Лишение иркутского филиала МГЛУ (Евразийский лингвистический институт МГЛУ, ЕаЛИ МГЛУ) лицензии по 13 направлениями из 20 не было внезапным для Иркутска: слухи об этом появились сразу после проверки Рособрнадзора в январе 2016 года. Однако эффект официально озвученное решение произвело шокирующий: студенты и родители до сих пор не понимают, что происходит с вузом, что будет с их обучением и куда им бежать. Примерно в таком же положении находятся преподаватели вуза. Судьба самого «иняза» окутана туманом. Он похож на закрытого в коробке с ядом кота из мысленного эксперимента австрийского физика Эрвина Шрёдингера, который и жив, и мёртв одновременно.
Согласно приказу Рособрнадзора, ЕаЛИ МГЛУ не может готовить бакалавров и магистров по направлениям «Психологические науки», «Экономика и управление», «СМИ и информационно-библиотечное дело», «Образование и педагогические науки», «История и археология», «Культуроведение и социокультурные проекты», «Теология», «Информационная безопасность», «Сервис и туризм». Как пояснили в пресс-службе вуза, отказ в аккредитации затронет 300 студентов. Предполагается, что студенты выпускных курсов завершат обучение в вузе, но для госаттестации будут зачислены в другие иркутские университеты.
Море волнуется раз…
Единственное, чего не было после судьбоносной для иркутского «иняза» новости, - пикета студентов, родителей и преподавателей вуза. Волнения происходят в основном внутри университета. Неделю назад они выплеснулись в петицию на сайте Change.org к министру образования России и губернатору региона с просьбой сохранить лингвистический университет. За 7 дней её подписало чуть больше 5 тысяч человек.
Обстановка внутри вуза, между тем, далека от нормальной. Как пишет ИА «ИркутскМедиа» студенты жалуются на недостаток или противоречивую информацию о дальнейшем обучении, а также на то, что их заставляют писать заявления о переходе в Байкальский госуниверситет, откуда в иняз перешла нынешний директор филиала Татьяна Музычук.
Сама руководитель ЕаЛИ МГЛУ не стесняется в выражениях при общении со студентами. В понедельник, 28 марта, в интернете появилась запись её выступления, в котором она называет студентов «лохами» и «пешками» в политической игре ИГУ по объединению вузов.
Море волнуется два…
Как отмечает специалист по связям с общественностью Владислав Шиндяев, аккредитационная проверка – это не экстраординарное мероприятие: «Это жёсткая, конкретная, как и должно быть, серьёзная проверка учебного процесса на соответствие образовательным стандартам. Не нужно накручивать и делать из этого что-то страшное. Это естественный процесс. Из того, что вуз не прошёл государственную аккредитацию, можно сделать соответствующие выводы».
По словам источника «ИрСити» близкого к лингвистическому вузу, в 90-е годы иркутский «иняз» прошёл тот же путь, что и большинство вузов региона: ради выживания и сохранения подготовки по профильным направлениям он стал университетом, увеличив направления обучения за счёт рекламистов, пиара и других непрофильных для вуза специальностей. Как отмечает собеседник агентства, по этому пути шёл и Иркутский национальный исследовательский технический университет: он готовит и журналистов, и социологов, и юристов.
Как говорит источник «ИрСити», сейчас Министерство образования России сделало ставку на качество учебного процесса, и к непрофильным специальностям вузов возникли вопросы. Например, с сентября 2015 года аккредитации лишился иркутский филиал «Московского государственного технического университета гражданской авиации», была частично приостановлена аккредитация «Сибирской академии права, экономики и управления» по направлениям «Естественные науки», «Гуманитарные науки», «Культура и искусство», «Информационная безопасность» и «Экономика и управление». Как пояснил ректор САПЭиУ Олег Апостолов, вуз исправил все замечания Рособорнадзора, подал всё необходимые документы в надзорную организацию и примерно в мае ждёт решения о восстановлении аккредитации.
По словам кандидата политических наук, заместителя декана исторического факультета ИГУ Алексея Петрова, Иркутск попал под федеральный тренд – сокращения количества вузов. Стоит отметить, что такую политику Минобрнауки проводит уже не первый год: в 2014 году педагогический университет был присоединён к ИГУ, что позволило сохранить подготовку учителей в регионе.
«Мы дальше вернёмся к той системе, которая изначально была задумана: будут специализированные вузы, ведомственные вузы и будут опорные вузы, которые будут иметь свои филиалы, институты, со своей научной и материально-технической базой. У каждого вуза будет своя функция», — считает Владислав Шиндяев.
Море волнуется три…
Правительство Иркутской области не стало отстраняться от судьбы лингвистического вуза в Иркутске. Первый зампред правительства региона Виктор Игнатенко заявил 24 марта, что вопрос сохранения вуза уже прорабатывался: «Наша позиция, чтобы совместно с руководством Иркутского государственного университета проработать вопрос по сохранению вуза в виде структурного подразделения ИГУ».
Как отмечает Алексей Петров, ИГУ заинтересован в сохранении лингвистической школы в Иркутске и делает «большие шаги» для того, чтобы студенты «иняза» по неаккредитованным специальностям получили дипломы. По мнению Петрова, для лингвистического вуза возвращение «под крыло» ИГУ было бы идеальным вариантом, позволяющим сохранить научную школу в Иркутске. Впрочем, здесь нужно не только желание ИГУ, но и Московского государственного лингвистического университета, потому что это серьёзный юридический вопрос, требующий проработки в течение не одного месяца.
«На самом деле, амбиции руководителей иркутских вузов зашкаливают. Они должны были давно первым делом прийти к ректору Иркутского университета с предложением вернуться. Накануне 100-летия Иркутского классического университета это был бы подарок не только для университета, но для всей вузовской научной школы, которую давал и аграрный университет, и лингвистический университет в течение последних десятилетий», — считает Петров.
Директор ЕаЛИ МГЛУ Татьяна Музычук отрицательно относится к идее объединения с ИГУ. Она настаивает на том, что институт является филиалом московского вуза и потерять этот статус вуз не может: «У наших студентов, у их родителей неужели так много денег, чтобы они могли отправить ребёнка учиться в Москву получать диплом московского университета. Даже любого другого. У них есть уникальная возможность получить здесь в Иркутске такой диплом. Почему мы должны им отказывать. От филиала же Москва не отказывается, она его не закрывает».
По её словам, 26 марта в «инязе» с успехом прошёл день открытых дверей, и вуз сможет набрать абитуриентов в следующем учебном году.
По словам Музычук, ЕаЛИ МГЛУ планирует работать в рамках одного факультета, набрав на 2016-2017 учебный год около 1,5 тысячи студентов на обучение по направлению «Лингвистика». Иначе как возвращением к формату института иностранных языков имени Хо Ши Мина это сложно назвать.
Пока же судьба института окутана туманом, остаётся только надеяться, что студенты-выпускники неаккредитованных специальностей смогут получить свои дипломы, остальные учащиеся не будут брошены на произвол судьбы, их гостеприимно примут ИГУ, БГУ или ИРНИТУ, а преподаватели вуза не сбегут из Иркутска, а смогут найти себе место в сложившихся суровых реалиях реформы высшей школы.