха пес сильно огрызался и вообще не хотел никуда идти. В другой раз вытягивал собакена из подвала частного дома. Позвонила женщина и рассказала, что ее пес провалился в подполье. Сама она вытащить его не смогла, потому что собака была здоровенная и тяжелая, килограммов 40. Пришлось доставать мне. Он идти не хотел, упирался, нам пришлось его тащить вдвоем. Я сверху подцепил его петлей, а она снизу его толкала, — делится собеседник.
Владимир говорит, что, как только пес оказался в доме, он тут же вспомнил, что он охранник и охотник. Мужчина едва успел выскочить за дверь.
Иркутянин замечает, что особого стресса от своей работы он не испытывает. Наоборот, она приносит ему радость и моральное удовлетворение.
— Особенно хорошо летом. Уезжаешь куда-то за город, на природу. Залез на дерево, пообщался с кисой, выполнил свою задачу, спустился, а тебя тут же еще за стол посадят, напоят, накормят. Бывало даже с собой варенья-соленья давали. Я получаю удовольствие от того, что делаю, — уверяет Владимир.