Родиной известного российского актера Юрия Степанова можно назвать сразу два района Иркутской области. Он родился в селе Рысево в нескольких километрах от Черемхово, но еще в детстве вместе с семьей переехал в Усольский район. Это произошло из-за того, что отца будущего артиста перевели в Тайтурку на должность директора совхоза-миллионника. Рассказываем, как парень из провинции, чья жизнь и карьера оборвались на взлете, стал одним из самых известных киноследователей в нулевые.
«Успокоился? Теперь займись делом»
О своих родителях Степанов отзывался очень уважительно, он называл их «родителями с большой буквы». Константин Николаевич Степанов был директором совхоза «Мальтинский», заслуженным работником сельского хозяйства РСФСР. За трудовые заслуги глава семейства даже был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Мама, Раиса Михайловна, была учителем биологии и руководителем биологического кружка в школе.
Актер рос в многодетной семье на селе, а это значит, что нужно было уметь всё: копать огород, ухаживать за скотиной, собирать грибы и ягоды, заниматься животноводством, рыбалкой и охотой. К слову, уже в девятом классе Юрий однажды добыл серьезный трофей — прибил в лесу лося. На каникулы отец регулярно пристраивал отпрыска на подработки — в юности Степанов-младший успел побыть и каменщиком, и плотником.
Отец Степанова хотел, чтобы сын пошел по его стопам и стал охотоведом. Но он выбрал другую стезю. В Тайтурке Юрий познакомился с Анатолием и Людмилой Абсандульевыми — он был директором местного Дома культуры имени Дзержинского (попутно вел секцию по боксу), она — художественным руководителем ДК. Юрий занимался танцами в кружке Людмилы Николаевны, ездил по окрестным деревням и селам с выступлениями. Именно она подготовила его к поступлению в Иркутское театральное училище (его будущий актер с отличием окончил в 1984 году).
— Когда я стал студентом театрального училища, отец сказал: «Хорошо, учись. Деньгами помогу». Но вот я окончил его с красным дипломом, папа мой спросил: «Ну всё? Успокоился? Теперь займись серьезным делом». Я же решил ехать в Москву, — рассказывал Степанов в одном из интервью.
В столице будущий актер поступил в ГИТИС, его наставником стал прославленный режиссер Петр Фоменко. С ним были связаны многие успехи Степанова на сцене. Его выпускной курс стал основой открывшегося в 1993 году театра-мастерской Фоменко, и наш земляк стал одним из ведущих актеров в нем. Степанов служил там до конца своей жизни.
Интересно, что в годы учебы в ГИТИСе за Юрием Степановым закрепилось амплуа актера-комика: у него была тяга к импровизации, розыгрышам. Вкупе с чуть полноватой фигурой и очень обаятельным лицом он создавал образ добродушного клоуна. В то же время он легко перевоплощался в лиричного, беспощадно ироничного и иногда даже жестокого персонажа.
«Теперь бесплатно возят на такси»
В кино Степанов дебютировал под руководством своего театрального наставника Петра Фоменко в телеспектакле «Гробовщик». Затем была небольшая роль работника «Газпрома» Герасима в фильме «Орел и решка», режиссером которого был великий Георгий Данелия. Но первые главные роли пришли к Степанову на рубеже веков.
Актер в своих интервью признавался, что никогда не любил проходить пробы, хотя это — неотъемлемая часть творческой жизни любого артиста. И так получилось, что на одну из самых своих известных ролей он не пробовался совсем. Режиссер Николай Досталь утвердил его сразу, как только увидел. Речь идет о роли следователя прокуратуры Павла Пафнутьева — главного персонажа сериала «Гражданин начальник».
— Когда мы снимали сериал «Гражданин начальник», мы с Николаем Досталем работали ночами, потому что на съемочной площадке не было времени обсудить роль. Вечером мы садились, выводили свои версии, потом сводили к одной общей концепции, а утром, подготовленные, уже приходили на съемочную площадку. Это происходит сегодня редко… Это прекрасный человек, прекрасный учитель, который научил меня за время съемок просто еще одной профессии — профессии режиссера. Не было никаких скидок на то, что это сериал и здесь можно сделать тяп-ляп, — рассказывал Степанов о съемках с Досталем.
Гражданин начальник Степанов в сериале предстал не совсем обычным ментом, который регулярно устраивает погони и расстреливает преступников налево и направо. Это скорее немного неуклюжий, но очень честный следователь, который, несмотря на свою кажущуюся миловидность, пойдет до конца, чтобы добиться справедливости. Пафнутьев больше работал не мускулами и оружием, а головой — и многих зрителей, судя по отзывам, это подкупило.
— Известность, которую я приобрел после этого сериала, иногда уже просто забивает. И я всё еще пытаюсь определиться, как на это реагировать. С одной стороны, хочется закрыться, а с другой — ну чего закрываться? Ведь ты же снимался для народа. Кстати, меня теперь часто бесплатно возят на такси. Узнают, денег не берут, даже обижаются, когда предлагаю. Так и ездим, — вспоминал актер.
«Человека, которого тебе предстоит сыграть, уже пора заносить в Красную книгу!»
Еще одной знаковой ролью Степанова стал образ бывшего вора в законе Антипа Глымова в сериале «Штрафбат». Как и в случае с «Гражданином начальником», картину снимал Николай Досталь.
