Экология Всё о Байкале Домики должны были снести. На Ольхоне возобновит работу турбаза, которую закрыли по суду 5 лет назад

Домики должны были снести. На Ольхоне возобновит работу турбаза, которую закрыли по суду 5 лет назад

Тогда речь шла о нарушении экологического законодательства

Домики должны были снести. На Ольхоне возобновит работу турбаза, которую закрыли по суду 5 лет назад

Турбаза «Байкалов Острог» является одним из крупнейших комплексов на острове Ольхон. Считается, что именно здесь был реализован проект первых на Малом море локальных очистных сооружений. Турбазу построили 11 лет назад. Больше 4,5 года она стояла закрытой, так как в 2019 году суд потребовал снести домики. Но решение до сих пор не исполнено. Недавно стало известно, что гостиничный комплекс возобновляет работу с лета 2024 года. Редакция «ИрСити» выяснила, так ли это и почему турбазу, владельцев которой обвиняли в загрязнении байкальской воды, так и не убрали с берега озера.

«Байкалов Острог» можно найти в перечне мест размещения туристов на сайтах многих туроператоров, в том числе и иркутских, но цены на них указаны неактуальные. На сайте турбазы тоже пока опубликован старый прайс-лист, в котором указана стоимость проживания за 2018 год. Зато телефоны работают — на звонок отвечают сотрудники, которые готовы зарегистрировать заявку на бронь номера. В скором времени, обещают они, планируется опубликовать актуальные предложения по ценам.

Как рассказали в компании, турбазу планируется открыть «в 20-х числах июня». Сейчас идет подготовка к летнему сезону, но успеть к его началу не получается из-за холодов. Основные работы запланированы на май-июнь. Предполагается, что комплекс будет работать до октября включительно. Есть планы принимать гостей и в зимний сезон 2025 года — в феврале и марте.

Сейчас в «Байкаловом Остроге» насчитывается около 200 номеров, все благоустроенные — внутри есть санузлы вместе с душем и туалетом. Форматы разные: стандарт, люкс, сьют (то есть повышенной комфортности).

«Стандарты» самые востребованные, говорит представитель компании. Это двухместный номер — кровать либо общая, либо раздельная. Возможно дополнительно поставить диван, если, например, пара едет с ребенком. В комнатах есть телевизоры, сейфы. На двоих «стандарт» будет стоить 8500 рублей за сутки. Люкс сильно дороже — 15 тысяч рублей, сьют, рассчитанный на группу до пяти человек, — 30 тысяч рублей. Если потребуется дополнительное место, то еще плюс 2500 рублей. Детям до 10 лет полагается скидка в 10%. При этом завтраки включены в стоимость проживания.

Предусмотрены дополнительные услуги, например комплексный обед или ужин, конечно, за отдельную плату — по 1500 рублей. Есть русская баня, в которой может париться до восьми человек, — не менее 2 часов обойдется в 5 тысяч рублей. Отдельно оплачиваются банные веники, аренда мангала с шампурами, уголь, жидкость для розжига, стол, две лавочки на природе и так далее. Бесплатно можно пользоваться библиотекой, спортплощадками, лодками и катамаранами, а также автостоянкой.

Где находится «Байкалов Острог»

Турбаза «Байкалов Острог» занимает большую территорию в 2,5 гектара на самом берегу Байкала, в стороне от поселка Хужир. Она считается самой крупной на острове. Принадлежит объект иркутской компании «Сергит», которой владеет бизнесмен Олег Кузнецов.

По информации интернет-издания «Люди Байкала», он родился в Иркутске, с семьей часто бывал на озере. Когда вырос, занялся строительством, проработал в общей сложности 30 лет в Иркутске и Бодайбо. У него была подрядная организация, которая строила различные объекты: жилые дома, мебельные фабрики, овощехранилища, производственные помещения и цеха для Иркутского авиазавода.

Олег Кузнецов, владелец «Байкалова Острога»

Идея построить турбазу у Кузнецова появилась в 2006 году, он привлек партнеров, вместе они нашли инвестора и взяли кредиты. Общая стоимость проекта не уточнялась, указывалось только, что было вложено более 100 миллионов рублей, эти инвестиции не окупились.

Год ушел на подбор участка. В итоге бизнесмен остановил свой выбор на том месте, где были первые поселения на острове. Раньше здесь располагались цеха рыбзавода, но в 1956 году, после строительства ГЭС, уровень Байкала поднялся на метр, рыбзавод переместился в другое место.

