Сотрудники Иркутской зоогалереи по старой доброй традиции продолжают спасать жизни животных, оказавшихся в трудной ситуации. На этот раз им под опеку достались двое редких горных гусей, которые занесены в Красную книгу России как исчезающий вид. Одна птица приставала к туристам на берегу Байкала, другая спокойно гуляла по набережной Листвянки. Их история, в которой вопросов больше, чем ответов, — в нашем материале.
Всё началось еще под занавес августа. Ни с того ни с сего туристы, идущие вдоль Байкала по Большой Байкальской тропе, стали встречать на своем пути необычную, но очень общительную птицу, которая ищет друзей. Птицей оказался редкий горный гусь, как позже установили орнитологи. На Байкале, да и вообще в Иркутской области, такие не водятся.
— Мы с небольшой компанией стояли в палатках на берегу Байкала по Большой Байкальской тропе, недалеко от пади Малая Кадильная. Четыре дня назад утром готовим завтрак, суетимся у стола… И я вижу сквозь редкие елочки со стороны Байкала летит мимо большая птица. Вдруг она приземляется прямо в нашем лагере! Птица никого не боится (у нас парочка собачек, правда, вполне миролюбивых), расхаживает по-хозяйски по нашей территории, мирно щиплет травку, иногда подремывает и не собирается улетать. Выглядит вполне здоровым, кормится из рук травкой, смешно игнорирует собак, — написали директору зоогалереи Людмиле Ивушкиной озадаченные туристы.
Люди заподозрили неладное и попытались аккуратно выпроводить гуся дальше, но он не спешил. Около часа птица ходила по лагерю, нервировала собак и вообще наблюдала, как туристы ловят рыбу и наслаждаются отдыхом. Не дождавшись радушного приема, гусь куда-то исчез. Как оказалось, ненадолго.
На следующий день туристы встретили пернатого знакомого примерно в километре от их стоянки.
— Видим, над Байкалом крупная птица реет в обратном направлении, довольно далеко от нас.. но узнаем! Гусь! Наш! Ради хохмы помахали рукой, мол, счастливого полета… а он делает крутой вираж, возвращается и садится прямо к моим ногам! И мы держим путь дальше вчетвером. Гусь неотступно следует за нами, по дороге успевает перекусывать, пощипать травку, а потом, смешно топая своими лаптями, догоняет нас. Мы порыбачили, а он задержался на берегу. Мы потом как партизаны тихонько тропами от него уходили, чтобы нас не заметил, — продолжает историю туристка Юлия.
Как можно догадаться, гусь никуда не делся и на следующий день, он снова гулял с туристами, грелся с ними на солнышке и вел себя так, будто он часть группы. Путешественники рассказали о нем одному из сотрудников нацпарка, но тот особого интереса к птице не проявил. Поэтому туристы пошли за советом к Людмиле Ивушкиной.
После этого Иркутская зоогалерея связалась со специалистами «Заповедного Прибайкалья» и птицу было решено отловить и доставить в Иркутск, где ей любезно решили предоставить место для зимовки.
Несколько дней гусь жил на кордоне в пади Кадильной и ждал, когда на Байкале стихнут волны и сотрудник нацпарка сможет его переправить в Листвянку. Через трое суток птицу посадили в маленькую кошачью переноску и прокатили на катере с ветерком.
— Мы приехали как раз к моменту прибытия катера в Листвянку, быстренько пересадили ее из тесной, но мягкой переноски к себе в машину и уехали в Иркутск, — рассказывала Людмила Ивушкина. — Наконец-то птица спасена. Только на первый взгляд она здорова и вполне счастлива. На самом же деле именно в этой ситуации без вмешательства человека исход был бы однозначно печальным.
Редкий гусь познакомился с Иркутском 18 сентября. Здесь его осмотрели ветеринары зоогалереи и вынесли вердикт: птице нужно отъедаться. Травм и переломов у нее не обнаружили, истощения — тоже, а вот недобор веса всё-таки был. Плюс немного эктопаразитов, но некритично.
