Неделю назад СМИ сообщили о «вооруженном захвате» предприятия «Дулисьма» в Киренском районе. В частности, было опубликовано видео, на котором вооруженные люди выстраивают рабочих лицом к стене. Временный управляющий Александр Золотухин на пресс-конференции 21 сентября заявил, что подобные публикации далеки от действительности, и назвал их «информационным шумом». Он также сообщил, что к данному моменту на месторождение вертолетами были доставлены более 250 человек, которые занимаются строительством трубопровода для изъятия нефти из резервуаров.
— То, что крутится в большинстве каналов, с действительностью не имеет ничего общего. Инфоповод для того, чтобы скрыть основную проблему, а это добыча нефти без уплаты налоговых платежей. А всё остальное — это информационный шум, — заявил Золотухин.
Он определен временным управляющим НК «Дулисьма» 15 сентября 2022 года в связи с тем, что предприятие было признано банкротом. Он запрашивал у руководства компании информацию о том, как ведется деятельность, но ответа не получил. Параллельно ему поступили сведения от контролирующих органов о том, что на расчетные счета компании не поступают деньги, хотя, со слов работников, он знал, что промысел не останавливался.
Известно, что по иску Генпрокуратуры Замоскворецкий суд принял обеспечительные меры, в соответствии с которыми органам управления запрещено отгружать нефть без оплаты, увольнять работников, вносить лицензии в уставный капитал дочерних структур, а также наложен арест на всё движимое и недвижимое имущество. То есть, по словам Золотухина, на счета и нефть арест не накладывался, предприятие могло добывать нефть и получать деньги.
Тогда Золотухин сделал запросы в ПАО «Транснефть», в котором ответили, что в систему трубопроводов компании отправляет нефть ООО «Приленское» (у него бенефициар, по данным управляющего, тот же, что и у «Дулисьмы», то есть Алексей Хотин). Оказалось, что у «Дулисьмы» добыча составляет ноль, а у «Приленского» — выросла с 15 до 70 тысяч тонн в месяц. Это при том, что, по ответам из Федеральной налоговой службы, «Приленский» имеет восемь скважин, а «Дулисьма» — 300, из них 75 работает.
— Я предположил, что есть некая продажа нефти «Приленскому» без денег, либо оформление под «Приленское» всех объемов нефти «Дулисьмы», чтобы обойти обеспечительные меры Замоскворецкого суда, — заметил Золотухин.
Тогда по заявлению временного управляющего арбитражный суд запретил руководству «Дулисьмы» без письменного согласия Золотухина подавать заявки на транспортировку ресурсов в систему «Транснефти», а «Транснефти», в свою очередь, — запретил принимать такие заявки на прокачку нефти.
Кроме того, Золотухин заявил в ФССП о том, что с «Дулисьмы» происходит отгрузка нефти в обход обеспечительных мер. Суд разъяснил ФССП, что арестованное имущество может быть передано временному управляющему, если на это есть основания.
7 сентября Золотухин вместе со своими юристами, судебными приставами и сотрудниками ЧОПа прилетел на территорию предприятия, чтобы провести опись арестованного имущества и передать его на ответственное хранение временному управляющему. В этот и следующий день работникам объяснили, что происходит. «Начались вбросы о том, что предприятие перестанет функционировать. Мы созвали собрание, на котором объяснили, что велика вероятность, что предприятие станет государственным и будет дальше функционировать, потому что нефтяники в принципе обанкротиться не могут, так как это стратегически важно», — уточнил Золотухин. Все три дня — с 7 по 9 сентября — судебные приставы проводили свою работу. А утром 10-го прилетел вертолет, на борту которого находились три гражданина, работающих по доверенности генерального директора «Дулисьмы», двое полицейских. Вместе с ними были также 18 человек, которых «представили как рабочих, которые приехали строить нефтепровод».
После переговоров вечером 10 сентября Золотухин улетел сначала в Усть-Кут, затем — в Иркутск, а уже после — в Москву. После этого на территорию «Дулисьмы» прибыло еще четыре вертолета с так называемыми работниками, которые «вечером оделись в балаклавы и заблокировали приставов, юристов и ЧОП в здании общежития, отключили свет, тепло, перегородили машинами и пытались устроить провокации». Такая ситуация сохранялась 11 сентября. Тогда судебные приставы обратились в Росгвардию с просьбой выделить им сотрудников спецподразделений для обеспечения безопасности. Бойцы СОБРа и ОМОНа прибыли 12 сентября. И уже 13 сентября приставы продолжили опись имущества.
