Классическая общеобразовательная школа — оплот обучения детей в нашей стране. Но для некоторых детей она, к сожалению, не подходит по тем или иным причинам, потому родители иногда выбирают другие форматы. Это могут быть частные школы, а могут быть семейные классы. Иркутянка Анастасия поделилась с корреспондентом «ИрСити» опытом семейного образования и рассказала о плюсах и минусах такого формата.
«Никак не могли подобрать условия»
У Анастасии и ее супруга — один ребенок-школьник. Однако какой-никакой, но эмпирический опыт у семьи относительно школьного образования был.
— У меня очень много друзей, у кого дети есть постарше. А еще с моей младшей сестрой разница в возрасте большая, потому у меня есть разный опыт с общеобразовательной программой, — говорит Анастасия. — У нас ребенок немного нестандартный: очень любит читать, много что знает и сильно увлечен тягой к разным областям. И геология ему нравится, и научная сфера в целом. Когда пришла пора подумать о школе, мы поняли, что, когда в классе 38 человек, индивидуального подхода не будет. А погубить его любознательность не хотелось бы.
Сын Анастасии в первый класс пошел в сентябре 2023 года. Родители записали мальчика в общеобразовательную школу, но попутно искали другие варианты. Думали попробовать поработать с вальдорфской системой, но поняли, что она им тоже не подходит: она не отвечала взглядам Анастасии и Александра на обучение. Рассматривали и варианты частных школ, но всё было не то. Про существование такого формата, как семейное образование, узнали случайно.
— Я была на тот момент немножко в раздрае, потому что мы никак не могли подобрать подходящие нашему ребенку условия, чтобы не ставить палки в колеса его развития. Уже не знала, куда податься, и мне подруга дала контакт девушки, которая организовывала семейный класс, чтобы учить детей по переизданным советским учебникам, — рассказывает иркутянка.
Пара присмотрелась к такому формату и поняла, что для них это самый оптимальный вариант. К тому же родители при семейном обучении непосредственно контролируют образовательный процесс, участвуют в нем. Но в целом, добавляет Анастасия, против обычных образовательных школы она ничего не имеет — просто в их конкретном случае это был бы не лучший выбор.
— У нас, мне кажется, очень лояльная система образования, в отличие от других стран. Можно лавировать, подбирать под ребенка удобный формат обучения. Есть семейное образование, и палки в колеса не вставляют, дают возможность реализовываться, — рассуждает иркутянка. — Просто нашему ребенку было бы тяжело учиться в огромном разношерстном коллективе. Плюс вопросы социализации, возможной травли. Сын у нас в интеллектуальном плане очень продвинут, а вот в эмоциональном есть вопросы.
Анастасия отмечает, что по планам ее ребенок на семейном образовании будет находиться всю начальную школу, а потом родители хотят всё-таки встроить сына в классическую образовательную систему, чтобы он продолжал обучение уже в гимназии или лицее.
По наблюдениям Анастасии, в Иркутске сейчас очень много семейных классов: только в чате «семейников» в одном из мессенджеров насчитывается больше тысячи человек. А есть еще частные школы, которые организовывают что-то подобное.
Уроки и материалы
Сейчас сын Анастасии учится в классе из семи детей. Родители за свой счет снимают помещение под класс, закупают и парты, и доски, материалы, методические пособия, нанимают педагогов.
— Мы в своем помещении, например, делали ремонт полностью, меняли окна, потому что там здание старое, организовывали пространство, чтобы детям было комфортно и чтобы это действительно похоже было на учебный класс. Мы микроскопы даже закупили, чтобы дети на уроке «Окружающий мир» могли ими пользоваться, — рассказывает Анастасия.
Уроки, как и в обычной школе, проходят каждый день, расписание у детей стандартное, как того требует образовательная программа. Чтобы перейти на семейное образование, нужно уведомить об этом департамент образования, прикрепиться к какой-либо школе и раз в полгода проходить в ней аттестацию.
— Наш класс прикреплен к школе № 55. Это чудесная школа. Когда мы туда приехали на аттестацию, я была поражена отношением педагогов. Безумно им благодарна. Нам всё объяснили, всё рассказали, везде провели. Детки наши все сдали эту аттестацию, а педагоги к ним относились изумительно прекрасно. Мне очень радостно было от того, что всё было так слаженно, — делится впечатлениями иркутянка.