— Мой герой живет автономной жизнью — понятно, что она лихая, в ней есть свой романтизм, но эта романтика должна быть закрыта для массовых глаз, а мы сейчас только и делаем, что всё это уголовное «чудо» раскручиваем. И забываем, что мы — криминальная страна! <…> [Антип Глымов] не бежит с поля боя, не прячется, он воюет. У моего Глымова нет никаких прототипов. А если говорить по большому счету, то меня интересовало, на что мой герой способен, а на что нет, — говорил о своей роли Степанов.
По словам актера, во время съемок на площадку приезжал священник, который должен был дать небольшую консультацию. Во время разговора со съемочной группой батюшка упомянул: души таких людей, как штрафбатчики, не нашли успокоения, поскольку их некому было оплакивать. После этого, рассказывал Степанов, он лишь укоренился в своей уверенности в том, что работать над этой картиной было правильным решением.
Актер неоднократно признавался, что работу в кино воспринимал как заработки. И если бы возник выбор, играть на сцене или сниматься в очередном фильме или сериале, он бы без всяких сомнений выбрал первый вариант.
А еще после своих главных ролей — в «Гражданине начальнике», «Штрафбате» и «Стилете» — Степанов заявил, что устал. В какой-то момент у него возникло пресыщение профессией.
— С каждым днем входить в творческий процесс всё тяжелее и тяжелее. Но я это пока оправдываю тем, что сейчас у меня такой этап. Хотя я уже сейчас строю планы на будущее, несколько отличные от моего актерского настоящего. Еще в детстве я не мог копать картошку, потому что это монотонный труд, не могу собирать ягоды, грибы — однообразие меня бесит! А сейчас даже в профессии разнообразие ролей меня нисколько не радует, потому что я понимаю, что как бы я ни крутился, это всё равно перманентная ситуация и повторы неизбежны. Это как компьютерная игра… — так актер говорил в 2004 году.
«Актерская профессия есть некое жертвоприношение. Всё надо пропускать через себя, думать, страдать, и после всего этого надо к семье возвращаться нормальным человеком»
А ведь после этого было еще шесть плодотворных лет. Степанов успел сыграть в «Жмурках», «Первом после Бога», «Грузе 200», «Достоевском». Не забывал он и о театре, ведь Петр Фоменко заклинал: «Я тебя, старик, благословляю, но умоляю: только не уходи из театра».
Сын пошел по стопам отца
Со своей супругой Ириной Сорокиной Юрий Степанов познакомился в театре. Но их история любви не совсем обычная для актерской среды. Сорокина не играла на сцене. Ее профессия — закройщик-портной, она работала модельером и костюмером в театре, где служил Степанов.
Они познакомились в 1994-м: Юрий играл роль Горбуна в пьесе по драматическому произведению Марины Цветаевой «Приключение», а Ирина занималась подготовкой костюмов для актеров. Знакомство переросло в дружбу, дружба — в отношения. Пара поженилась в 1997-м, после рождения первенца Константина. Он появился на свет в День защитника Отечества, 23 февраля.
— Я шутил, что женюсь ради прописки, а она отвечала, что мужа, так и быть, пропишет к себе, — рассказывал Степанов.
В браке у актера родился еще один сын — Дмитрий, это произошло в 2007-м. Спустя четыре года стало известно, что у пары будет еще один ребенок. Но его появления на свет Юрий Степанов не дождался.
В ночь на 3 марта 2010 года актер, вымотанный выступлением на сцене театра-мастерской Петра Фоменко (в этот день зрителям представляли спектакль «Три сестры»), поймал попутку, чтобы уехать домой. На перекрестке улиц Люблинской и Шкулева в «Жигули», в которых находился Степанов, въехала Mazda. От удара машину с актером откинуло на встречную полосу, где она столкнулась с «Ладой». Удар пришелся в то место, где находился Юрий. К сожалению, шансов выжить в этой аварии у него не было.
Прощание с актером проходило в театре Петра Фоменко. Проститься с ним пришли коллеги — артисты Тагир Рахимов, Алексей Серебряков, Евгений Стычкин, Роман Мадянов, Олег Любимов. Режиссер Николай Досталь, который снял несколько звездных для Степанова картин, назвал его «настоящим другом, товарищем, мужиком, прекрасным артистом и человеком». Проститься с актером пришли и политики, в их числе был даже лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
Супруга Ирина Сорокина тяжело переживала трагедию. Она рассказывала, что первые дни после смерти мужа постоянно плакала и не могла поверить, что случилась такая нелепая и несправедливая смерть. Но ей пришлось быть сильной: у пары остались двое сыновей, третий был на подходе.
Он родился через несколько недель после смерти Степанова. Изначально супруги хотели назвать своего третьего ребенка Степаном, но затем Ирина Сорокина решила, что сына будут звать Юрий — в честь отца.
Внешне младший Степанов очень похож на своего папу. И уже в довольно юном возрасте мальчик пошел по стопам своего родителя. С 2019 года вышло уже три картины с его участием, причем в одном из фильмов — «Чук и Гек. Большое приключение» — маленький Юра сыграл главную роль. В производстве находятся еще несколько работ: продолжение фильма «Батя» (там партнерами Юры Степанова стали Владимир Вдовиченков и стендапер Стас Старовойтов), а также «Особенности национальной больницы» и «Карузо».
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.