На карте в Иркутской области до сих пор остаются десятки поселений, уже упраздненных. В очередном выпуске о топонимах региона мы включили и их.
Мы использовали данные книги «Происхождение географических названий Иркутской области» Матвея Мельхеева, словаря «Географические названия Иркутской области» Станислава Гурулева, а также сайтов муниципальных образований и других открытых источников.
Тайтурка
Начнем наше очередное путешествие по закоулкам топонимики Иркутской области. Здесь, на левом берегу реки Белой, расположился поселок Тайтурка. Официально считается, что он возник в 1666 году, когда здесь поселились две бурятские семьи. Русские пришли на эти земли чуть позже — после того как основанному в Иркутске Вознесенскому мужскому монастырю выделили земли по берегам Белой.
В первой четверти XVIII века в поселении проживало всего несколько семей, и о существовании села во многих документах даже не упоминается. Второе рождение село получило после указа 1734 года императрицы Анны Иоанновны с росписью 16 почтовых станций по новой Московской дороге от Нижнеудинска до Иркутска. В указе впервые обозначено село Тайтурка, и долгое время считалось, что тогда и возникло поселение.
Происхождение названия, говорят исследователи, не очень ясно. Но в преданиях аларских бурят упоминается местность по левому берегу Белой с названием Тайтарак с этимологией «спокойное место». Однако оно не раскрывается из бурятского языка. Ученые не исключают, что здесь спряталось тюркское название, измененное в бурятском языке.
«Тайтарак» можно объяснить бурятским «тай» — «тьфу, фу» и тюркским «тарак» — «гребень, гребешок». Однако переход Тайтарака в Тайтурку остается необъяснимым. Объяснение из бурятского «тай» и «тараг» — «тарак», «простокваша» неприемлемо по смыслу.
Сейчас Тайтурку можно назвать крупным поселком, в нем, по последним данным, проживает больше 4,6 тысячи человек.
Биликтуй
В том же Усольском районе есть село Биликтуй, предположительно, основанное в 1720 году семьями ямщиков. Основным занятием населения здесь стали ямская гоньба, земледелие, отхожий промысел, рыбалка и охота, а плодородная земля позволила хорошо развить огородничество. Летом 1898 года до Биликтуя дошла железная дорога, сыгравшая большую роль в развитии села.
Топоним объясняется от бурятского «бэлэг» — «подарок, гостинец», «дар» и суффиксом -туй.
В Биликтуе сейчас проживает около тысячи человек.
Малая Еланка
Совсем недалеко от Иркутска находится деревня Малая Еланка. Да и в целом на карте Иркутской области существует несколько поселений, в названиях которых так или иначе фигурирует слово «елань». Сам по себе этот термин распространен в русском языке, но имеет различные областные оттенки.
В Сибири он означает разреженные открытые участки среди леса — поляны, связанные в своем возникновении с явлениями повторной гари. Елани использовались под сельскохозяйственные угодья и заселялись. Слово произошло от тюркского «ялант» — «равнина (пастбище, луг)».
Малой Еланке уже 297 лет. Она возникла как заимка Вознесенского мужского монастыря, здесь растили хлеб для монастыря, пасли монастырский скот. В советское время это уже была деревня на 150 дворов, а в колхозе выращивали овощи и точно так же, как когда-то для монастыря, растили скот, но уже для города.
Сейчас в Малой Еланке проживает около тысячи человек.
Куртун
В Ольхонском районе на берегах притока реки Бугульдейки расположилась деревня Куртун. Для объяснения основы названия топографы предлагают два варианта. Либо оно происходит от тюркског kürt — «береза», либо от тофаларского «куърт», тувинского «курт», тюркского «куртыы» — «червь, червивая».
Но, добавляют исследователи, решающее значение приобретает сууфикс -уун, который присущ только эвенкийскому языку. Можно предполагать, что название оформлено в эвенкийском языке от тюркских корневых основ.
По третьей версии, Куртун происходит от эвенкийского «куре» — «забор, изгородь, ограда».
Куртун был основан в начале XVIII веке неким Савелием Вокиным, а деятельность его четырех внуков определила развитие поселения как одного из центров транзитной торговли. В XIX веке Куртун стал крупным центром мукомольной отрасли. Он находился на зимней трассе, которая связывала Забайкалье с Иркутском, пока не было железной дороги.
В годы гражданской войны Куртун упоминается как один из населенных пунктов, откуда белые совершали набеги, а в период коллективизации в деревне образовался колхоз. Основное занятие жителей — земледелие, животноводство, рыболовство и охота.
Численность населения деревни сейчас не превышает 70 человек.
Согдиондон
В Мамско-Чуйском районе несколько лет назад расселили поселок с красивым названием Согдиондон. Это название в переводе с эвенкийского имеет не менее поэтичное значение «долина Семи Ветров».
Согдиондон основали в 1929 году как центр по добыче огромных залежей слюды, которые здесь есть. Несмотря на то что он находился в глухой тайге, к 1970-м годам численность населения достигла почти трех тысяч человек.