В 2007 году администрация Ольхонского района передала землю под строительство гостиничного комплекса. Участок зарегистрировали в Росреестре. Для этого Кузнецов получил справку, что территория не входит в состав Прибайкальского нацпарка. На это он указывал во всех своих интервью.

Строительство заняло 5 лет — с 2008-го по 2013-й. Как следует из данных публичной кадастровой карты, турбаза занимает три земельных участка, которые зарегистрированы как земли населенных пунктов, а вид разрешенного использования — для строительства гостиничного комплекса. По информации Росреестра, договор об аренде на 49 лет заключен в 2013 году.

В одном из своих интервью Кузнецов признаётся, что турбаза стоит в 50 метрах от воды, то есть в водоохранной зоне.

— До 2015 года этой водоохранной зоны не было, мы построились до 2015-го, а закон обратной силы не имеет, — подчеркивал Олег Кузнецов журналисту Алексею Пивоварову* (признан в РФ СМИ — иностранным агентом в 2022 году).

Объект сделан по схеме казачьего острога: в центре большое сооружение с частоколом, вокруг которого возведены остальные здания. При этом были созданы одни из первых на Малом море локальных очистных сооружений (ЛОС). Технологию Олег Кузнецов изучал в других регионах. Всего в «Остроге» работало пять очистных систем, каждая стоит около 1,5 миллиона рублей и может обслужить по 100 человек, подчеркивали «Люди Байкала». Кроме того, утверждалось, что турбаза дала многим местным жителям рабочие места.

Видео от 2019 года — Олег Кузнецов показывает, как работают очистные

В 2013 году открыть турбазу полностью не удалось — не хватило денег. Некоторые помещения доделывались в течение нескольких последующих лет. И полностью турбаза заработала только в 2017 году.

— В 2018 году всё перевернулось, — рассказывал Олег Кузнецов иркутскому журналисту Павлу Степанову. После того как созданное в том году новое ведомство — Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура — подало иск, выяснилось, что весь остров входит в Прибайкальский нацпарк, в том числе и земли населенных пунктов.

Вид на турбазу в 2014 году

Турбазу проверяли всё время ее существования, заверяет Кузнецов. Одну из таких проверок провели в 2016 году сотрудники Западно-Байкальской природоохранной прокуратуры вместе со специалистами Лимнологического института СО РАН. Они исследовали состояние воды на выходе из очистных сооружений самых крупных баз на Ольхоне, в том числе и «Острога». После проверки Кузнецов получил претензию о том, что очистные не очищают воду до норматива, а стоки бесконтрольно сбрасываются в грунт. Как сообщил «АИСТ», нормативные показатели в сточных водах были превышены в 100 тысяч раз. Прокуратура обязала Кузнецова подготовить паспорт отходов и снабдить ЛОСы дополнительными ступенями очистки: озонированием и ультрафиолетом. Все необходимые лампы, заверял бизнесмен, были установлены.

В 2018 году на турбазу вновь пришла проверка. В свою очередь, Кузнецов пригласил сотрудников санэпидемстанции, которые взяли пробы воды в двух местах: в очистных после очистки и в Байкале, в 30 метрах от пляжа турбазы. Приглашенные эксперты выяснили, что вода соответствует всем нормативам и требованиям. Но природоохранная прокуратура подала в суд, и в августе того же года было принято решение о приостановке работы турбазы. Ведомство требовало предоставить разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию 18 жилых и 12 подсобных построек. Но, по мнению Кузнецова, эти документы нужны, если возводится капитальное строение, а домики «Байкалова Острога» таковыми не являются.

Домики на территории турбазы

На тот момент в «Байкаловом Остроге», по данным «Людей Байкала», отдыхало 260 туристов, часть из них — группы из Китая и Кореи. В один день к воротам турбазы подъехали автомобили, из которых вышло около десятка человек в черных масках и с автоматами, вместе с ними были и судебные приставы. Сотрудники прошли на территорию комплекса и попросили туристов покинуть турбазу. Через неделю Кузнецов добился отмены обеспечительных мер — комплексу дали доработать летний сезон.

После этого природоохранная прокуратура уточнила, что турбаза находится в водоохранной зоне и в центральной экологической зоне озера Байкал, где запрещено было строить туристические объекты. И Ольхонский суд вынес решение снести турбазу. В судебном акте уточнялось, что «Байкалов Острог» находится на землях нацпарка, а ими распоряжается Минприроды России. Это ведомство не выдавало Кузнецову разрешения на строительство. А документ, который бизнесмен получил от районной администрации, в 2013 году был отменен. Кроме того, по мнению суда, турбаза была построена без проектной и исполнительной документации и без прохождения государственной экологической экспертизы. К тому же во время прокурорских проверок выявились нарушения пожарной безопасности.

