Заксобрание Иркутской области сегодня утвердило в первом чтении бюджет региона на 2025–2027 годы. При этом спикер ЗС Александр Ведерников довольно жестко раскритиковал работу правительства по прогнозированию поступлений и заявил о скрываемых доходах. По его данным, в последние три года «мимо закона о бюджете» прошло по 20 миллиардов рублей ежегодно.
Как следует из принятого в первом чтении законопроекта, доходы в 2025 году составят 260,6 млрд рублей, расходы — 285,9 млрд рублей, дефицит бюджета — 9,8%. Порядка 68% — это расходы на социальную сферу.
Перед тем, как принять бюджет на следующие три года, Ведерников усомнился в правильности прогнозирования доходов бюджета Иркутской области. Он спросил, в какую сумму оцениваются поступления по итогам 2024-го. По данным Минфина — в 245 миллиардов рублей, в 2025-м они вырастут на 11 миллиардов рублей. Министр Наталия Бояринова подчеркнула, что сегодня спрогнозировать доходы невозможно из-за того, что неизвестно, в каком объеме регион получит налог на прибыль.
На это спикер Заксобрания подчеркнул, что в предыдущие три года «факт» был больше в среднем на 20 млрд рублей, чем «закон».
— Если больше в этом году не будет уточнений областного бюджета [2024 года], то мы опять увидим превышение на десятки миллиардов факта над законом, который сегодня уже утвержден и действует. А вы предлагаете [в 2025 году] плюс 10 миллиардов к этому году — то есть, по сути, вы нам предлагаете снижение доходов бюджета. Цифры, которые вы нам показываете, будут меньше факта 2024 года, — заявил Ведерников.
«Я как опытный финансист, так же как и вы, очень надеюсь, что наши доходы будут выше, чем мы прогнозируем», — заметила Бояринова. И напомнила, что дефицит бюджета 2024 года составляет 34 миллиарда рублей. «Самый низкий в СФО по отношению к собственным доходам», — парировал Ведерников.
Но глава Минфина продолжила. Она пояснила, что дефицит — это «расходы, непокрытые доходными источниками». Из-за этого регион вынужден кредитоваться. В этом году Минфин объявлял аукционы на привлечение кредитов на 20 млрд рублей. Но это оказалось невозможным из-за высокой ключевой ставки и желания банков кредитовать регион под проценты, которые существенно превышают ключевую ставку.
При этом, заметила Бояринова, расходы на обслуживание госдолга в 20 млрд рублей, которые планируется привлечь, составят почти 5 миллиардов рублей. «Вместо того, чтобы 5 млрд рублей направить на учреждения образования, здравоохранения, мы эти деньги заплатим банкам», — резюмировала министр.
— Отличная логика! — возмутился спикер ЗС. — Вместо того, чтобы 3 года подряд направлять [на социальные объекты] 20 миллиардов, которые проходят мимо закона о бюджете, нас пугают 5 миллиардами, которые мы направим на обслуживание госдолга. У меня есть ипотечный кредит, я его плачу 15 лет, конечно, мне проще его не платить и не жить в квартире, где живут мои дети, моя жена. Но эта логика неправильная.
Ведерников также заявил, что банки отказываются выходить на аукционы из-за условий, которые предлагает регион. Они, по мнению спикера, не сопоставимы с условиями других субъектов РФ, у которых получается успешно кредитоваться. «Я предлагаю поддержать проект закона, Наталия Вениаминовна, вы не напрягайтесь. Я просто хочу, чтобы депутаты голосовали с осмысленным пониманием, что мы опять играемся с доходами областного бюджета», — заметил Ведерников.
— Можно необоснованно разогнать доходную часть, принять под неё расходные обязательства, войти в новый финансовый год и, видя, что происходит сегодня с налогоплательщиками, с поступлениями доходов по все уровни бюджета, в ходе исполнения секвестировать бюджет, — отреагировала Бояринова.
Она добавила, что если бюджет будет получать дополнительные доходы, то правительство, как и всегда, выйдет на уточнение бюджета. «Когда мы говорим про 2021–2022 год, они были достаточно стабильными для региона. Многие из присутствующих здесь являются руководителями, возглавляют учреждения бюджетной сферы, вы видите, с какими трудностями мы сейчас все сталкиваемся. Я прошу быть крайне взвешенными, чтобы не разбалансировать ту систему, которая есть», — обратилась министр к депутатам.
Ведерников вновь возмутился: «Почему сразу полярная категоричность в том, что как будто депутаты предлагают разогнать расходы да под потолок разогнать госдолг?» Он заметил, что депутатам не дают даже 1-2 млрд из «скрываемых» 20 млрд рублей, хотя уточнения бюджета проводят в конце года. «Это что за ошибка прогнозирования в 20 млрд рублей?! В 2023 году это составило уже 60% сверхплановых доходов», — подчеркнул спикер.
Он заметил, что на проектных комитетах, которые создали в правительстве, обсуждались положения бюджета. И эта работа показала «масштабную проблему недофинансирования практически всех направлений — здравоохранения, образования, культуры и спорта». «Мы видим, что надо помогать, потому что министры боятся слово сказать в этой парадигме приоритетов, когда самое главное у нас — это низкий госдолг», — резюмировал Ведерников.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.