Но после перестройки поселок начал умирать: люди бросали дома и уезжали, к 2000 году здесь жили 600 человек, а в 2015 году его упразднили как бесперспективный. Жители получили жилье в муниципалитетах Шелеховского и Иркутского районов, а также в поселке Мама.
Закулей
В Нукутском районе есть село на 700 жителей под названием Закулей. Оно произошло от бурятского «зухэли» — устаревшего слова, означающего шкуру жертвенного животного с головой и ногами, воздетую на длинном березовом шесте. В названии отразилось прошлое из шаманского обряда бурят.
Первоначально село состояло из нескольких бурятских улусов, располагавшихся в 2–3 километрах друг от друга. В 1899 году здесь была открыта школа, после этого улусы начали объединяться. Окончательное объединение их произошло в 1929 году, когда в селе была организована коммуна «Коминтерн». В селе развивались коневодство, молочное скотоводство и овцеводство.
Колхоз, который там организовали, стал миллионером и славился своими показателями вплоть до перестройки, а когда он прекратил существовать, жители стали заниматься подсобным и фермерским хозяйством.
Мангутай
На южном побережье Байкала расположился поселок Мангутай. Он был основан в 1860-х годах как почтовая станция на Кругобайкальском тракте.
Свое название он получил от вершины Мангутай, у подножия которой находится. Топоним происходит от бурятского «мүнгэтэй» — «серебряный».
Сейчас Мангутай — это, скорее, дачный поселок, где выращивают овощи и клубнику на продажу.
Невон
В Усть-Илимском районе на берегу реки Ангары раскинулось старейшее сибирское село Невон. Оно зародилось в соседстве с эвенкийским стойбищем в устье речки Невон в 1687 году. Возникновением село обязано воеводе Илимского уезда Федору Павлову.
Он тогда дал указание приказчику Дьяконову Григорию подобрать из числа смелых и сильных крестьян шесть семей и направить их вниз, чтобы поставить в устьях речек, впадающих в Ангару, первые избы для основания деревень. Иван Сизой с женой и сыновьями стали первыми поселенцами и основателями села. Вскоре к ним в соседство определились Григорий Анучин и Иван Антипин, которые создали семьи, взяв в жены тунгусских женщин.
Первоначальное названье селенья — «Невонское» или «У Невона камени». По мнению некоторых исследователей, название явно тунгусо-маньчжурское и в его основе могут лежать: эвенкийские «неев» — «находящийся впереди, первый», «нееван» — «сердце», «аорта», ульчское «нэвэ(н) ~ нээвэ(н)» — «безветренное место, подветренная сторона», нанайское «нэвээ» — «безветренное место, затишье».
Отметим, что ульчский и нанайский языки относятся к группе тунгусо-маньчжурских.
Кроме того, есть еще одна версия, которая заключается в том, что «невон» — это эвенкийское слово, которое переводится как «свиная голова»: если смотреть с правого берега реки Ангара, то Невонская сопка похожа на нее.
Сейчас здесь проживают около 2 тысяч человек.
Кеуль
Еще одно старое сибирское село на Ангаре носит название Кеуль. В 2015 году из него уехали последние жители, поскольку поселение попало в зону затопления Богучанской ГЭС.
Название, вероятно, кетоязычное с ассанским суффиксом -уль, которое имеет значение «вода, река» (кетский и ассанский языки относятся к енисейской группе). Но основа его неясна.
Кеуль в 1687 году основал крестьянин Михаил Беловодов, присланный из Илимского уезда вместе с женой. К началу XX столетия в Кеуле было уже 40 дворов и около 300 человек взрослого населения.
В конце 1960-х годов приехали исследовательские партии, чтобы провести работы по освоению земель для постройки нового Кеуля из-за планов по строительству Богучанской ГЭС. Село начали строить в 1971 году.
Но в 2000-х оказалось, что и этот новый Кеуль попадает в зону затопления.
Орлинга
Еще одно исчезнувшее с карты Иркутской области село — Орлинга в Усть-Кутском районе. Населенные пункты на территории поселения начали появляться с конца XVII века. Их развитие связано в первую очередь с распашкой немногочисленных удобных для ведения сельского хозяйства земель в долине Лены, а также с обслуживанием Якутского тракта.
Село получило имя по реке, на берегу которой появилось. Название, судя по суффиксу -нга, является эвенкийским, но, как и в случае с Кеулем и Тайтуркой, его основа неясна. Но в документах раньше мелькало название Оленга, что позволяет исследователям высказывать предположение о его связи с эвенкийским «оолии» — «зимующий ворон» (водится в сопках). Последующие изменения названия, возможно, шли под влиянием русского «орел» и заимствованного эвенками у русских «орло» — «орел».
Топографы отмечают, что важным обстоятельством выступало и то, что в обоих случаях речь шла о «птичьем» названии. Изменение названия произошло в 1640-х годах: в одной из отписок илимского воеводы о расселении людей в пашню река названа уже Орленгой.
Орлинга была крупнейшим селением на этих землях и к концу XVIII века стала центром Орлингской волости. В состав Усть-Кутского района село вошло в 1925 году.
В 2008 году сходом граждан было решено упразднить село, поскольку людей в нем проживало мало, а сама местность была труднодоступной.