— Приставов заблокировали в здании конторы, оба выхода, СОБР находился в территории расположения. Кто кому подал сигналы, не знаю, но те обстоятельства, когда разгон блокировщиков и по стойке смирно у стены выстроили — вот и пошел разгоняться по интернету этот ролик с указанием того, что я привез вооруженных бойцов, которые стреляли по работникам, выставляли их к стене. Всё было немного не так. Поскольку обеспечивали работу и безопасность судебных приставов, [сотрудники СОБР] вынуждены были применить спецсредства, при этом никто из провокаторов не пострадал. Да, получили некий дискомфорт, но на этом в принципе провокации массовые закончились, — рассказал Золотухин.
По его словам, после этого «началась подрывная деятельность». Было создано три кордона. «Реальные противотанковые рвы высотой в два человеческих роста, чтобы автомобильный транспорт не мог туда проехать», — заметил Золотухин. По его мнению, это сделано для того, чтобы нельзя было доставить туда продукты.
По оценкам Золотухина, на месторождение «нагнали» уже более 250 человек. Находятся они в «нечеловеческих условиях».
— При объезде сотрудники ЧОП установили, что ускоренными темпами строится трубопровод 200-го диаметра — от территории нефтепромысла в сторону зимника. Это делается для того, чтобы реверсным порядком можно было выкачать нефть из резервуаров. Приставы установили, что все емкости на установке подготовки нефти и приемо-сдаточном пункте заполнены нефтью. Вчера и сегодня там работают эксперты, чтобы установить, что это: нефть или подкрашенная вода. По словам самих работников, это нефть, которая подготовлена для транспортировки, — пояснил временный управляющий.
Об этом он написал заявления в ФСБ, Генпрокуратуру и МВД России.
По данным «Контур.Фокуса», нефтяная компания «Дулисьма» образована в 2008 году, зарегистрирована в Москве. По итогам 2022 года компания получила выручку в 15,2 миллиарда рублей, что на 2 миллиона меньше, чем годом ранее. А чистая прибыль выросла почти в 10 раз, до 21,5 миллиона рублей. До 2022 года учредителями являлись кипрское «Юралс Дулисьма Лимитед» и «Ленская транспортная компания» из Усть-Кута. В 2016-м компания вошла в топ-600 крупнейших предприятий в России.
В сентябре 2022-го НК признали банкротом, введена процедура наблюдения. Истцом выступила ФНС, а сумма исковых требований составила 13,2 миллиарда рублей. Это был уже второй иск налоговиков. По первому, поданному в 2021 году на сумму 11,1 миллиарда рублей, апелляционный суд прекратил производство. Другим крупным кредитором «Дулисьмы» является Россельхозбанк, который ходатайствовал о вступлении в дело о банкротстве в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Однако суд отказал ему в удовлетворении ходатайства. По данным СМИ, РСХБ в 2014 и 2016 годах выдал компании кредиты на 80 млрд рублей.
Банк «Югра» в лице Агентства по страхованию вкладов (АСВ) также пытался банкротить «Дулисьму». Основанием для заявления послужила задолженность компании по 12 договорам поручительства, заключенным банком и НК «Дулисьма» в 2017 году для обеспечения исполнения обязательств «Саратовнефтедобычи» перед «Югрой». Однако суд прекратил производство по этому заявлению.
Компания «Приленский» создана в июне 2021 года и зарегистрирована в Москве. Среди учредителей фирмы значится компания «Киренский», которая выступала соответчиком по делу о взыскании убытков с экс-руководства банка «Югра», который принадлежал владельцу «Дулисьмы» Алексею Хотину. Предприниматель, по информации «Интерфакса», проходит по уголовному делу о растрате в банке «Югра» на сумму 7,5 миллиарда рублей, у которого ЦБ отозвал лицензию в 2017 году.
Дулисьминское нефтегазоконденсатное месторождение — крупное месторождение, расположено в Катангском районе Иркутской области в 90 километрах от города Киренска. Глубина залегания нефтегазоносного горизонта — 2,48 тысячи метров. Проектная мощность — 450 тысяч тонн нефти в год, при этом имеются перспективы на доразведку месторождения.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.