В марте 2019 года областной суд подтвердил решение первой инстанции и обязал собственника снести турбазу, а именно 39 построек, в течение года. В августе туристам, которые там отдыхали, все-таки пришлось выехать, а турбазу отключили от электричества.

Пытаясь оспорить вердикт о сносе домиков, бизнесмен дошел до Верховного суда, который не стал рассматривать дело. Объекты стояли почти 5 лет.

— Мы считаем, что это несправедливое решение, что мы не находимся в национальном парке, мы находимся в посёлке Хужир, который никогда не входил в национальный парк. Вопрос этот окончательно не решён, — объяснял Олег Кузнецов московскому журналисту Алексею Пивоварову* в 2021 году, почему не стал сносить турбазу.

По словам Кузнецова, в части сноса построек законодательство сильно изменилось — теперь, чтобы убрать домики, бизнесмен должен создать проект, пройти с ним экспертизу, после этого нанять специализированную организацию, состоящую в СРО. Если Кузнецов сам своими силами решит сносить турбазу, на него могут завести уголовное дело.

— Мы продолжаем судиться. Не оставляем надежды это дело отсудить, — говорил бизнесмен в интервью иркутскому журналисту Павлу Степанову.

В 2022 году представители компании «Сергит» пытались направить дело о сносе «Байкалова Острога» на пересмотр, но Ольхонский районный суд в этом отказал. Защитники указывали на новые федеральные нормативно-правовые акты, которые якобы меняли подходы к признанию построек самовольными. В частности, устанавливалось, что Хужир не входит в границы особо охраняемой территории, а расположен на землях населенных пунктов, которыми может распоряжаться муниципалитет. Более того, было принято постановление правительства России, которое не запрещает туристическую деятельность и строительство объектов в центральной экологической зоне Байкала. Но, по мнению суда, все эти изменения в законодательстве не меняют того, что домики на турбазе признаны самовольной постройкой. К таким же выводам пришли и последующие инстанции.

Кроме того, в арбитражном суде находятся два иска, связанных с Кузнецовым. Один от ООО «Сергит» о взыскании с нацпарка и Минприроды РФ солидарно 14,4 миллиона рублей. Второй сразу от четырех истцов, три из них — туристические компании Олега Кузнецова. В их пользу с Минприроды РФ, нацпарка и администраций Ольхонского района и Хужира взыскивается в общей сложности почти 340 миллионов рублей. Но рассмотрение исков было приостановлено до решения Ольхонского суда о прекращении исполнительного производства. При этом уточняется, что если такое решение действительно будет, то вопрос взыскания убытков вообще «станет нецелесообразным», ведь строения будут сохранены.

А в конце 2023-го компания решила оспорить изменение границ Прибайкальского нацпарка, в которые были включены земли поселка Хужир. Дело еще рассматривается в арбитраже.

Как получилось решить вопрос со сносом домиков, выяснить не удалось. «Да, было принято решение [о сносе объектов], но, видимо всё разрешилось», — заметил представитель турбазы. Владелец «Байкалова Острога» Олег Кузнецов в разговоре с журналистом «ИрСити» вообще отказался комментировать ситуацию. «На эту тему я не буду разговаривать. Я не знаю, кто вы, по чьему заказу вы звоните», — сказал он.

В Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуре в ответ на запрос «ИрСити» констатировали: «В настоящее время объект не функционирует». В ведомстве подчеркнули, что прокуратура «на постоянной основе обеспечивает надзор за исполнением судебных решений, связанных с устранением нарушений природоохранного законодательства».

— Межрегиональной природоохранной прокуратурой руководитель указанного объекта рекреации предупрежден о недопустимости его эксплуатации до выполнения экологических требований, предъявляемых к рекреационной деятельности, — подчеркивается в документе.

* Алексей Пивоваров признан в РФ СМИ — иностранным агентом в 2022 году.

Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY2
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
12
ТОП 5
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Никто не спрашивает мать: „Как вы?“». Иркутянка рассказала, через что прошла, когда ее сын решился на самое страшное
Анонимное мнение
Мнение
«Чувствовала себя поэтессой на морях». Иркутянка второй год ездит в Сочи в ноябре — она рассказала, почему ей нравится там вне сезона
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Утром жить совсем не хочется». Как журналист «ИрСити» пытается превратить себя из совы в жаворонка
Алёна Кашпарова
журналист ИрСити
Рекомендуем
Объявления