Сибирский зоопарк в иркутском микрорайоне Солнечный выхаживает маленького медвежонка. Когда малыш попал в заботливые руки сотрудников, он даже не умел самостоятельно есть, так что его кормили из соски. Сейчас медвежонок окреп и подрос, и с каждым днем становится все больше походит на настоящего медведя. Его историю журналисту «ИрСити» руководитель реабилитационного центра зоопарка Ангелина Никитина.
— У нас же не просто зоопарк, у нас реабилитационный центр для диких животных. Есть, конечно, экзоты вроде лемуров, лори или даже мангобеев, выкупленных с выставок, но вообще половина зоопарка, та часть, что в Листвянке, занята сибирскими хищниками. Кто-то из них пострадал от пожаров, кто-то от рук браконьеров, у кого-то погибла мать под колесами машины. Мы заключили соглашение с отделом по охране окружающей среды и животного мира Иркутской области, в котором прописано, что мы выхаживаем животных, пострадавших от разных антропогенных факторов, — отмечает собеседница.
Поэтому медвежатки в Сибирском зоопарке — не редкость. В наших лесах этих животных много, и периодически случается так, что мамы-медведицы во время миграции теряют своих детенышей в пути. Если потомство еще совсем молодое, в дикой природе самим им не выжить. Люди это понимают и часто подбирают малышей. Так они оказываются в Сибирском зоопарке, где их лечат, откармливают и готовят к самостоятельной жизни в лесу.
Ангелина говорит, что программа реабилитации медведей работает в России уже больше 25 лет. В Иркутской области она тоже есть, и ее реализацию контролируют госинспекторы отдела охраны окружающей среды и животного мира.
— Рацион медведей в Сибири может на 96% состоять из растительной пищи. Они способны никогда не пробовать мяса, а жить за счет ягод и растений. Так у них устроен пищеварительный тракт, он может переварить почти любую пищу. Медведи — всеядные хищники. Поэтому здоровых медвежат можно подготовить к диким условиям и выпустить в лес, — продолжает Ангелина.
В Сибирском зоопарке маленьких медвежат обычно кормят усиленно и вообще присматривают как за человеческими детьми. Дают им яйца, каши, молочные смеси и комплексы витаминов, чтобы компенсировать недостаток тех питательных веществ, которые малютки получают вместе с растительной пищей в лесу.
Именно такое питание сейчас и получает новенький медвежонок. Сотрудники зоопарка вместе с посетителями решили назвать его Нафаней. Малыш сначала кормился детскими смесями из бутылочки, а теперь научился есть из миски сам.
— На первых порах приходилось по три раза за ночь к нему вставать и кормить из бутылочки. Реально как с маленьким ребенком. Опять же, как ребенок чем старше становится, тем лучше спит ночью и меньше просыпается, так и наш мишка уже адаптировался и всю ночь спит спокойно, — комментирует собеседница.
Ангелина Никитина говорит, что точный возраст Нафани никто не знает — паспорта или свидетельства о рождении у медвежонка при себе не было. Поскольку в дикой природе малыши обычно рождаются в январе, сотрудники предполагают, что ему примерно 3 месяца.
— Он хоть и на вид маленький, но уже тяжеленький. Кости тяжелые и это не шутки. Медведи животные тяжеловесные, крупные даже в детстве. У девчонок наших руки отнимаются, когда они его нянчат, — смеется Ангелина.
Она говорит, что с этим мальчишкой зоопарку повезло: у него прекрасный характер.
— Да он вообще хорошенький у нас. Ласковый такой, нежный. Медвежата, которых находят у трасс, например, часто с самого юного возраста уже настоящие зверюги. У нас была одна такая самочка, кусалась и агрессивно реагировала. Девчонки приходили ее покормить, она вроде нормально реагировала, но стоило отвернуться, как она была готова напасть, — рассказывает Никитина.
Сейчас Нафаню будут готовить к переезду в Листвянку, где находится филиал Сибирского зоопарка. Он достаточно окреп и набрался сил для этого. На берегу Байкала медвежонок будет жить в большом вольере и дышать свежим воздухом, постепенно отвыкая от людей и привыкая к природе.
Все контакты с человеком у Нафани будут сведены до необходимого минимума. Ну а когда зверь будет готов, а случится это либо этой осенью, либо осенью следующего года, Нафаня отправится на волю в лес.
— Мы всегда придерживаемся мнения, что диких животных лучше отпускать, когда есть такая возможность. Медведю жить в неволе не так хорошо, как в лесу. Мы, конечно, каждый раз, когда выпускаем очередной молодняк, всегда плачем и сильно грустим, но всегда помним о том, что так для наших подопечных будет лучше. Перед тем, как отпустить, проверяем, что в том месте хорошая кормовая база и нет поблизости крупных хищников, которые могут навредить молоденьким медвежатам, — отмечает Ангелина Никитина.
Пока же на Нафаню можно посмотреть в филиале Сибирского зоопарка в Солнечном.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.