— Вердикт доктора и орнитолога однозначный: птица не дикая, в природе самостоятельно не выживет. Откуда гусь улетел (зоопарк, личное подворье или еще что) угадать сложно, летает отлично и мог преодолеть любое расстояние. Но его привязанность к людям, отсутствие собакобоязни и потребность есть из мисочки — очень опасная комбинация для жизни в дикой природе, — заметили в зоопарке.
В зоопарке предположили, что это может быть и не гусь вовсе, а гусыня, но установить это без экспертиз не представляется возможным.
Пока Людмила Ивушкина и ее коллектив готовили документы для надзорных органов, чтобы решить дальнейшую судьбу гуся, им снова позвонили: найдена еще одна такая же редкая птица. В Листвянке запечатлели одинокого пернатого гостя, который грустно стоял на набережной.
— Мы думали своими силами разыскать птицу, явно нуждающуюся в помощи, и выехали в сторону Байкала. Уже будучи в дороге, от туристов получили звонок о том, что гусь снова гуляет по набережной. Сотрудники Листвянского лесничества сработали оперативно, и нам не пришлось тратить время и силы на поиск и отлов пернатого. Приехали, осмотрели, забрали к себе, — рассказала Ивушкина.
После такой находки история стала еще более странной. Никто пока до сих пор не может понять, откуда на берегу Байкала могли появиться абсолютно домашние и такие редкие птицы. Кроме того, есть версия, что где-то бродит или летает третий гусь, но она пока своего подтверждения не получила.
В комментариях журналисту «ИрСити» Людмила Ивушкина рассказала, что такие птицы в Иркутской области не водятся совсем. Более того, и в России достаточно мало мест, где их можно встретить в естественной среде обитания.
— У нас по югу Иркутской области проходит северная граница их ареала. Но орнитологи говорят, что гуси потихоньку собираются осваивать наш регион. Правда, всего одно гнездо три года назад зафиксировано на Малом море. Зона пролета горных гусей тоже здесь не проходит, — поделилась директор зоогалереи.
Учитывая, что такие гуси могут летать высоко и на очень большие расстояние, пернатые гости на Байкал могли прибыть хоть откуда. Впрочем, всё это не так важно, учитывая, что зимовать им теперь точно есть где. Кроме того, есть много других любопытных вопросов, на которые коллектив зоопарка ищет или только-только нашел ответы.
— Полная неопределенность с половой принадлежностью. У горных гусей нет диморфизма, поэтому достоверный результат только генетический, ну или когда кто-то вдруг снесет яйцо. На генетику образцы отправим, если Росприроднадзор оставит птиц у нас. Анализ дорогой, зря деньги раньше времени тратить не будем, — сообщила Ивушкина.
Гуси-найденыши могут быть как парой разнополых птиц, так и просто особями из одного выводка. На это, по словам Людмилы Ивушкиной, указывает несколько причин.
— Встреча после нескольких дней разлуки прошла на невысоком эмоциональном уровне. В «объятия» не кинулись, весьма выразительно поговорили о чём-то и разошлись по разным углам. Первый гусь был немного недоволен, что второй гусь решил поесть из его миски, но быстро успокоился. Ночевали рядом, но не прижавшись. Просто оба нашли одно и то же удобное место, — поделилась собеседница.
И сотрудники зоогалереи, и орнитологи сходятся в том, что обе птицы уже не птенцы, им примерно по 2,5 года, потому что их оперение, а вернее, яркие и четкие полосы, могут быть у дважды перезимовавших птиц.
— Где птицы обоснуются на ПМЖ, решит Росприроднадзор, документы на первого уже поданы, в понедельник уйдут в Москву и на второго. Мы, как и сотрудники «Заповедного Прибайкалья», будем категорически против выпуска в природу, ибо птицы к жизни без человека не приспособлены, а переучить взрослых уже не реально, — заметила Людмила.
Она призналась, что зоогалерея будет рада оставить гусей себе, но «воевать не будет», если где-то они окажутся нужнее или им будут предоставлены более комфортные условия для жизни.