Подростковое кино у нас в стране упразднилось вместе с Советским Союзом. Впрочем, и весь-то отечественный кинематограф медленно сполз на дно и там бултыхался, пуская иногда пузыри. Наступила пора двух крайностей – либо духовность, либо попытки следовать голливудским лекалам. И вот теперь, слава богу, в первом у нас есть Звягинцев, а во втором народу гораздо больше, но успехи гораздо незаметнее. И как ни крути «Неуловимых», что в фас, что в профиль – на фоне этого пёстрого ковра они выглядят очень даже хорошо.Самое главное тут – точно знать, что именно нам показывают.
А нам показывают ни больше ни меньше как попытку отечественного кинокомикса, что-то среднее между «Пипцом» и «РЕД». И как только это становится очевидно, основная претензия критики этого фильма – мол, так не бывает – уходит с гармошкой в далёкие степи. Много чего не бывает. Вот, например, пятнадцатилетние девочки не бывают Убивашками без того, чтобы их за это не посадили в колонию для несовершеннолетних и не приставили к ним психиатра. «Неуловимые» - это не энциклопедия российского быта, хотя «стоп-хам» и прочие синие ведёрки узнаются безошибочно. «Неуловимые» - это жанровое кино. Причём в отличие от изрядного числа своих предшественников – кино удачное.
Тут будет очень уместно вспомнить «Чёрную молнию», которая тоже была попыткой позаимствовать голливудское лекало и наложить его на российские осины. Ничего путного из этого, как известно, не вышло – по той простой причине, что попытки сделать из русского парня какого-нибудь человека-паука дело, конечно, хорошее, только парень должен быть действительно местным и действительно живым. В «Черной молнии» же характеры не содержали даже штампов – это были просто некие общие места, белые пятна, перемещающиеся на фоне спецэффектов.
«Неуловимые» - это совсем другая история. Кира, Артём, Федя и Женя, конечно, тоже не то чтобы очень оригинальные персонажи. Скорее это Бабник, Гопник, Ботаник и Девушка – но при этом они не выглядят совсем уж ходячими схемами. Они обаятельны и, в кои-то веки, ведут действительно хорошие диалоги. Более того – со своими довольно садистскими идеями вразумления одного отдельно взятого олигарха они вполне себе живые наглые семнадцатилетки. Абсолютный минус в том, что у них нет истории, а к концу фильма они никак не меняются – что категорически невозможно. С другой стороны, этот минус уравновешивается набором их действий. Который, конечно, даст бог никто не возьмётся повторять на живых людях – потому что психика человека и впрямь штука хрупкая, и довести до сумасшествия хоть кого можно, это и эксперты подтверждают. И, кстати, о сумасшедших: местный злодей в исполнении Дениса Шведова так хорош, что его даже как-то и жалко.
В чём ещё плюсы «Неуловимых»? В бодром действии и находчивости. Это кино, собранное из голливудских шлакоблоков – но при этом все же подвижное, нестатичное. И не выглядящее чужеродным. Это именно что попытка российского кинокомикса, и попытка удачная. Во всяком случае, не вызывающая столько претензий, сколько какая-нибудь «Батори» в жанре хоррор. Другое дело – сколько удовольствия это кино способно доставить целевой аудитории от 13 и старше? И сколько принести пользы? Потому что, как ни крути, у таких фильмов должно быть что-то вроде морали – а вот с этим у «Неуловимых» не сложилось, так что и вышло в конечном итоге что-то вроде упомянутой там «Пилы». Зло-то мы накажем. А вот как с добром быть?