Всё-таки отечественное кино – это увлекательное зрелище. Можно бесконечно наблюдать, как даже лучшие из российских мастеров искусства с огромным успехом осваивают новые технологии и приёмы, одновременно наступая на дорогие сердцу грабли.
У «Батальона» был прекрасный трейлер, после которого хотелось пойти в кино. Он прямо вопил и кричал, что это нужно сделать, чтобы увидеть трагедию страны и катастрофу войны, отражённые в судьбах героев. Проще говоря, он продавал не меньше чем «Цельнометаллическую оболочку».
У «Батальона» был прекрасный актёрский состав. Комедийная актриса Мария Аронова в неожиданном амплуа выглядела убедительной. Мария Кожевникова в не менее неожиданном амплуа вызывала интерес. Марат Башаров, недавно отметившийся в жанре ББПЕ, был полностью органичен с идеей «а давайте пошлём баб на фронт». Наконец, сама эта идея была актуальна на фоне обострившейся за последние двадцать лет проблемы «вдруг война – а я уставший».
У «Батальона» была ниша, которую до сих пор никто не занял. В отношении Первой мировой в России нет никакой чёткой и внятной позиции. То ли это было бессмысленное кровопролитие на благо империалистов всего мира, то ли война за веру, царя и отечество, кончившаяся тем, что царя не стало, с верой всё вышло не очень хорошо, а отечество претерпело такие изменения, что теперь мы не вполне знаем, как относиться к Первой мировой. «Батальон» чуть ли не первое за много лет кино, которое обращается к этой теме – причём к самому тяжёлому периоду, когда разложение фронта достигло невероятных масштабов.
По результатам просмотра приходится признать, что половина этих прекрасных стартовых позиций пропала даром. Основной и чудовищный недостаток «Батальона» заключается в отсутствии внятной повествовательной логики. Построенный по классической схеме «набрали-тренировали-фронт-первый бой-не все умерли», «Батальон» должен был, по той же схеме, раскрывать целую галерею характеров. Вместо этого на экране оказался целый клубок оборванных сюжетных нитей. Большинство персонажей попросту проваливается вникуда, а те, что остались, выглядят порой нелепо. Кроме того, создатели фильма, очевидно, плохо представляли, как же им изобразить всю дикость идеи «женщина идёт воевать» - в мире, где существует не то что «Солдат Джейн», это бы ладно. В мире, где есть «А зори здесь тихие» и «В небе ночные ведьмы».
Вероятно, режиссёр последнего Евгения Жигуленко, военная лётчица, герой Великой Отечественной – физически не могла бы снять эту невероятную сцену, где толпа женщин, больше половины из которых крестьянки, трепетно останавливаются перед краем оврага, не зная, как в него спуститься. Все эти бесконечные подвороты ног и трепещущие губы, все эти глаза, налитые слезами, на фоне огромных дыр в сюжете смотрятся так, будто создатели фильма не понимают, как по-другому продемонстрировать, что на экране именно женщины. И что их должно быть очень-очень жалко, и что это оправдает финал, фальшивость которого не поддаётся никакому описанию.
Единственные полимеры, которые «Батальон» использовал на всю катушку, это актёрские работы. И нельзя не отметить, что Мария Аронова сыграла не только лучшую из своих ролей, но и, возможно, один из лучших женских образов в отечественном кино. Её Марию Бочкареву невозможно забыть, ею нельзя не заинтересоваться. Благодаря этому фильм, сшитый из сильных кусков будущего сериала на живую нитку, лишённый внятного посыла, полный разного рода нелепостей – в итоге оказывается картиной очень искренней и почти хорошей. Просто загубленной нынешней порочной практикой сначала выпускать демонстрационный и потому нефункциональный образец в широкий прокат – а потом показывать цельный продукт в виде сериала по «Первому».