Культура «Нужно родить детей и жить по-божески». Драматург из Черемхово подарил нам «Любовь и голуби» — история Владимира Гуркина

«Нужно родить детей и жить по-божески». Драматург из Черемхово подарил нам «Любовь и голуби» — история Владимира Гуркина

Рассказываем, как рождалось произведение, которое вошло в культурный код нашего народа, и кем был его автор

История драматурга из Черемхово Владимира Гуркина, подарившего нам пьесу и фильм «Любовь и голуби»

Российский драматург и сценарист Владимир Гуркин не был уроженцем Черемхово, но в этом городе его буквально боготворят. Его именем был назван драматический театр, перед входом в который расположился бронзовый Гуркин в компании своих известных коллег — Александра Вампилова и Михаила Ворфоломеева. Неподалеку организовали сквер в честь одного из самых известных произведений драматурга, которое сделало его имя бессмертным, — «Любовь и голуби». Один из домов украшен муралом с изображением писателя. Рассказываем историю земляка, ставшего автором бессмертной классики.

«Пусть дядя Паша с нами живет»

Владимир Гуркин родился в селе Васильево Молотовской области (ныне это Пермский край) в семье санитарки и рабочего. В упомянутой выше пьесе одна из героинь рассказывала, что назвала сына Володей — в честь Ленина, «чтобы умный вырос». Эта история — из жизни самого драматурга. По крайней мере, он рассказывал об этом в одном из интервью.

Гуркина воспитывал отчим, к которому будущий драматург относился с теплотой и нежностью, называя его своим отцом. История его знакомства с матерью писателя была крайне необычной. Их свел маленький Володя, а случилось это в Хабаровске, где в те годы работала мать.

— Мальчик Вова начал говорить очень рано, был ребенком общительным, любил смотреть, как работают солдаты. Подружился с одним из них, Павлом Гуркиным, привел его домой и сказал матери: «Пусть дядя Паша с нами живет». И Павел женился на его маме, усыновил Володю, занимался его воспитанием, помогал в учебе, — вспоминала краевед Татьяна Ковальская.

Когда Володе было семь лет, Гуркины переехали в Черемхово, где жил брат отчима. Молодой семье дали квартирку в бараке на окраине города на улице Тургенева. Чуть позже родители купили половину двухквартирного дома на улице Гастелло (он сохранился по сей день).

В Черемхово установлен памятник трем драматургам, чьи судьбы были связаны с городом — Владимиру Гуркину (слева), Александру Вампилову (справа) и Михаилу Ворфоломееву

Времена, на которые пришлось детство драматурга, были непростыми, но интересными.

— Мама была санитаркой в больнице, потом закончила курсы в Иркутске, дезинфектором работала. Папа — угольщик, всю жизнь на шахте. У него всего четыре класса образования, у мамы — семь. Окружающие? Я вырос среди зэков, где-то 70-75% — бывшие заключенные. В нашем бараке только два-три мужика не сидели. Среди этих людей было и пьянство, и драки, и поножовщина, на топорах рубились — черт-те что было. Но в то же время, попробуй-ка мальчишка закури при них — исключено! А попал в беду, пусть чужой ребенок, и мужики, и бабы не дадут пропасть, чем могут, помогут. А не дай Бог, нашего обидит где-то кто-то… — рассказывал драматург в интервью газете «Утро».

После окончания школы Гуркин поступил в Иркутское театральное училище на актерское отделение. Одной из его дипломных работ была роль начинающего драматурга Константина Треплева из пьесы Антона Чехова «Чайка». Интересно, мог ли он тогда представить, что она окажется пророческой?

Владимир Гуркин на сцене театра (слева)

Отучившись в Иркутске, Владимир Гуркин ушел в армию, служил в войсках противовоздушной обороны, но впоследствии вернулся в театр. Сначала был иркутский ТЮЗ, затем молодого актера позвали в Омск. Уехал он туда не один, а с женой Людмилой, которая была его однокурсницей в училище.

В Омске Гуркины прожили семь лет. Здесь Владимиру хорошо работалось с главным режиссёром, с товарищами по сцене. Появились настоящие друзья. И что особенно важно отметить, в Омске состоялся драматургический дебют Владимира Гуркина, он написал пьесу «Андрюша» («Зажигаю днем свечу»). Главный режиссер театра Артур Хайкин принял пьесу к постановке в 1980 году, отредактировал «во имя партийной власти». Спектакль был сыгран на омской сцене 13 раз, после чего «крамольную» пьесу сняли из репертуара. Партийные органы сочли героя пьесы, журналиста Андрюшу, аморальным пьяницей, потребовали убрать пьесу из репертуара как вредно действующую на молодежь.

