— За парой черных грифов в Тункинском районе Бурятии орнитологи наблюдали давно. Это само по себе неординарное явление, но в этом месте грифы гнездились не первый год. И только в этот раз мы стали подозревать, что редкие птицы решили вывести птенца, — рассказала журналисту «ИрСити» директор Иркутской зоогалереи Людмила Ивушкина.
Осенью 2024 года к ним попал истощенный птенец, который весил в три раза меньше нормы. Его подобрали у дороги в Монголию чуть дальше поворота на Аршан. Маленький гриф слонялся там один в поисках хоть какой-нибудь еды и практически выбился из сил. Но сотрудники зоогалереи выходили птенца, и теперь на него можно посмотреть в филиале на «Фортуне». Историю очередного найденыша читайте в нашем материале.
— Знакомые скидывали мне съемки еще где-то в начале октября. На видео ребенок уже один ходил. Орнитологи предполагают, что родители от бескормицы, скорее всего, откочевали обратно в Монголию, а птенец улететь с ними не смог, потому что был слишком ослаблен. Мой супруг Вадим, который тоже специализируется на птицах, сразу сказал, что ситуация очень рискованная, потому что пропитания для грифов в этом районе нет и ребенок может погибнуть, — говорит Людмила Ивушкина.
Затем собеседница поясняет: грифам из-за их размеров нужно много и хорошо есть. Их основная пища в дикой природе — туши павших животных. Свежее мясо этим птицам найти проблематично, поэтому в ходе эволюции их организм приспособился к перевариванию тухлого мяса. Но в этом районе Бурятии нет больших выпасов скота, соответственно, редко бывает так, чтобы дохлый скот где-то просто так лежал.
— Месяца полтора птенец бродил один, и даже если ему удавалось что-то найти из еды, то это было крайне редко. В итоге птенец исхудал так, что практически не взлетал. Когда его ловили, он сам дался в руки, практически пришел к людям. Он зашел во двор, бродил там и искал чего-нибудь поесть. Очень хорошо, что его вовремя заметили и вмешались. Это спасло ребенку жизнь, потому что еще одна ночь на улице, и он мог бы погибнуть, — заметила Ивушкина.
В итоге местные жители позвонили в нацпарк, а его сотрудники затем связались с Иркутской зоогалереей. После того как грифа отловили, птенца при первой же возможности доставили в Иркутск. Это произошло в конце ноября. Сотрудники зоопарка взвесили малыша и поняли, что его вес — 5 килограммов, что в три раза меньше нормы для птенца примерно такого возраста.
— Мы судим по нашей Жадюге, которая живет в зоопарке уже 16 лет. Это потом она стала Жади, а изначально ее назвали Жадюгой. Когда она к нам попала, была сильно истощенная и оголодавшая, бросалась на еду и вечно боялась, что она закончится или кто-то отберет. Мы ее выхаживали и набрались полезного опыта, который пригодился, когда у нас появился новенький птенец грифа, — продолжает Людмила.
Сначала птенец поселился в Доме природы, где был под строгим надзором ветеринаров. Его подключили к капельницам и кормили с рук, чтобы маленький гриф набирался сил и приходил в себя.
— Мы взвешивали его буквально каждые 2–3 дня, чтобы отслеживать динамику. Как только гриф набрал 9 килограммов, мы поняли, что бояться больше нечего. И уже после этого перевезли птенца на «Фортуну», — рассказывает директор зоогалереи.
Нового птенца подселили к красотке Жади, но мгновенной любви между двумя грифами не случилось. Впрочем, на это сотрудники зоогалереи и не рассчитывали хотя бы потому, что грифы — одиночки. Кроме того, пол обоих особей неизвестен, так как половой диморфизм у грифов практически не выражен. Следовательно, непонятно, могут грифы образовать пару или нет.
— Мы не ждали, что грифы кинуться друг другу в объятия, будут радоваться, обниматься и целоваться. Эти птицы не живут парами, у них каждый сам за себя. При этом своих соплеменников в природе они видят часто, на трупе какого-нибудь большого животного их может быть сразу несколько, и они нормально контактируют. Так что мы ожидали со стороны Жади недовольства, но были уверены, что до смертоубийства не дойдет, — комментирует Людмила Ивушкина.
В итоге юный и неопытный гриф поначалу кинулся к Жади, вероятно, приняв ее за мать, которую он так долго искал, а Жади его энтузиазм не разделила.
— Птенец всё это время искал птиц, похожих на себя. Увидел Жади, обрадовался, кинулся ей навстречу чуть ли не с криками «Мама, мама!» — а она ему ногой в грудь: «Какая я тебе мама?» Наши ожидания оправдались на 100%. В итоге они друг на друга потопали, помахали крыльями, Жади стала в два раза шире себя, так крылья растопырила, чтоб ребенка напугать. Но еды у обоих достаточно, так что теперь они просто сосуществуют на одной территории, отношения складываются нормально, — описала момент встречи Людмила.
Кстати, сотрудники зоогалереи сдали биоматериал грифов на экспертизу в НИИ биологии ИГУ. После этого станет ясно, особи какого пола теперь будут жить в Иркутске. Людмила Ивушкина говорит, что комбинация может быть какой угодно, можно хоть тотализатор открывать, но лично она надеется, что грифы будут разнополыми. Тогда они смогут образовать пару и дать потомство.
— Жади у нас записана как девочка, но это ни о чем не говорит. Мы ее тоже поймали в дикой природе и пол определили только из ее размеров. На самом же деле она запросто может оказаться самцом, а с новеньким тем более ничего не понятно. Если же оба наших грифа окажутся одного пола, возможно, мы попробуем поменяться с другим зоопарком, чтобы у нашей Жади в конце концов появилась пара, — заметили Людмила Ивушкина.