Пик интереса к майнингу пришелся на 2020–2021 годы, с тех пор страсти поутихли. Но тем не менее отрасль продолжает привлекать новых участников. Совсем недавно в России узаконили этот вид деятельности, чего в первую очередь хотели крупные компании, владеющие дата-центрами (один из крупнейших находится, например, в Братске). Мы поговорили с экспертом в сфере IT, чтобы выяснить, как в нынешних условиях стать майнером и стоит ли это вообще делать.
Эксперт — Андрей Жебрун, специалист в сфере IT, работает в «Службе спасения майнеров», в прошлом занимался майнингом. Следит за отраслью с 2017 года
Время хайпа прошло
Среди людей нет единого мнения, что происходит с отраслью: одни говорят, что пузырь вот-вот лопнет и нет никаких шансов заработать, другие — ищут способы войти в эту индустрию, так как уверены, что это волшебная возможность стать сказочно богатым, подчеркивает Андрей Жебрун. Обе стороны одновременно правы и нет.
— Майнинг нужно рассматривать как бизнес с высокими рисками, большим количеством переменных, не зависящих от вас, но при этом требующий меньшей экспертизы, чем многие направления классического бизнеса. Даже сейчас, когда рынок находится в фазе длительной стагнации и неопределённости, в индустрию продолжают приходить новые люди и деньги. Причём сейчас все больше приходит людей, которые готовы играть по крупному и в долгую, но и начинающие майнеры с желанием вложить смешные по нынешним меркам 50-100 тысяч рублей также никуда не делись, — оценивает обстановку эксперт.
По его мнению, крупные инвесторы стали активнее вовлекаться в майнинг, потому что хотят защититься от инфляции, диверсифицировать свои накопления, чтобы «деньги работали». Такие игроки покупают оборудование с НДС, берут его в лизинг и устанавливают на коммерческие площадки.
При этом, подчеркивает специалист, порой люди думают, что просто включат машинки в розетку и ни во что не будут вникать, но это неправильно, так как нужно сделать огромное количество действий: выбрать и оплатить площадку, контролировать состояние оборудования, в случае поломки обновлять, заменять, ремонтировать.
А вот так называемых «бытовых» майнеров стало значительно меньше по сравнению с 2021-м — «годом хайпа», уточняет Жебрун. Больше всего оборудование закупали жители частного сектора — не только для майнинга, но и для отопления жилья. Но сейчас есть проблемы с электроснабжением пригорода Иркутска, что тоже влияет на число новых майнеров. Добавляет перчинки и новое законодательство.
Майнеров зря дергают
В соответствии с новым законом заниматься майнингом смогут только включенные в специальный реестр российские юрлица и ИП. Физлица по-прежнему смогут заниматься майнингом, если не будут превышать установленные лимиты энергопотребления. Заметим, что в первоначальной редакции физлицам было запрещено добывать криптовалюту, но затем эту норму убрали. Кроме того, закон устанавливает, что у правительства будет возможность вводить ограничение на майнинг в отдельных регионах и территориях.
После этого губернатор Иркутской области Игорь Кобзев попросил федеральный центр определить порядок и условия запрета на майнинг в отдельных регионах, в частности, на юге Приангарья. Эксперты подчеркнули, что это может ударить по крупным промышленным майнерам, которые будут вынуждены перемещать свои площадки.
Регулирование майнинга и криптовалюты требовалось давно, но реализация нового законодательства может оказаться на «достаточно сомнительном уровне», считает Жебрун. По его словам, сейчас в информационном поле звучат диаметрально противоположные заявления от властей: с одной стороны, декларируется, что Россия должна укрепить позиции в отрасли, а возможно, и обогнать США, а с другой — предлагается запретить майнинг в определенных регионов, а майнеров переселить.
— Майнинг в огромной степени зависит от электроэнергии и создания оптимальных условий для работы оборудования. Плюс это та отрасль, в которой каждая неделя или месяц простоя могут оказаться критическими для окупаемости некоторых моделей оборудования. Как следствие — любое необдуманное заявление властей в стиле «готовьтесь к переезду» выглядит пугающе и как минимум странно, — подчеркивает эксперт.
Он уточняет, что в новом законодательстве слишком много белых пятен и говорить о его влиянии на отрасль преждевременно.
А новый дифтариф (если вы переживали) никак не влияет на майнеров. Да и если энергосбытовая компания захочет, то она найдет доказательства, чтобы перевести потребителя на коммерческий тариф. При этом, если говорить сухими цифрами, то на диапазон до 25 тысяч киловатт в месяц можно загрузить 4–5 асиков, при этом без каких-либо проблем оставаясь в «бытовой розетке», оценивает Жебрун. А проблему износа электросетей, к сожалению, дифтариф никак не решит, более того, в долгосрочной перспективе пойдет во вред региону, так как электроотопление в частном секторе остается практически безальтернативным вариантом.