А еще здесь же Гуркин написал пьесу «Любовь и голуби», которая впоследствии принесет ему всенародную славу. Как и многие другие произведения, написана она была «с натуры». В основу легли воспоминания из жизни, персонажи — люди, которые окружали Гуркина (родственники, друзья, соседи).

— Все, что я написал, а написал я совсем немного — восемь или девять пьес, — все имеет отношение к моей жизни, к моему опыту, к моим занятиям. Я ничего не придумывал. Художественно обрабатывал — да, но чтоб сочинять… И не получилось бы, если бы сочинял.

А вообще, «Любовь и голуби» — это история друзей моих родителей, но характеры я взял отца и матери. Мне было любопытно: а как бы мама, папа повели себя в этой ситуации? Почему двое, у которых нет никого роднее друг друга, должны расстаться? Что их расставание для детей? Ведь они чуют сердцами, что какая-то несправедливость существует, когда мама с папой уходят в разные стороны. Как это может людей не волновать? Сваи, на которых держится здание семьи, эти же люди сами, как короеды, подтачивают. Зачем они это делают? А есть какая-то странная надежда на другую, тайную жизнь — вдруг лучше будет? Вдруг то, что есть, не настоящее? Очень многих это точит.

А смысл всего, на мой взгляд, только в одном: нужно встретиться мужчине и женщине, нужно родить детей и жить по-божески, — рассказывал драматург.

Любовь, голуби и слава

Пьесу оценили в театральных кругах. Она дошла до московского «Современника», где ее увидел Владимир Меньшов. Режиссер, который до этого уже прославился картиной «Москва слезам не верит» (в 1981 году она получила премию «Оскар»), искал новые идеи и сюжеты.

— Был дневной спектакль (кажется, ноябрьские праздники в 1982 году). Мы с Верой (Алентовой, актрисой и супругой Меньшова. — Прим. ред.) пошли смотреть. И вдруг случилось чудо такого потрясения театрального, очень мощного. Актеры не самые знаменитые на сцене — Гена Фролов, Нина Дорошина. В спектакле Тульчинский играл Васю, Галя Петрова играла Людку, Василий Мищенко Леньку. Поэтому ничего особенного не ожидалось. Что-то из деревенской жизни началось… Но вдруг властно захватило душу. И вот начинается смех, потом в слезы бросает — все положенные реакции как бы незапланированно возникают. Ты пришел совсем не потрясаться, а посмотреть очередной рядовой спектакль «Современника», и вдруг получилось это чудо, — вспоминал Меньшов.

Фрагмент спектакля по пьесе «Любовь и голуби», поставленный в «Современнике»

Гуркина очень смутило то, с каким интересом известный режиссер отнесся к его произведению. Тот даже приехал в Омск и уговорил автора пьесы, что ее нужно адаптировать под съемки. После этого начался подбор актеров. Роль Нади осталась за Ниной Дорошиной (она же играла ее и в постановке «Современника»). Меньшов называл ее работу гениальной.

С Василием было сложнее. Пробы проходили Виктор Борцов, Николай Лавров, Борис Сморчков, Сергей Юрский, но все было не то. И только когда в кабинет зашел Александр Михайлов, он сказал: «Так вот он какой — Вася!» Его утвердили, а Юрский получил не менее яркую роль дяди Мити. Его бабу Шуру сыграла настоящая жена актера — актриса Наталья Тенякова. Это была одна из самых интеллигентных пар Северной столицы, поэтому особенно удивительно, насколько убедительно они сыграли деревенских жителей. На момент съемок «бабе Шуре» было всего 40 лет, а «дяде Мите» — 49.

Фотография со съемок фильма «Любовь и голуби»

На роль разлучницы Раисы Захаровны Меньшов пригласил Людмилу Гурченко. Актрисе настолько подходил образ экстравагантной особы, что ему пришлось дописывать дополнительные сцены конкретно под нее.

