Правительство России не утвердило площадку в районе деревни Позднякова для строительства нового аэропорта Иркутска, хотя в 2022 году региональные власти согласовали эту территорию с Минобороны. Мы узнали у эксперта, сколько еще можно использовать старый аэропорт и что нас вообще ждет.
О позиции федерального кабмина вчера сообщил губернатор Иркутской области Игорь Кобзев.
— В последние годы активно обсуждался вопрос переноса в деревню Позднякова. Эту площадку согласовало Министерство обороны Российской Федерации, но на уровне Правительства Российской Федерации она не утверждена. У этого места имеется ряд недостатков для размещения аэропорта. Из-за ее удаленности от транспортных путей и инженерных коммуникаций общие затраты на его строительство могут достичь 200 миллиардов рублей, поэтому мы ищем альтернативы этой площадке, — написал глава региона в своем Telegram-канале.
Очередная отсрочка в строительстве нового аэропорта может серьезно повлиять на экономическое развитие Иркутска, считает директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.
— Устаревший аэропорт ограничивает возможности приема современных крупных самолетов, что приводит к снижению количества международных рейсов и уменьшению транспортной доступности региона. Это, в свою очередь, может негативно сказаться на притоке инвестиций и уровне развития туризма, увеличивая расходы на поддержание старой инфраструктуры, — подчеркнул эксперт.
По его мнению, строительство нового современного аэропорта может поспособствовать улучшению транспортной доступности и развитию международных отношений. В качестве успешного примера эксперт назвал аэропорт Платов в Ростове-на-Дону, который открыли в 2017 году. Платов, по словам Кабакова, стал важным хабом, увеличив пассажиропоток и простимулировав бизнес.
Чтобы проект нового авиаузла был успешным, нужно соблюсти несколько факторов, считает эксперт. Во-первых, площадка должна располагаться на безопасном расстоянии от города, чтобы минимизировать шум и экологические риски. Во-вторых, нужно учитывать погодные условия, избегать районы с частыми туманами и в принципе сложными метеоусловиями. А ключевую роль играет доступность инфраструктуры — близость к автодорогам, электрическим сетям и логистическим маршрутам региона станет преимуществом.
— Однако Иркутск может использовать старый аэропорт еще 5–10 лет, хотя это приведет к ухудшению условий и снижению конкурентоспособности региона. Старая инфраструктура потребует все больших затрат на ремонты и модернизацию, что будет менее рентабельным. В итоге это ограничит экономическое развитие, создавая упущенные возможности в области торговли и промышленности, — резюмировал Ярослав Кабаков.
Иркутский аэропорт входит в двадцатку крупнейших в России, но уже не справляется с растущим турпотоком. Он был передан в областную собственность в 2015 году на условиях государственно-частного партнерства для модернизации существующего авиаузла и строительства нового. Но до сих пор это поручение президента не исполнено.
Площадку для размещения нового аэропорта согласовали с Минобороны только в 2022 году. После этого стало известно, что власти рассчитывают начать строительство нового аэропорта Иркутска в 2028 году, на это уйдет три года. Торги по выбору инвестора планировалось объявить в 2023 году, но этого не произошло.
В конце июля 2023-го помощник президента РФ Игорь Левитин при посещении Иркутска заметил, что «Позднякова остается как перспективный вариант», а сейчас нужно сосредоточиться на модернизации действующего аэропорта, в частности на строительстве нового терминала «под прилет». Также он предложил построить вторую взлетно-посадочную полосу.
В то же время к концу года должен открыться новый временный терминал под прилет и багажное отделение. Его стоимость — около 600 миллионов рублей.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.