Многое, добавляет она, зависит и от настроя самих родителей: если сразу быть на позитиве, то, скорее всего, никаких сложностей и подводных камней не возникнет.
Аттестацию ребята проходи перед Новым годом, тогда было семь-восемь предметов. Физкультуру дети сдавали прямо в спортзале, читали на чтении, писали на русском языке, решали примеры по математике, на окружающем мире писали тесты. А чтобы ребят аттестовали по музыке, рисованию и трудам, учителям приносили записи их выступлений и работы.
«Разговоры о важном» тоже присутствуют в обучении, но в адаптированном виде: это скорее мини-конференции, на которых дети общаются на интересные темы.
Кто учит
Что касается педагогического состава, то учителей, как правило, ищут в школах — то есть это профессиональные кадры.
— У нас очень сильный педагог, она сама в школе работала с малышами, умеет с ними взаимодействовать и держать их. Она просто ушла из школы, и ее наши родители быстро-быстро подхватили, попросили заниматься у нас, она согласилась. Мы все безумно рады, что она на это вообще подписалась, — говорит Анастасия.
Но есть и такие случаи, когда родители сами проходят профподготовку и начинают заниматься с детьми.
— Например, в тот класс, где занимаются по советским учебникам, просто так педагога с начальных классов не возьмешь, потому что там своя специфика, дети пишут перьями и тушью. Потому нужно учиться именно по советской методике преподавать, — говорит Анастасия. — Наш класс сейчас обучается по программе «Школа России», но я взяла сыну прописи, чтобы он писал тушью, и рука уже совсем по-другому стоит.
Есть семейные классы и для детей среднего школьного возраста. В таких случаях, как правило, с детьми занимаются уже учителя-предметники. По большому счету они работают как репетиторы.
Внеурочную деятельность, досуг тоже организовывают сами родители. Как правило, в этот процесс вовлечена вся семья, а все мероприятия нацелены на сплочение и коммуникацию между старшим и младшим поколением.
Дешевле частных школ
Учить детей в формате семейного образования — дело, конечно, не бесплатное. По словам Анастасии, многое зависит от того, сколько обходится аренда и на какую зарплату родители договорились с педагогами.
— Всё складывается изначально в фонд класса. Сразу же существует договоренность между родителями по ремонту, по закупке учебников, мебели. Когда мы учились еще в классе по советской системе, у нас только учебники обошлись примерно в 4,5 тысячи. Плюс парта в 10–15 тысяч рублей, — делится иркутянка.
Учебники по программе «Школа России» гораздо дороже, их к тому же приходится часто менять. В месяц вместе с арендой и зарплатой учителям выходит 15–20 тысяч рублей — в зависимости о того, ходят дети, например, на ИЗО или английский или нет.
Сумма значительная, но по сравнению с частными школами всё равно гораздо ниже — там цены стартуют от 30 тысяч рублей в месяц.
— Есть еще вопрос с питанием. В нашем первом классе мы о кормлении договаривались с комбинатом питания, у нас были дежурные родители, которые забирали еду и привозили ее на обед детям и педагогу. А в этом классе мы увидели, что у детей разные предпочтения, кто-то что-то не съедает, потому решили, что каждый родитель просто в контейнер своему ребенку будет давать обед. У нас в классе и микроволновка стоит, чтобы еду разогреть, — говорит Анастасия.
«Всё зависит от родителей»
По мнению Анастасии, к плюсам семейного образования можно отнести индивидуальный подход, возможность родителям участвовать в образовательном процессе и вместе с педагогом подкорректировать те или иные моменты в обучении конкретного ребенка.
— Здесь есть мобильность. Реакция на перемены значительно быстрее происходит, чем в традиционной школьной системе. Еще лично для нас плюс — маленькие классы и возможность контролировать питание, потому что у ребенка тут есть свои нюансы, — говорит Анастасия.
Из минусов, конечно, — финансовая сторона. Как минимум общеобразовательные школы целиком обеспечивают детей учебниками. Если же выбирать формат семейного образования, то об этом полностью заботятся родители.
— Ну и не каждый возьмет на себя ответственность за обучение ребенка. Здесь очень важна роль именно родителей. Еще один вопрос — транспортной доступности. Для нас это не проблема, а для кого-то вполне может быть, — отмечает иркутянка.
Однако, добавляет она, все возникающие проблемы (что делать, например, если педагог заболел?) решаемы — если родители изначально понимают все риски, которые могут возникнуть при выборе семейного образования.