Изначально фильм планировалось снимать в Сибири, на Байкале, но с выбором площадки возникли сложности. Во-первых, наш регион оказался слишком удален для большинства актеров, согласовать переезды с их съемками в других проектах было бы очень сложно. Во-вторых, Меньшова поразила разруха, которую он увидел здесь. В итоге для съемок выбрали живописное местечко в Карелии — окраину города Медвежьегорск, где возле реки Кумса нашелся дом, очень похожий на сибирский.

Во время проверки в Госкино фильм подвергся серьезной критике. Чиновникам не понравилась уж слишком простая манера общения и огромное количество сцен с выпивкой. Меньшов бился за картину до последнего, из-за чего она долгое время пролежала на полке. Но когда фильм вышел в показ, он стал, как сейчас бы сказали, бестселлером — его посмотрело более 44 миллионов человека.

Владимиру Гуркину итоговый вариант не понравился, но со временем он изменил мнение и заявил, что «теперь там все родное».

Многие зрители наверняка вспомнят и кадры, показанные в этом ролике, и диалоги героев

«Счастье — когда пишется»

В Москве Гуркин работал в литературной части театра «Современник». Его произведения ставили в столице, Омске (там же он впоследствии возродит творческую лабораторию), Санкт-Петербурге. Драматург часто ездил по стране, работал с молодыми авторами. Чуть позже судьба связала его со знаменитым Олегом Ефремовым — Гуркин был помощником режиссера в МХТ имени Чехова.

По его словам, успех пьесы и фильма «Любовь и голуби» на нем никак не сказался. Не было ни зашкаливающей гордости (как говорил сам автор: «шапка с меня не падает»), ни огромных гонораров.

— Ни одному приличному драматургу слава не принесла денег, я это заявляю с полным основанием как председатель секции драматургов Союза театральных деятелей России. Ну да не в деньгах же счастье! Любой мужик скажет, что счастье — это «чтоб хотелось и моглось». А для меня, добавлю, счастье — когда пишется, когда удается с хорошими людьми за столом посидеть, пообщаться, — говорил он.

В конце 80-х — начале 90-х годов Гуркин еще не раз работал и с киносценариями. Фильмы не имели такого оглушительного успеха, как «Любовь и голуби», но некоторые из них даже участвовали в международных кинофестивалях (как, например, картина «Роковые яйца» по мотивам одноименной повести Михаила Булгакова, ее показывали на ведущих российских смотрах и на фестивале в немецком Коттбусе).

А еще у него было несколько эпизодических ролей в кино. Телезрителям середины нулевых наверняка запомнился его колоритное исполнение милиционера Бориса Борисыча Песочникова в сериале «Сыщики». Тогда его партнерами по съемочной площадке стали Борис Щербаков, Леонид Куравлев и Сергей Степанченко.

Владимир Гуркин появлялся в эпизодических ролях в кино

В последние годы жизни Гуркин стал плотно работать с черемховским театром, где были поставлены пьесы «Любовь и голуби», «Прибайкальская кадриль», «Веселая вода печали» («Саня, Ваня, с ними Римас») и «Плач в пригоршню». За все время в городе более 400 раз представили постановки Гуркина. Его вклад в местную культуру не остался незамеченным — драматургу присвоили звание почетного гражданина Черемхово и Черемховского района.

Владимир Гуркин страдал от онкологии — у него был рак легкого. За неделю до смерти, предчувствуя ее близость, драматург исповедовался и причастился. Его не стало 21 июня 2010 года. Похоронили Гуркина в городе, который он считал родным — в Черемхово. Его могила расположилась рядом с местом захоронения отчима, которого писатель считал по-настоящему родным и близким человеком.

Уже после смерти в Черемхово стали проводить фестивали имени Гуркина под названием «Театральная провинция». В город угольщиков съезжаются коллективы из небольших российских городов. Фестиваль позиционируется как место, где актеры могут представить постановки про людей и для людей. Это отличало творчество самого Владимира Гуркина.

Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Утром жить совсем не хочется». Как журналист «ИрСити» пытается превратить себя из совы в жаворонка
Алёна Кашпарова
журналист ИрСити
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
Портал в прошлое и жизнь без интернета: что сейчас представляет собой Диксон — это самый север России
Анонимное мнение
Мнение
«Не сушите на батареях»: советы мастера — как не убить обувь осенью и зимой
Роман Тамоян
мастер центра по реставрации обуви
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления