
Отец сбежал из борделя, а мать выкупили на передвижной выставке. История капуцина Чен-Чена из Иркутской зоогалереи
Маленький капуцин Чен-Чен из Иркутской зоогалереи совсем скоро отметит свой первый день рождения. Он появился на свет 12 июля 2024 года в семье Гаррика и Чупы. Роды были сложными, ветеринарному врачу даже пришлось кесарить Чупу, чтобы спасти и мать, и ее малыша. К счастью, процедура прошла удачно и Чен-Чен быстро и легко отошел от наркоза. Но тут появилась новая проблема — материнский инстинкт у Чупы так и не проявился, поэтому сотрудникам зоопарка пришлось самим выкармливать новорожденного капуцина. Историей этого необычного семейства с журналистом «ИрСити» поделилась директор учреждения Людмила Ивушкина.
Гарри и Чупа после нескольких дней знакомства
Отец Чен-Чена Гаррик появился в зоогалерее семь или восемь лет назад, теперь уже никто точно и не вспомнит. У Ивушкиных не было никакой четкой цели завести себе капуцина, но, как это чаще всего и бывает, так сложились обстоятельства.

Капуцин Гаррик появился в зоопарке лет 7–8 назад: он сбежал из частного борделя
— Гаррик — один из двух капуцинов, которые сбежали в Ангарске из частного, как нам рассказывали, борделя. Эту историю знал весь город. Гаррик и его подруга жили какое-то время в этом заведении, а потом вдвоем вскрыли клетку и отправились в свободное путешествие. Месяца три они скитались по всему городу, их никак не могли отловить, — говорит Людмила Ивушкина.
В итоге с помощью собачьего отлова найти парочку все-таки удалось. И если Гаррик попал в руки людей живым и здоровым, то вот его подруга серьезно пострадала во время поимки. По ней стреляли снотворным, обезьянка в какой-то момент отключилась и упала с третьего этажа, сломав себе позвоночник.
Гаррик очень страдал без пары, и когда появилась Чупа, в паре сложились теплые и нежные отношения
— Обоих капуцинов мы выкупили у человека, который их поймал, вызывали нейрохирурга и пытались самочку спасти, сделали очень сложную и дорогую операцию, долго за нее боролись, но она в итоге все-таки погибла. Гаррик у нас остался один без пары, — продолжает Людмила.
Несмотря на то что за свою жизнь Гаррик много чего повидал, смог выжить в оживленном городе, питался всем, что находил, даже охотился на птиц, без подруги ему было очень грустно и невероятно одиноко. Поэтому Ивушкины поставили себе цель — найти ему новую любовь.
Смотреть, как Чупа лакомится куриными косточками, одно удовольствие
— Найти самку капуцина оказалось не так-то просто. В итоге нам подвернулся вариант — выкупить девочку у владельцев передвижной выставки. Там к ней очень плохо относились, Чупа приехала к нам больной, с рахитом и кучей разных других болячек. Нам пришлось долго выхаживать обезьянку, восполнять тот недостаток витаминов, который был в ее организме. На лечении она находилась года полтора, только после этого врачи сказали, что теперь она полноценная обезьяна и ее можно знакомить с Гарриком, — вспоминает собеседница.
А тут Чупу поймали на месте преступления
Самец очень обрадовался своей второй половинке, у пары стали складываться очень нежные и теплые отношения. Через какое-то время случилась первая беременность Чупы, которая закончилась очень печально.
— У нее были затяжные и сложные роды, а мы никак не могли вмешаться, потому что она даже не давала подойти и посмотреть, что происходит. В итоге ее малыш просто задохнулся в родовых путях, мы не успели ему помочь. Поэтому, когда Чупа забеременела во второй раз, мы вели ее на всех этапах, всё строго контролировали. Когда поняли, что роды близко, тут же забрали ее в веткабинет и по минутам сопровождали весь процесс, — делится подробностями Людмила Ивушкина.

А это — малыш Чен-Чен. Он родился в семье Гаррика и Чупы
Во второй раз у Чупы тоже начались сложности. Вероятно, из-за плохого здоровья она оказалась неспособной родить детеныша самостоятельно. Поэтому ветврач решилась делать кесарево. Сразу же после появления на свет малыша Чупу стерилизовали, чтобы не подвергать больше ее жизнь и здоровье опасности.

Чен-Чен сразу после родов — еще даже не успел отойти от наркоза
— Мы радовались, что всё прошло хорошо. Ребенок от наркоза отошел быстрее, чем мать, отошел хорошо, мы его сами первое время кормили. Когда Чупа пришла в себя, мы предложили ей забрать детеныша, но она посмотрела на него равнодушно, всем видом показала, что это счастье ей ни к чему. Материнский инстинкт у Чупы не проснулся даже тогда, когда малыш рядом истошно кричал от голода. Тут-то мы поняли, что выкармливать новорожденного капуцина придется нам, — рассказывает Людмила Ивушкина.



С тех пор прошел почти год, детеныш, которого назвали Чен-Ченом, или просто Чеченькой, сейчас весел, бодр и активен.

Чен-Чен до сих пор ведет себя как ребенок: засыпает только после бутылочки молока, а перед сном сосет палец. Поэтому его пока не могут переселить в экспозицию на постоянку
Пока что он всё еще живет в доме Ивушкиных и в экспозиции бывает только по большим праздникам. Но со временем руководство зоогалереи планирует вывести его в свет, чтобы все гости зоопарка могли за ним понаблюдать.



— Просто пока он еще очень маленький. Он наш мальчик, с которым мы никак не можем расстаться. Дело в том, что детеныши капуцинов взрослеют медленнее, чем у других обезьян. С мамой малыши живут где-то до двух лет, а ее молоком питаются в течение всего первого года. Наш Чеченька до сих пор на ночь требует соску, он не может заснуть без бутылочки молока. Если ее нет, начинается истерика, крики, и мы ничего с этим поделать не можем. Пока он еще ребенок, наш любимый маленький мальчик. Когда подрастет и повзрослеет, мы его, конечно, отселим в вольер, он станет постоянным жителем экспозиции, — отмечает Людмила Ивушкина.
Это виноград такой большой или Чен-Чен такой маленький? Виноград, говорят, обычный
Клубника тоже вполне привычных нам размеров