8 июня 1909 был выпущен первый серийный автомобиль российского производства. До того, как наши улицы заполонили иномарки, по российским дорогам колесили только отечественные авто. Мы вспоминаем о самых культовых из них.
Автомобиль в нашей стране это не просто транспортное средство, а символ социального статуса, положения в обществе и рода занятий. Эта традиция берет свое начало в эпоху расцвета отечественного машиностроения в Советском Союзе. Так как в то время все дружно шли к социализму, а марок и моделей машин было не много, то о владельце многое можно было узнать по его авто.
«Жигули»
Главным народным автомобилем в 70-х была легендарная «копейка». Это первый автомобиль ВАЗа, созданный на основе дружественного итальянского автомобиля Fiat-124. Он являлся легковым авто малого класса с кузовом типа седан, имел привод на задние колеса.
«Копейка» пользовалась у населения огромной популярностью, ведь являлась современной машиной, красивый и стильный дизайн сразу обращал на себя внимание. Тем более, основной конкурент ВАЗа — АЗЛК («Москвич»), здорово отстал с развитием своих машин, не проводил модернизаций слишком долго.
«ВАЗ 2101» даже экспортировался в западные страны. Правда, это были дружественные страны социалистического лагеря, а не развитые капиталистические страны, которые в свое время (1966-1968 годы) покорил «Москвич».
Первый автомобиль, выпущенный на Волжском автомобильном заводе, находится в музее предприятия. «ВАЗ 2101» считается народным автомобилем и является настоящей легендой советской автомобильной промышленности. Советские граждане годами стояли в очереди, чтобы получить заветные ключи от этой машины.
Дорогие мои «Москвичи»
Москвич-408 и Москвич-412 были широко известны в Европе. Эти советские машины пользовались заслуженной популярностью за границей. В конце 60-х про «Москвичи» писал даже известный английский журнал Motor. А норвежское издание «Техникенс верльд» в 1968 году даже провело испытание на живучесть. Москвич-408 с честью выдержал пробег в 1240 км в самых плохих условиях.
«Москвич 408» являлся представителем нового модельного ряда автомобилей. Огромную популярность машина получила сразу, благодаря отличному внешнему виду, не уступая иномаркам по красоте. Кузов был длиннее и шире, значительно увеличившийся объем салона поражал воображение покупателей далеких 60-х годов.
Советские инженеры не пожалели усилий и сделали машину очень комфортабельной, уделив особое внимание качеству сидений, подвеске. Благодаря этим нововведениям машина постоянно пользовалась спросом, ее оснастили для милиции и ГАИ. Одно время на ее базе пытались сделать такси, однако эту сферу прочно удерживала «Волга» — автомобиль более высокого класса.
«Москвич 412» — это последняя модель автомобиля АЗЛК, которая могла на равных конкурировать с иномарками. К концу 70-х годов «Москвич 412» уже был безнадежно устаревшей машиной, пригодной лишь для конкуренции на внутреннем рынке СССР.
Вовремя не среагировав на новые тенденции, АЗЛК отстал в своих разработках от остального мира навсегда — так показала история.
Волга-Волга
В 1957 году на советском авторынке появился легендарный «ГАЗ — 21» — главную мечту каждого советского человека. «ГАЗ 21» стал первой советской машиной, которая сошла с конвейера с автоматической коробкой передач. Правда, их количество ограничилось семью сотнями, потом конструкторы изменили коробку и начали устанавливать только механику. Причиной такого решения послужило плохое качество трансмиссионного масла на советском рынке. Советский союз не мог изготовить масло хорошего качества, а покупать его за рубежом противоречило принципам того времени. Поэтому автоматическую коробку исключили из проекта, в серию пошли машины лишь с механической КПП.
«ГАЗ 21» считался лучшим автомобилем 60-х годов, который выпускался в СССР. Конечно, отечественный автопром в то время массово выпускал «Москвичи» и «Жигули», но именно «Волга» стала воплощением престижа и комфорта.
Второй по популярности «Волгой» стал «ГАЗ 24». «ГАЗ 24» являлся самым дорогим автомобилем, который выпускал отечественный автопром, поэтому нужно было что-то большее, чем солидные размеры салона, чтобы человек выбрал именно «Волгу», а не одну из моделей АЗЛК или ВАЗа. И конструкторы сработали отлично, спрос вырос.
Автомобиль был популярен не только на внутреннем рынке СССР, его также экспортировали в страны ближнего зарубежья. Как это принято в советском Союзе — экспортные машины очень сильно отличались качеством от варианта для внутреннего рынка. Для Европы «ГАЗ 24» комплектовался даже дизельным двигателем Mersedes или Peugeot, оснащению салона также уделяли больше внимания, чтобы сделать его комфортным.
Удар по бездорожью
ВАЗ-2121 — не только самый массовый советский внедорожник. За 30 лет было произведено 1,8 миллионов этих автомобилей, из них 500 тысяч разошлись по 100 странам мира. «Нива» оказалась единственным советским автомобилем, который поставлялся в Японию.
Начиналось все в далеком 1977 году, когда конструкторы Волжского автозавода представили общественности свой революционный автомобиль «ВАЗ 2121». На тот момент это был новый шаг в мировом автомобилестроении. На «Ниве» впервые применили пружинную подвеску с постоянным приводом на четыре колеса и несущим кузовом, до этого внедорожники делались совершенно иначе.