Майнинг для «чайников»
Несмотря на стагнацию отрасли и пробелы в законодательстве, люди продолжают интересоваться майнингом. Поэтому мы решили узнать, как начать добывать крипту. Сейчас существует несколько вариантов, говорит Андрей Жебрун, и отличаются они масштабом входа и размером инвестиций. Благо, что текущая линейка оборудования дает шанс стать майнером фактически с любым уровнем финансовых возможностей.
Например, можно купить новое оборудование за 15 тысяч рублей, у которого будет потребление как у обычной лампочки, а шум — на уровне ноутбука. «Для первого варианта в крупном городе хватит буквально 30–40 минут поиска на сайте бесплатных объявлений и столько же на дорогу до продавца и обратно. Плюс 15–20 минут на настройку, и вот вы „майнер“», — говорит эксперт. Но доход будет всего 30 рублей в день.
Помимо аппаратов потребуется роутер и доступ в интернет, подготовка помещения по вентиляции и электропроводке и любой смартфон.
Первое, что нужно держать в голове при начале майнинговой деятельности, — вы потенциально потеряли свои средства в момент вложения. Если этот риск устраивает, то как минимум нужно иметь в запасе средства на оплату электроэнергии на 1–2 месяца, чтобы не продавать монеты при невыгодном курсе, и еще примерно 10% от стоимости оборудования на случай возможных ремонтов и комплектующих.
Стоимость аппарата зависит от конкретной монеты, которую планируется добывать. Так, для биткоина (самая популярная валюта) цена на новые аппараты прошлого поколения стартует от 100 тысяч рублей.
Жизненный цикл у машинок менее 5 лет — техника быстро устаревает. Как поясняет Жебрун, сейчас можно найти б/у аппараты по 25 тысяч рублей, стоимость которых на пике 2–3 года назад доходила до 800 тысяч рублей.
Коммерческий майнинг добавит морщин
Еще один вариант, по словам Андрея Жебруна, — вложить сотню миллионов рублей, купить большой объем нового и дорогостоящего оборудования с потреблением как у нескольких многоквартирных домов. В таком случае не обойтись без специализированных площадок с коммерческим тарифом, который составляет от 5 до 6 рублей за киловатт.
Но на поиск поставщиков, площадки и согласование условий потребуется от нескольких недель до нескольких месяцев. «Причём за это время ситуация с ценой монеты и доходностью оборудования может поменяться очень сильно и стать поводом для новых седин и морщин», — замечает Жебрун.
По его оценкам, с мая по октябрь стоимость многих майнинговых аппаратов упала в 3–5 раз, а доход снизился ещё больше. Это, замечает эксперт, с учетом того, что оборудование, купленное в мае, многие увидели только в июле. А кому-то оно не придет никогда, так как на рынке полно мошенников.
Эксперт уточняет, что при размещении на площадках с коммерческим тарифом окупаемость нового оборудования для биткоина и лайткоина находится в горизонте 12 месяцев и более, если брать во внимание только текущий курс, тарифы и доход в монете. Но сроки могут смещаться как в меньшую, так и в большую сторону.
— Поэтому если решили пробовать себя в этой сфере, то особенно в первое время нужно обращаться к профессионалам, приобретать из наличия и все ожидания по доходу делить как минимум на два, — резюмирует эксперт.
Сколько можно заработать?
По оценкам Андрея Жебруна, если в качестве ориентира взять такую довольно скромную по современным меркам сумму вложений, как 1 миллион рублей, и добавить к нему коммерческий тариф, то будет тяжело выжать «чистыми» больше 70 тысяч рублей.
По бытовому тарифу может быть чуточку больше — например, 80-90 тысяч рублей в месяц, если взять два аппарата уровня Antminer L7. Они обойдутся в 900 тысяч рублей с потреблением в 7 киловатт в час.
— Если говорить про какое-то другое оборудование, то там можно уформовать розетку на дешевом тарифе и на относительно больший доход и с меньшими вложениями. Но опять же здесь нужно понимать, что, во-первых, розетка у всех не резиновая, а во-вторых, история с переводом на коммерческий тариф будет продолжаться, это никуда не денется, — резюмирует эксперт.
Кому не надо ходить в майнинг?
Ответ на этот вопрос у Андрея Жебруна довольно простой — в майнинг нельзя заходить тем людям, которые хотят стабильности и ждут, что оборудование будет работать само по себе и ничего больше не нужно делать.
— Таким людям точно нужно проходить мимо этой затеи, потому что их ментальный настрой этого просто не выдержит, — подчеркивает эксперт.
Также не стоит соваться в майнинг тем, кто «не верит в авантюрный заработок», и тем, которые на входе берут крупный кредит, не имя при этом никакого источника дохода, из которого этот кредит можно гасить.
— Если человек хочет войти на кредитных деньгах и у него средств хватает впритык, скорее всего, он не добьется успеха. Он будет вынужден сливать все и по любому курсу, соответственно окупаемость его вложений будет отодвигаться, — уточняет эксперт.
Андрей Жебрун подчеркивает, что любая просадка человека с кредитом будет вгонять еще и в депрессию, так как придется вкладываться дополнительно. Особенно, если речь о коммерческом размещении, когда оборудование имеет гораздо большую окупаемость, чем при бытовом тарифе.