«ВАЗ 2121» оказался самым популярным советским автомобилем, продаваемым на западных рынках. Со всего мира приходили заявки на крупные партии машин. Инженеры Волжского автомобильного завода старались изо всех сил удержать покупателя, поэтому выпустили сразу два экспортных варианта «Нивы». Как и следовало ожидать, спрос на внедорожник превысил возможности ВАЗа и на рынке возник серьезный дефицит. Разумеется, руководство советского автопрома решило традиционно пожертвовать внутренним рынком, чтобы насытить внешний.
В первые годы выпуска на «Ниву» стояли огромные очереди, ведь она отлично подходила для нужд сельской части населения СССР. Машина с идеальными техническими характеристиками была мечтой многих дачников, рыбаков, охотников, ведь она позволяла ездить по грунтовым дорогам практически в любую погоду. Ее единственным минусом стала короткая база, автомобиль не слишком уверенно держался на скользком дорожном покрытии, правда, ходовые качества в основном позволяли не обращать внимания на эту недоработку.
Нельзя не вспомнить о советском ответе Джипу — «УАЗ 469». «УАЗ 469» рассчитан на семь человек. Этот автомобиль разрабатывался для транспортировки грузов и буксирования прицепов, трейлеров не только на дорогах с асфальтным покрытиям, но и на дорогах без покрытия. Отличные технические характеристики и практически полная проходимость даже при отсутствии дорог как таковых, сразу сделали машину популярной в народе.
«УАЗ 469» получил большую популярность не только в Советском союзе, но и далеко за его пределами. В странах латинской Америки до сих пор эксплуатируются эти автомобили, хотя, казалось бы, близость США должна была вытеснить с рынка советский внедорожник. Проходимость «Бобика» не раз отмечалась различными международными организациями, этот автомобиль победил во многих соревнованиях, на нем установлено немало мировых рекордов.
Сегодня он по праву считается живой легендой советской эпохи, ведь из-за спроса на эту модель в 2010 году Ульяновский завод возобновил производство «Бобика» небольшими партиями.
Ура, Победа
Появилась легендарная "Победа" сразу после войны. Ходят слухи, что первоначально автомобиль «ГАЗ М 20» хотели назвать «Родиной». После вопроса Сталина: «Почем Родину продавать будете?», автомобиль спешно переименовали.
«ГАЗ М 20» не сразу заслужил репутацию надежной и качественной машины, первые годы выпуска были просто провальными, технические «врожденные дефекты» приводили к катастрофическим результатам. Все закончилось только временной остановкой конвейера в 1948 году, когда инженеры в авральном режиме устраняли причины массовых неполадок.
Автомобиль «ГАЗ М 20» «Победа» имел множество модификаций, начиная от кабриолета и заканчивая спортивным вариантом с форсированным двигателем. Популярность в народе заставляла конструкторов улучшать машину, чем они с успехом занимались до 1958 года.
Авто для партийной элиты
Еще одной культовой советской машиной была «Чайка» (ГАЗ-14). Но в 1988 году вышло постановление ЦК КПСС, в котором было объявлено начало борьбы с привилегиями. «Чайки» заменили «Волгой» ГАЗ-3102, а сам автомобиль не просто сняли с производства, но и уничтожили всю документацию по нему, кузовые штампы, сборочные линии и т.д. Это был единственный случай за всю историю автомобилестроения. И именно по этой причине не удалось в 1996 году возобновить производство «Чайки».
«Чайка» являлся советским автомобилем представительского класса. «ГАЗ 14» сделали по последнему слову техники, ни на каких серийных машинах, предназначенных для массового потребителя (даже в экспортных вариантах) не предусматривались опции, которые присутствовали в «Чайке» второго поколения. Машина имела штатный кондиционер и эффективную систему отопления салона.
Но единственный советский автомобиль представительского класса, который мог бы конкурировать на международном рынке с западными гигантами, был безвозвратно погублен подписью глупого чиновника.
«Запорожец»
«ЗАЗ 968М» стал символом советской недорогой малолитражки. Получил популярность благодаря небольшой стоимости и удовлетворительным характеристикам.
«ЗАЗ 968М» получил популярность в сельской местности, потому что небольшие габариты позволяли ему проезжать практически везде, где был хоть какой-то намек на дорогу. В отличие от машин более высокого класса (АЗЛК, ВАЗ) «Запорожец» без проблем преодолевал грязь, ведь небольшой вес и заднее расположение двигателя делали его едва ли не вездеходом. Ему бы привод на четыре колеса — и машина готова покорять любое бездорожье.
Разумеется, престиж «Запорожца» находился на довольно низком уровне, все же по комфорту он очень сильно уступал «Москвичам» и «Жигулям». Да и на трассе более слабый двигатель не обеспечивал хороших динамических характеристик.
Автопром советского Союза нередко искусственно создавал дефицит на автомобили. Фактически «ЗАЗ 968М» был единственным авто, которое покупалось без очереди, он практически всегда находился в продаже, не приходилось месяцами ждать. Возможно, дело в непрезентабельности, а может быть, Запорожский автозавод успевал погасить спрос, не допускал появления очередей.
Источник: prm.ru
текст подготовила Анфиса Мартынова,
фото с сайта ribalych.ru